Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа
Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, и др. [4; 11; 12; 13; 15].
Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема юношеского возраста в психологической литературе 5
1.1 Особенности Я-концепции в юношеском возрасте 5
1.2 Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте 29
Выводы по главе 1 41
Глава 2.Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте 42
2.1 Организация и методики исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования 43
2.3 Статистическая обработка данных…………………………………………49
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
В следующей таблице
приведены Средние и
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Шкала субъективного благополучия
Инструкция к тесту. Укажите, пожалуйста, в какой мере вы согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:
1 – полностью согласен;
2 – согласен;
3 – более или менее согласен;
4 – затрудняюсь ответить;
5 – более или менее не согласен;
6 – не согласен;
7 – полностью не согласен.
Тест
1. В последнее время я был в хорошем настроении.
2. Моя работа давит на меня.
3. Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь.
4. В последнее время я хорошо сплю.
5. Я редко скучаю в процессе своей повседневной деятельности.
6. Я часто чувствую себя одиноким.
7. Я чувствую себя здоровым и бодрым.
8. Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями.
9. Иногда я становлюсь
беспокойным по неизвестной
10. Утром мне трудно вставать и работать.
11. Я смотрю в будущее с оптимизмом.
12. Я охотно меньше просил бы других о чем-либо.
13. Мне нравится моя повседневная деятельность.
14. В последнее время
я чрезмерно реагирую на
15. В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме.
16. Я все больше ощущаю потребность в уединении.
17. В последнее время я был очень рассеян.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
«Прямые» пункты (номер выбранного ответа прямо соответствует получаемому баллу) – № 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 15.
Оценивание «прямых» пунктов
Номер ответа испытуемого на пункт 1 2 3 4 5 6 7
Присваиваемый номеру балл 1 2 3 4 5 6 7
Оценивание «обратных» пунктов
Номер ответа испытуемого на пункт 1 2 3 4 5 6 7
Присваиваемый номеру балл 7 6 5 4 3 2 1
«Обратные» пункты (приписывание баллов номерам ответов носит обратный характер) – № 2, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17.
Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам.
Обработка и
интерпретация результатов
Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием пункты делятся на шесть кластеров:
1. Напряженность и чувствительность (2, 12, 16).
2. Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (9, 14, 17).
3. Изменения настроения (1, 11).
4. Значимость социального окружения (3, 6, 8).
5. Самооценка здоровья (7, 15).
6. Степень удовлетворенности повседневной деятельностью (5, 10, 13).
Средний балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале стенов (среднее значение – 5,5, стандартное отклонение – 2), является основанием для интерпретации результатов теста.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
«Сырой» балл |
Стены |
«Сырой» балл |
Стены |
25-33 |
1 |
63-70 |
6 |
34-40 |
2 |
71 -77 |
7 |
41 -48 |
3 |
78-85 |
8 |
49-55 |
4 |
86-92 |
