Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:42, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.
Объект исследования – процесс коррекции страхов у младших школьников.
Предмет исследования – сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников.
Задачи исследования:
Уточнить понятие страха как эмоционального состояния человека.
Изучить особенности страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Изучить возможности использования сказкотерапии как средства коррекции страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции страхов у младших школьников……………………………………………………..6
1.1 Страх как эмоциональное состояние человека …………………..6
1.2 Особенности и причины проявления страхов у младших школьников …………………………………………………………...12
1.3Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………….35
Глава 2 Практические аспекты работы по коррекции страхов у младших школьников………...…………………………………………..36
2.1. Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………...36
2.2.Разработка и обоснование комплекса внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..42
2.3. Педагогические рекомендации по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников ..................................53
Выводы по второй главе……………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………..62
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ БАЛАК.....docx

— 162.76 Кб (Скачать файл)

 В связи с этим перед взрослыми встают две одинаково важные задачи: понять, что чувствует ребенок, что за переживания для него открылись либо вспомнились; оказать ему помощь в высказывании своих чувств, связанных с сюжетом сказки или появившихся по ассоциации.

3. Важно использовать разные приёмы работы со сказкой. Основные приемы работы описала Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. [15, c.97] Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память и корректировать различные виды страхов. Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

Основные приемы работы со сказкой:

1).Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

2). Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса. Баба Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок.

3). Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

4). Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5). Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

4.Коррекцию разных видов страхов у детей младшего школьного можно осуществлять на внеклассных занятиях. Внеклассные занятия с элементами сказкотерапии (сочинение и разыгрывание сказки с последующим аналитическим разбором) проводятся одновременно со всем классом. Непосредственно во время занятия нужно вести краткий протокол, а после завершения занятия нужно описывать произошедшие события более подробно, с целью подбора более эффективных упражнений и приемов.

Проводить занятия можно  в малом спортивном зале. Для начала нужно установить эмоциональный контакт со всеми детьми, можно это сделать в виде игры или упражнения. Затем можно провести подвижную игру, связанную с видом страха, который рассматривается на занятии. Центральным эпизодом является сама сказка, ее чтение, анализ и разыгрывание по ролям. В своих занятиях мы использовали авторскую сказку В.Г.Сутеева, рассказ В.В. Бунеева и народные сказки. Так же мы использовали такой метод, как коллективная сказка, где младшие школьники придумывали собственную сказку, со своими героями и искали выход из той или иной ситуации. На занятиях детям  можно предложить сочинить сказку или придумать страшную историю. Их можно начать словами «Жил-был...» или «Однажды...». Дети с неврозом страха, как правило, придумывают истории с печальным концом. Задача учителя заключается в том, чтобы проиграть их сюжеты. Но настаивать на этом не нужно, ребенок сам должен предложить свой рассказ для постановки. Затем учитель распределяет роли и начинается представление.

Таким образом, даже после  завершения сказки ребенок уверен, что при любых возникающих в жизни трудностях всегда есть какой-либо выход.

5.Можно рекомендовать и родителям работать с детскими страхами. Во-первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо — значит пугать смертью! В урочный час вы указываете ребенку на реальные опасности, но никогда на мнимые, придуманные, не пугаете его ради послушания. Воспитание страхом — жестокое воспитание. Последствия его — тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

 Во-вторых, не следует  стыдить ребенка за испытываемый  страх. Насмешки над боязливостью  ребенка также жестокость. Стыд  и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д. Испытывающий страх и не понятый родителями пассивен, склонен к депрессии. Страх у ребенка разрастается, что уже угрожает неврозом.

В-третьих, не стоит ребенка  оставлять одного в незнакомой ему  обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное  только рядом со взрослым. От страхов ограждают мудростью и предусмотрительностью. Склонность к страху преодолевают добротой. Относитесь с любовью и вниманием к своему ребенку, ведь для преодоления своего страха очень пригодится ваша поддержка и участие!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

В результате проведения диагностики страхов у младших школьников и проектирования комплекса внеклассных занятий с элементами сказкотерапии по коррекции детских страхов нам удалось:

    1. Выявить виды страхов и их причины у младших школьников.
    2. Разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии по коррекции детских страхов.
    3. Проанализировать и обобщить результаты исследования, разработав педагогические рекомендации учителям начальной школы и родителям по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме и проектирования комплекса внеклассных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии по коррекции страхов нам удалось:

  1. Уточнить понятие страха как эмоционального состояния человека.
  2. Выявить особенности и причины проявления страхов у младших школьников
  3. Изучить  возможности использования сказкотерапии как средства  коррекции страхов у учащихся младшего школьного возраста.
  4. Выявить виды страхов и их причины у младших школьников.
  5. Разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии по коррекции детских страхов.
  6. Проанализировать и обобщить результаты исследования, разработав педагогические рекомендации учителям начальной школы и родителям по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.

   Следовательно, цель  нашего исследования достигнута.

 

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний по данной проблеме.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии  может помочь учителям начальной школы  и психологам   в организации коррекции эмоциональной сферы  учащихся младшего школьного возраста. 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Абакумова, Т.В. Классификация основных видов страха современного общества [Текст] / Т.В. Абакумова // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск, 2002. С.133  —  140.
  2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте  [Текст] / Л. И. Божович - М.: Просвещение, 1968. — 465 с.
  3. Большой толковый психологический словарь. Т.1, (А – О), Т.2., (П – Я) [Текст] /  .; Пер. с англ. /Роберт Артур – ООО «Издательство АСТ», Издательство «Вече», 2003. — 592 с.;
  4. Боулби, <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-famil

Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников