Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:42, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников.
Объект исследования – процесс коррекции страхов у младших школьников.
Предмет исследования – сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников.
Задачи исследования:
Уточнить понятие страха как эмоционального состояния человека.
Изучить особенности страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Изучить возможности использования сказкотерапии как средства коррекции страхов у учащихся младшего школьного возраста.
Разработать комплекс внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции страхов у младших школьников……………………………………………………..6
1.1 Страх как эмоциональное состояние человека …………………..6
1.2 Особенности и причины проявления страхов у младших школьников …………………………………………………………...12
1.3Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………….35
Глава 2 Практические аспекты работы по коррекции страхов у младших школьников………...…………………………………………..36
2.1. Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………...36
2.2.Разработка и обоснование комплекса внеклассных занятий с элементами сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников………………………………………………………………..42
2.3. Педагогические рекомендации по использованию сказкотерапии для коррекции страхов у младших школьников ..................................53
Выводы по второй главе……………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………..62
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ БАЛАК.....docx

— 162.76 Кб (Скачать файл)

Наибольшая чувствительность к страхам, как у мальчиков, так  и у девочек проявляется в 6 и отчасти в 7лет (у детей, не посещающих школу). Интересен факт уменьшения числа  страхов у детей 7лет, посещающих школу, по сравнению с детьми 7лет  – дошкольниками. По-видимому, здесь  можно говорить об активизирующей роли новой социальной позиции школьника.

Меньше всего страхов  в 12 лет. В дошкольном возрасте, как  у мальчиков, так и у девочек  их больше, чем в школьном, т.е. с  возрастом страхи уменьшаются [13, с.22].

Степень и сила страха у  детей во многом зависит от отношения  родителей к ним. Как правило, к страху склонны дети таких родителей, которые тревожны, беспокойны, так  как они весьма часто предостерегают своих детей, опасаются за них  даже бес повода. Вторым источником страхов у детей является через  мерная строгость родителей, так  как частые и необоснованные наказания  формируют у детей боязливость, тревожность, которые нередко трансформируются в страхи. Третьим источником страхов  у детей выступают страхи самих  родителей, которыми дети быстро заражаются. [12,с. 45]

Исследования психологов показали, что у тревожных и  беспокойных родителей более половины детей подвержены страхам различного рода. В зависимости от условий развития и типа нервной системы эти источники могут формировать страхи невротического характера. Эта форма страхов чаще всего наблюдается в подростковом возрасте в результате переживания, одиночества, уродства, потери близкого человека. Длительные переживания страхов могут оказать заметное влияние и на характер человека.

Виды страхов.

1.Боязнь различных раздражителей.

2.Боязнь боли 

3.Боязнь животных 

4. Боязнь чужих людей,  незнакомых объектов

5. Боязнь высоты, темноты.

6. Боязнь смерти.

7. Боязнь воин, катастроф.

В переживании страхов  у детей чётко наблюдаются  половые различия: девочки более  боязливы, чем мальчики. Формирование страха зависит от условия развития ребёнка: городские дети менее боязливы, чем деревенские. [12, с.60]

Поступление ребенка в  школу связано с возникновением важнейшего новообразования – внутренней позиции школьника, но иногда это  вызывает не уверенность, постоянное ожидание неуспеха, что ведёт к возникновению  страха.

Школьники младших классов  в начале отмечают реальные опасности, затем – мнимые. Имеют место и престижные опасности. Из реальных страхов преобладает боязнь воды и высоты боязни животных, опасение за здоровье родных и близких. [9, с.160]

Среди мнимых страхов выделяют боязнь высоты и недовольство взрослых. Из престижных страхов называют боязнь получения плохой отметки, выступление  перед большой аудиторией. Это  подтверждается данными Н. К. Сурогиной: у школьников 7 -10 лет в 72% случаев  присутствуют страхи, связанные со школьным обучением, в 53% - с неуверенностью в отношениях с учителем. Это свидетельствует  о наличии дистанции между  учителем и учениками, отсутствие между  ними полноценного контакта, о недостатке или отсутствии у преподавателя  интереса к детям. [11, с.35]

В основе этого страха лежит  боязнь сделать ошибку, совершить  глупость, быть осмеянным. Больше всего  такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски проявляется их беззащитность.