9 |
56-62 |
5 |
93 - 100 |
10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сводная
таблица результатов исследован
Таблица П. 3.1 – Результаты исследования
№ п/п |
Цели в жизни |
Процесс жизни |
Рзультат жизни |
Локус контроля - Я |
Локус контроля - жизнь |
Общий показатель (ОЖ) |
Напря- женность |
Приз- наки |
Настрое- ние |
Значимость соц. окр. |
Самооценка здоровья |
Повседневная жизнь |
Общий показатель (ШСБ) | |
1 |
35 |
30 |
27 |
18 |
28 |
99 |
13 |
13 |
3 |
7 |
12 |
15 |
70 | |
2 |
34 |
37 |
29 |
26 |
36 |
120 |
9 |
14 |
3 |
6 |
4 |
6 |
44 | |
3 |
30 |
26 |
22 |
19 |
23 |
86 |
15 |
16 |
8 |
7 |
9 |
12 |
70 | |
4 |
25 |
28 |
23 |
16 |
29 |
98 |
9 |
9 |
2 |
4 |
4 |
9 |
36 | |
5 |
33 |
28 |
23 |
16 |
29 |
92 |
13 |
10 |
4 |
12 |
7 |
13 |
74 | |
6 |
40 |
37 |
31 |
21 |
37 |
101 |
12 |
15 |
3 |
5 |
6 |
18 |
78 | |
7 |
39 |
33 |
29 |
26 |
36 |
119 |
10 |
10 |
3 |
6 |
4 |
7 |
42 | |
8 |
33 |
26 |
16 |
16 |
25 |
91 |
10 |
15 |
4 |
7 |
7 |
11 |
56 | |
9 |
39 |
25 |
28 |
23 |
37 |
108 |
11 |
14 |
5 |
6 |
13 |
16 |
72 | |
10 |
29 |
27 |
24 |
21 |
34 |
102 |
12 |
10 |
4 |
5 |
5 |
11 |
47 | |
11 |
35 |
20 |
19 |
18 |
22 |
80 |
15 |
6 |
9 |
13 |
10 |
9 |
72 | |
12 |
35 |
35 |
25 |
23 |
31 |
108 |
15 |
12 |
4 |
8 |
5 |
12 |
58 | |
13 |
30 |
30 |
23 |
17 |
26 |
98 |
12 |
14 |
9 |
9 |
7 |
6 |
60 | |
14 |
39 |
39 |
23 |
27 |
34 |
115 |
12 |
11 |
4 |
8 |
3 |
11 |
55 | |
15 |
36 |
27 |
25 |
24 |
35 |
108 |
9 |
8 |
4 |
11 |
5 |
8 |
54 | |
16 |
23 |
26 |
22 |
19 |
26 |
89 |
13 |
14 |
5 |
5 |
6 |
8 |
52 | |
17 |
38 |
30 |
22 |
26 |
34 |
106 |
9 |
6 |
3 |
9 |
6 |
16 |
50 | |
18 |
28 |
32 |
27 |
22 |
27 |
97 |
9 |
11 |
3 |
5 |
5 |
11 |
46 | |
19 |
35 |
37 |
27 |
25 |
33 |
117 |
11 |
13 |
5 |
6 |
5 |
9 |
55 | |
20 |
34 |
16 |
24 |
20 |
28 |
93 |
11 |
5 |
4 |
13 |
7 |
15 |
53 | |
21 |
42 |
33 |
28 |
24 |
37 |
111 |
12 |
16 |
4 |
5 |
6 |
10 |
57 | |
22 |
33 |
34 |
29 |
22 |
36 |
117 |
9 |
12 |
3 |
8 |
10 |
7 |
54 | |
23 |
26 |
28 |
20 |
18 |
30 |
96 |
15 |
15 |
6 |
14 |
11 |
10 |
82 | |
24 |
39 |
30 |
18 |
22 |
32 |
107 |
14 |
14 |
6 |
6 |
7 |
12 |
62 | |
25 |
28 |
33 |
18 |
21 |
31 |
101 |
12 |
18 |
7 |
11 |
8 |
12 |
70 | |
26 |
33 |
29 |
27 |
24 |
29 |
103 |
8 |
11 |
5 |
6 |
5 |
12 |
50 | |
27 |
33 |
28 |
25 |
10 |
33 |
104 |
11 |
11 |
6 |
12 |
8 |
18 |
67 | |
28 |
34 |
31 |
24 |
20 |
32 |
104 |
18 |
16 |
3 |
4 |
5 |
13 |
67 | |
29 |
21 |
25 |
19 |
15 |
26 |
93 |
16 |
12 |
4 |
5 |
4 |
10 |
52 | |
30 |
26 |
23 |
18 |
17 |
24 |
91 |
11 |
13 |
3 |
8 |
7 |
11 |
51 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица П. 4.1 – Корреляционный анализ данных
VAR00001 |
VAR00002 |
VAR00003 |
VAR00004 |
VAR00005 |
VAR00006 |
VAR00007 |
VAR00008 |
VAR00009 |
VAR00010 |
VAR00011 |
VAR00012 |
VAR00013 | ||
VAR00001 |
Pearson Correlation |
1 |
,356 |
,463** |
,555** |
,613** |
,537** |
-,154 |
-,094 |
-,098 |
-,001 |
,045 |
,289 |
,173 |
Sig. (2-tailed) |
,053 |
,010 |
,001 |
,000 |
,002 |
,416 |
,620 |
,607 |
,995 |
,812 |
,122 |
,361 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00002 |
Pearson Correlation |
,356 |
1 |
,481** |
,525** |
,592** |
,732** |
-,141 |
,401* |
-,265 |
-,373* |
-,361 |
-,141 |
-,071 |
Sig. (2-tailed) |
,053 |
,007 |
,003 |
,001 |
,000 |
,456 |
,028 |
,156 |
,042 |
,050 |
,457 |
,709 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00003 |
