Смысл жизни в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, и др. [4; 11; 12; 13; 15].
Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема юношеского возраста в психологической литературе 5
1.1 Особенности Я-концепции в юношеском возрасте 5
1.2 Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте 29
Выводы по главе 1 41
Глава 2.Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте 42
2.1 Организация и методики исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования 43
2.3 Статистическая обработка данных…………………………………………49
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Файлы: 1 файл

проблема поиска смысла жизни 2.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Проблема юношеского возраста в психологической литературе  5

1.1 Особенности Я-концепции  в юношеском возрасте  5

1.2 Проблема  поиска смысла жизни в юношеском  возрасте 29

Выводы по главе 1 41

Глава 2.Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте 42

2.1 Организация  и методики исследования 42

2.2 Анализ результатов исследования 43

2.3 Статистическая обработка данных…………………………………………49

Выводы по главе 2 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Введение

 

Актуальность темы. Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р.,  Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, и др. [4; 11; 12; 13; 15].

 Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных юношей и девушек, в частности, особенностей формирования поиска смысла жизни.

Проблема поиска смысла жизни в  юношеском возрасте остается актуальной так как, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у юношей и девушек. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.

  Исследование проблем молодежи  вообще – веление времени.  Вопрос о молодежи всегда остро стоит, прежде всего, потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру.

В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в  юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование смысложизненных ориентаций в указанный возрастной период.

Цель исследования: изучить смысложизненные ориентации у студентов.

Объект исследования: смысл жизни у студентов БГПУ имени Максима Танка.

Предмет исследования: смысло-жизненные ориентации.

Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни и уровнем субъективного благополучия у студентов.

Задачи исследования:

  1. на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить проблему поиска смысла жизни в юношеском возрасте;
  2. выявить наличие различий в смысложизненных ориентациях у студентов по гендерному признаку.

Методологическая основа исследования: основные общенаучные методологические принципы: развития, целостности, системности, детерминизма, единства сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, 1968, Л.И.Анциферова, 1969, Л.С. Выготский, 1972, Б.Ф.Ломов, 1975, Рубинштейн 1984, А.Н.Леонтьев и др.). Специальной теоретической основой работы явились основные положения субъектно-деятельностного подхода к ценностным ориентациям (Д.А.Леонтьев, Рубинштейн С.Л. Абульхановой-Славской К.А).

База исследования: БГПУ имени Максима Танка, студенты 2 курса, 30 человек, возраст 18-23 лет.

 

Глава 1. Проблема юношеского возраста в психологической

литературе

 

1.1 Особенности Я-концепции  в юношеском возрасте 

 

Юношеский возраст (границы)

Юношеский возраст – один из самых  противоречивых в психологических  и педагогических представлениях и  теориях. Противоречивость представлений можно объяснить становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возраст исторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития [22; с 223].

Юность не так  давно выделилась в самостоятельный  период жизни человека, исторически  относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. Если у животных наступление  взрослости достаточно тесно связано  с возможностью самостоятельного существования и произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда [22; с. 225].

Юность разделяют  на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к. терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются  [19; с. 278]. Никто не назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18—19-летнего — подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других — к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17—21 годом для юношей и 16—20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22—23 годам у юношей и 19-20 годам у девушек [22; с. 229]. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз, и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность - это старший школьный возраст-15-17 лет. В это время вырастающий ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). Позднюю юность относят к 20-23 годам.

Границы юности связаны с возрастом обязательного  участия человека в общественной жизни. Юность-возраст обязательного участия в выборах органов государственной власти. В юности человек делает выбор внутренней позиции и это весьма многотрудная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять  исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определили его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной [19; с. 282-284].

Юность направлена на поиск своего места в мире. Но как бы ни была она интеллектуально  готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает, ещё нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей [19; с. 286].

Часто юность считают бурной, объединяя её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряжёнными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних может оказаться напряженным, а у других плавно и постепенно передвигаться к переломному моменту в своей жизни. При благополучном протекании ранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад жизни, им не свойственны романтические порывы, у них хорошие отношения с родителями и учителями. Но при этом дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошёл через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. Существуют ещё два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Другой вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, и себя плохо понимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Такие дети импульсивны, непоследовательны в поступках и в отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего [15; с. 314-316].