В ряде случаев страх перед  школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявления физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но принимая длительный характер, он вызывает у ребёнка ощущение бессилия, неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их.

Таким образом, факторами возникновения страхов являются: наличие страхов у родителей, гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность к ребенку, эгоцентрическое воспитание, но большая часть страхов младших школьников лежит области учебной деятельности: страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликтов со сверстникам. Ряд факторов могут привести к тому, что у ребенка сложится комплекс страхов и его страхи будут настолько сильными, что скажутся на его самооценке и успешности обучения. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

 

1.3 Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников

В психологии сказкотерапия  одно из самых молодых направлений, в основе которого один из самых  древних способов поддерживать человека с помощью слова. Специалисты  по-разному идентифицируют и понимают этот термин, подразумевая под ним  «лечение сказками», психологическую  коррекционную работу над проблемой.[36, с.16]

В последнее время термин «сказкотерапия» звучит чаще и чаще. Всё реже употребление данного понятия  вызывает удивлённые взгляды, усмешки, скептическое отношение. С уверенностью можно сказать, что всё большее  количество практических психологов используют сказкотерапию как один из методов  в своей деятельности. Уникальность и богатство данного метода помогают отразить следующие авторские определения:

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими (И.В.Вачков). [28]

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь (С.А.Черняева).[28]

На сегодняшний день, сказкотерапия  это новое, совсем молодое и уже  самостоятельное направление в  психологии.

Источниками концепции сказкотерапии  стали работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.Г. Юнга и М.Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова а также собственные разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [25, с.75].

 В человеческой цивилизации сказкотерапия имеет почтенный возраст - не одно тысячелетие. Однако в научном мире сказкотерапия имеет совсем юный возраст - 12 лет. Официальной датой основания Института сказкотерапии считается 1998 год в России в Санкт Петербурге.

На сегодня можно выделить 4-е этапа в развитии сказкотерапии [8 с.25].

Первый этап развития сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс  устного творчества продолжается по сей день. К нему относятся притчи, сказки, байки, метафоры, мифы, которые  всегда передавались из поколения в  поколение, неся многовековую мудрость народа. [15, с.14]

Второй этап развития сказкотерапии - собирание и исследование сказок и мифов. Эти исследования связаны  с именами Карла Густава Юнга, Луизы фон Франц, Б. Беттельхейма [15, с.15]. Юнг навел мосты между мудрецами Востока и психологами Запада. В основе его построения лежит символ. Символ, как и метафора, передает нечто большее, чем представляется на первый взгляд. Вся картина нашего психического мира опосредована символами - архетипами. Архетип - это врожденные элементы человеческой психики, это метафорические прототипы, представляющие многочисленные этапы эволюции человечества. Существуют архетипы отца, матери, мужественности, женственности, детства и т.д. Расшифровка глубинной архетипической природы сказочных образов дает возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается до сих пор.

Третий этап - сценарии твоей  жизни. Э. Берн указал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека [15, с.16]. Сценарий - это постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Это тот психологический импульс, который формирует судьбу человека независимо от его свободного выбора, и превращается в дальнейшем в жизненный сценарий. Можно проследить явное сходство между сказками или мифами и реальными людьми. Благодаря этому этапу развития сказкотерапии появилась возможность помочь человеку увидеть, как формировался его жизненный сценарии, в какие тупики и ловушки он заводит человека, а самое главное, помочь человеку выйти из этих тупиков и творить свою судьбу дальше.