Pearson Correlation |
,463** |
,481** |
1 |
,447* |
,649** |
,608** |
-,368* |
-,042 |
-,393* |
-,319 |
-,086 |
,058 |
-,128 |
Sig. (2-tailed) |
,010 |
,007 |
,013 |
,000 |
,000 |
,046 |
,825 |
,032 |
,085 |
,652 |
,762 |
,500 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00004 |
Pearson Correlation |
,555** |
,525** |
,447* |
1 |
,574** |
,676** |
-,315 |
-,060 |
-,256 |
-,267 |
-,315 |
-,214 |
-,308 |
Sig. (2-tailed) |
,001 |
,003 |
,013 |
,001 |
,000 |
,090 |
,753 |
,173 |
,154 |
,090 |
,256 |
,098 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00005 |
Pearson Correlation |
,613** |
,592** |
,649** |
,574** |
1 |
,859** |
-,311 |
,063 |
-,418* |
-,197 |
-,156 |
,117 |
-,070 |
Sig. (2-tailed) |
,000 |
,001 |
,000 |
,001 |
,000 |
,094 |
,739 |
,022 |
,297 |
,410 |
,537 |
,713 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00006 |
Pearson Correlation |
,537** |
,732** |
,608** |
,676** |
,859** |
1 |
-,379* |
,085 |
-,395* |
-,277 |
-,303 |
-,167 |
-,314 |
Sig. (2-tailed) |
,002 |
,000 |
,000 |
,000 |
,000 |
,039 |
,655 |
,031 |
,138 |
,103 |
,378 |
,091 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00007 |
Pearson Correlation |
-,154 |
-,141 |
-,368* |
-,315 |
-,311 |
-,379* |
1 |
,325 |
,354 |
,061 |
,182 |
,120 |
,568** |
Sig. (2-tailed) |
,416 |
,456 |
,046 |
,090 |
,094 |
,039 |
,079 |
,055 |
,749 |
,335 |
,526 |
,001 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00008 |
Pearson Correlation |
-,094 |
,401* |
-,042 |
-,060 |
,063 |
,085 |
,325 |
1 |
,166 |
-,346 |
,178 |
-,043 |
,375* |
Sig. (2-tailed) |
,620 |
,028 |
,825 |
,753 |
,739 |
,655 |
,079 |
,381 |
,061 |
,348 |
,820 |
,041 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00009 |
Pearson Correlation |
-,098 |
-,265 |
-,393* |
-,256 |
-,418* |
-,395* |
,354 |
,166 |
1 |
,447* |
,393* |
-,107 |
,485** |
Sig. (2-tailed) |
,607 |
,156 |
,032 |
,173 |
,022 |
,031 |
,055 |
,381 |
,013 |
,032 |
,574 |
,007 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00010 |
Pearson Correlation |
-,001 |
-,373* |
-,319 |
-,267 |
-,197 |
-,277 |
,061 |
-,346 |
,447* |
1 |
,410* |
,121 |
,451* |
Sig. (2-tailed) |
,995 |
,042 |
,085 |
,154 |
,297 |
,138 |
,749 |
,061 |
,013 |
,024 |
,523 |
,012 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00011 |
Pearson Correlation |
,045 |
-,361 |
-,086 |
-,315 |
-,156 |
-,303 |
,182 |
,178 |
,393* |
,410* |
1 |
,298 |
,675** |
Sig. (2-tailed) |
,812 |
,050 |
,652 |
,090 |
,410 |
,103 |
,335 |
,348 |
,032 |
,024 |
,110 |
,000 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00012 |
Pearson Correlation |
,289 |
-,141 |
,058 |
-,214 |
,117 |
-,167 |
,120 |
-,043 |
-,107 |
,121 |
,298 |
1 |
,468** |
Sig. (2-tailed) |
,122 |
,457 |
,762 |
,256 |
,537 |
,378 |
,526 |
,820 |
,574 |
,523 |
,110 |
,009 | ||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
VAR00013 |
Pearson Correlation |
,173 |
-,071 |
-,128 |
-,308 |
-,070 |
-,314 |
,568** |
,375* |
,485** |
,451* |
,675** |
,468** |
1 |
Sig. (2-tailed) |
,361 |
,709 |
,500 |
,098 |
,713 |
,091 |
,001 |
,041 |
,007 |
,012 |
,000 |
,009 |
||
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
**. Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed). | ||||||||||||||
*. Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed). |