Главное психологическое  приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая  способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Он (юноша) начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного “Я”. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское “Я“ ещё неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении [13; с. 17].

Таким образом, юность – период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16-17 лет до 22-23 лет.

Задачи развития юношеского возраста

 1.Становление Я-концепции

Прежде всего, дадим определение Я-концепции. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем” [4; с.8].

Я-концепция возникает  у человека в процессе социального  взаимодействия как неизбежный и  всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний беспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.   С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах [4; с. 12].

Психологические  исследования  становления   Я-концепции  человека   в процессе его жизнедеятельности  идут  по  нескольким  направлениям.   Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и  ее  компонентов  -  какие качества сознаются лучше,  как меняется  с возрастом уровень  и  критерии самооценок,  какое  значение  придается  внешности,  а какое  умственным  и моральным  качествам.   Далее  исследуется  степень  его   достоверности   и объективности, прослеживается изменение структуры образ Я в целом -  степень его     дифференцированности     (когнитивной     сложности),     внутренней последовательности  (цельности),  устойчивости  (стабильности  во  времени), субъективной значимости, контрастности, а  также  уровень  самоуважения.  По всем  этим  показателям  переходный  возраст  заметно  отличается   как   от детства, так и от  взрослости,  имеется  грань  в  этом  отношении  и  между подростком и юношей.

В ранней юности происходит постепенная смена “предметных”  компонентов Я-концепции, в частности, соотношение  телесных  и  морально-психологических компонентов своего “я”. Юноша привыкает к своей  внешности,  формирует относительно устойчивый  образ  своего  тела,  принимает  свою  внешность  и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний.  Постепенно на  первый  план  выступают  теперь  другие  свойства  “я”   -    умственные способности, волевые и моральные качества,  от  которых  зависит  успешность деятельности и отношения с окружающими.

Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и  дифференцированность элементов образа  Я   последовательно  возрастают  от  младших  возрастов  к старшим, без заметных перерывов и кризисов [11; с. 19-23]. Взрослые различают  в  себе больше качеств, чем юноши,  юноши -  больше,  чем подростки,  подростки - больше, чем дети.  По данным исследований   Бернштейна  (1980)   способность старших подростков  реконструировать  личностные  качества  основывается  на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности – абстрагирования [4; с. 20].

Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность,  цельность  образа  Я,  усиливается  с   возрастом,   но несколько  позже,  чем  способность  к  абстрагированию.    Подростковые   и юношеские самоописания лучше организованы и структурированы,  чем детские, они   группируются   вокруг   нескольких   центральных   качеств.     Однако неопределенность уровня притязаний  и  трудности переориентации  с внешней оценки на самооценку порождают ряд  внутренних  содержательных  противоречий самосознания, которые служат  источником  дальнейшего  развития.   Дописывая фразу  “я в своем представлении...”, многие юноши подчеркивают  именно  свою противоречивость: “ я в своем представлении - гений + ничтожество” [12; с. 33].

Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе  она, как  и устойчивость прочих установок и ценностных  ориентаций,  с  возрастом увеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от   случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в юношеском возрасте самооценки иногда меняются очень резко.

Что касается контрастности, степени отчетливости образа  Я,  то  здесь также происходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости  человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих  и придает им больше  значения,  так  что  образ  Я  становится  одной  из  центральных установок личности, с которой  она  соотносит  свое  поведение.   Однако  с изменением содержания  образа Я   существенно  меняется  степень значимости отдельных его компонентов, на которых личность сосредоточивает внимание.   В ранней юности масштаб самооценок заметно укрупняется: “внутренние”  качества осознаются позже  “внешних”,  зато  старшие  придают  им  большее  значение. Повышение степени  осознанности  своих  переживаний  нередко  сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом.  В  ранней  юности это бывает часто.

Информация о работе Смысл жизни в юношеском возрасте