Четвертый этап - комплексная  сказкотерапия. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как целостной  воспитательной системы, проверенной  многими поколениями наших предков. Шелдон Копп в своей книге "Гуру: метафоры от психотерапевта" рассказывает о спасительной роли сказок в собственном детстве и о том, как позднее он заново открыл воспитательную силу преданий и сказок. Научные доводы и изыскание не затрагивают душу, в то время как сказки, мифы, метафоры, созданные самыми разными культурами мира, западают в самые ее недра. [15, с.17]

Сейчас сказкотворение распространилось и в педагогической, и психологической  системах. Познание многих вещей в  педагогики даются через сказки, метафоры, притчи. Как в педагогике, так  и в психологии активно используется прием "Сочини сказку". В отечественной  психологии исследованию сказок посвятили  себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан  огромный сказочно - метафорический материал, как авторских, так и дидактических  сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе.

Из выше сказанного видно, что сказкотерапии действительно  очень многогранный метод, востребованный не только в психологии, но и в  других областях жизни, используемый как  самостоятельный метод, так и  как техника в других методах  консультирования.

Большинство людей склонны считать, что сказкотерапия является исключительно «детским» методом. Конечно, результативной она оказывается именно в работе с детской аудиторией, однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Как подчеркивает ведущий психолог в данной области Т.Д Зиневич-Евстигнеева, сказкотерапию можно назвать “детским” методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу - началу каждого человека. [16, с.11]На сегодняшний день существует огромное количество самых разнообразных сказок. Но как начала зарождаться сказка сама по себе. Задумавшись, можно выдвинуть следующую гипотезу. Когда с человеком произошла какая-то интересная история, он рассказывает ее друзьям, приятелям, знакомым. После пятого, шестого рассказа история постепенно начинает обрастать новыми мелкими подробностями, поведение самого рассказчика в этой истории становится более осмысленным и эффективным. Благодаря неоднократному повторению истории, у нее через время появляется вступление, завязка, развязка, резюме, мораль. А еще через какое-то время эта история спокойно может превратиться в байку. Байка имеет свойство ходить из уст в уста. Не исключено, что похожие события были в жизни еще некоторых людей. Так, очень скоро может появиться коллективная байка, или анекдот, или притча, или сказка. Причем, каждый из этих видов народного творчества зачастую содержит такую смысловую вещь как метафора. [ 16, с.44]

Мета́фора (от др. - греч.  μεταφορά - "перенос", "переносное значение") - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения. Возьмем притчи Старого и Нового завета, сказки, литературные аллегории - везде используется метафора, чтобы выразить мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Наибольшего развития метафора как инструмент обучения достигла в восточной философии. Например, отточенную форму метафора приобрела в виде коанов - парадоксальных загадок: "Скажи, как звучит хлопок одной ладонью…" [16 с.45].

Есть еще одна категория  устного народного творчества - мифы. Появление первых мифов часто  объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего  мира. Причем осмысление сопровождалось "оживотворением" всего, что попадало в поле зрения человека.

Но что же такое миф  в его психологическом понимании? Мифы - это изначальные открытия, обнаружения пресознательной психики. Многие из таких бессознательных процессов могут косвенным образом вспыхивать, появляться в сознании, но никогда благодаря сознательному усилию или выбору. Другие возникают спонтанно, так сказать, из неотчетливой или не демонстрируемой сознательной причины.

Вспоминая сказки из детства, можно разделить их на те, которые  создавались многовековой мудростью  народа - народные сказки, и сказки, создаваемые писателями - авторские  истории. Собственно, именно это и  принято называть сказками, мифами, притчами, историями. Однако, если посмотреть на этот вопрос с точки зрения психологии, то можно выделить следующие виды сказок [16, с. 61]:

1. Народные сказки. Наиболее древними народными сказками в литературоведение являются мифы. Также к народным сказкам можно отнести притчи, байки, анекдоты и т.п. В древности, равно как и сейчас, персонифицировались человеческие чувства: Любовь, Горе, Кручина и пр, оживлялись вещи, существа, явления природы. Такой метод сегодня широко используется в психолого-педагогической практике.

Итак, народные сказки несут  чрезвычайно важные для нас идеи:

• окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами;

• герои всегда преодолевают препятствия различными способами иногда волшебными. Эта идея важна для умения противостоять различным ситуациям. Побеждая физически или духовно человек становиться сильнее и мудрее;

• разделения добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему;

Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции страхов у младших школьников