Смысл жизни в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, и др. [4; 11; 12; 13; 15].
Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема юношеского возраста в психологической литературе 5
1.1 Особенности Я-концепции в юношеском возрасте 5
1.2 Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте 29
Выводы по главе 1 41
Глава 2.Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте 42
2.1 Организация и методики исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования 43
2.3 Статистическая обработка данных…………………………………………49
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Файлы: 1 файл

проблема поиска смысла жизни 2.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

  Таким образом, идея смысла  жизни как интегрирующего фактора  человеческой жизни, намеченная  в работах А.Адлера и К.Г.Юнга, легла у В.Франкла в основу  теории личности и была разработана им весьма детально.

  В российской психологической  науке проблематика смысла детально  разрабатывается в рамках "вершинной  психологии" Л.С. Выготского, работах  С.Л. Рубинштейна, парадигме смысловой  регуляции деятельности (Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман) и ряде других современных подходов [16; с. 237].

В индивидуальном развитии, и как  сформировавшийся смысл жизни или  его отсутствие влияет на жизнедеятельность  и сознание личности.

  Д.А.Леонтьев определяет смысл  жизни в феноменологическом аспекте  как более или менее адекватное  переживание интенциональной направленности  собственной жизни. С психологической  точки зрения  главным является  не осознанное представление  о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью. Д.А.Леонтьев рассматривает смысл жизни как концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого.

  Понятие смысла является  одним из центральных в работах  всех представителей экзистенциально-гуманистической  школы (Дж. Бьюдженталь, Р.Мэй,  В.Ялом). Из экзистенциалистов одним из первых смысл жизни рассматривает К.Ясперс, трактуя его как актуальное переживание, специфически присущее человеку внутреннее восприятие психических взаимосвязей, происходящее благодаря определенной внутренней работе. Смысл позволяет человеку обеспечить полноту своей жизни. Попытки отказаться от себя, выбора, подчинение страху перед неизвестностью и неопределенностью себя приводят к потере контакта с "внутренним Я", утрате смысла и экзистенциальной тревоге [16; с. 240-243]

   Иная трактовка смысла (точнее, личностного смысла) в его интегрирующей  функции – как интерпретации  жизни – представлена теорией личности и индивидуальных различий, разработанной канадским философом и психологом Дж. Ройсом совместно с А.Пауэллом. Понятие личностного смысла ассоциируется у Ройса и Пауэлла с понятием значимости, которую каждый индивид приписывает критическим аспектам бытия. В построенной ими иерархической системно-факторной модели личности личностный смысл занимает вершину иерархии. Основной функцией интегративной сверхсистемы, обозначаемой и Пауэллу, поддержание, оптимизация и стабилизация личностного смысла, который рассматривается как чисто субъективное образование. Позиция Ройса и Пауэлла прямо противоположна в этом отношении позиции Франкла. В поиске личностного смысла человек сталкивается с тремя вопросами: 1) в каком мире я живу? 2) как я могу прожить свою жизнь, чтобы наилучшим образом удовлетворить мои потребности и ценности? и 3) кто я? Отвечая на эти вопросы, человек формирует свою картину мира, стиль жизни и образ своего Я [16; с. 244].

  Наиболее развернутым подходом к смыслу в аспекте интеграции личной и социальной действительности является теория Ф.Феникса. Как и ряд рассмотренных выше авторов, Феникс связывает саму сущность человека с его направленностью на осуществление смысла. Он пишет, что о смыслах следует говорить во множественном числе. Все возможное многообразие человеческих смыслов сводится к шести смысловым реальностям: символике, эмпирике, эстетике, синноэтике, этике и синоптике.

  С.Мадди также отводит смыслу роль высшего интегративного начала личности, почти не поясняя, однако, при этом, что такое смысл. Мадди постулирует у человека врожденную потребность в поиске смысла, выделяя три общих группы человеческих потребностей, – физиологические, социальные и психологические. Нахождение смысла обеспечивается благодаря основным психологическим потребностям: символизации, воображения и суждения. Разное соотношение трех групп потребностей лежит в основании выделения Мадди двух путей развития личности: конформистского и индивидуалистского. Индивидуалист характеризуется развитыми психологическими потребностями, которые обеспечивают возможность понимать и контролировать социальные и биологические побуждения. Конформист воспринимает себя (и других) как не более чем воплощение социальных ролей и биологических нужд. Итогом является развитие различных форм «экзистенциального недуга» – под этим термином у Мадди фигурирует смыслоутрата.

Подход к смыслу в экзистенциально-аналитической  теории Дж. Бьюдженталя  также отличается от всех рассмотренных выше. Смыслы, по Бьюдженталю, производны от нашего бытия в мире. Смыслоутрата или ощущение ее угрозы как раз и является осознанием того, что мир не обеспечивает человека смыслом автоматически. Тем самым на человека ложится ответственность за создание своими действиями осмысленности и сопровождающая эту ответственность экзистенциальная тревога за последствия своего выбора [16; с. 245-249].

  Практически у всех авторов, изучавших смысл жизни, смысл выступает как предельная категория, которую невозможно определить в рамках данной конкретной психологической теории, и природу смысла остается лишь постулировать, выводя уже из этих постулатов остальные положения теории.

Таким образом, мы видим, что понятие  смысла жизни давно изучается  в различных психологических  теориях. В психодинамических теориях Фрейда, Адлера и Юнга содержатся в зачаточной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла. Фрейд показал осмысленный характер непроизвольных поведенческих проявлений и фантазий, проследил связь смысла с актуальными мотивами и историей жизни личности. Адлер обратил внимание на финальные связи поведенческих смыслов со смыслом жизни, с общей ее направленностью, разработал первую психологическую теорию смысла жизни и его влияния на психические процессы, а также обратил внимание на субъективный смысл, который приобретают для человека обстоятельства его жизнедеятельности. Юнг еще раньше, чем Адлер, отметил фундаментальную направленность человека на отыскание смысла своей жизни, представив ее как специальную задачу и потребность, а также подчеркнул социокультурную обусловленность как индивидуального смысла жизни, так и смысла сновидений и продуктов фантазии [16; с. 251].

Все рассмотренные авторы экзистенциально-гуманистической школы крайне редко ссылаются в своих работах друг на друга. Феникс понимает смысл как нечто чисто объективное, существующее в мире, но уникальное и единственное для каждого субъекта; Ройс – как субъективное видение, накладываемое на мир, а Бьюдженталь – как продукт взаимодействия субъекта с миром или как глубинное внутреннее чувство. Феникс говорит о смыслах во множественном числе, Мадди и Ройс – в единственном, а Франкл и Бьюдженталь объединяют и то и другое. По Франклу, задачей человека является найти и реализовать смысл; по Фениксу – расширять и углублять его; по Ройсу, наоборот, стабилизировать; по Мадди – создавать смысл в процессе принятия решений, а по Бьюдженталю – осознавать его и ориентироваться на него [16; с. 254].

Мы же будем опираться  на понимание смысла жизни приведенное В.Франклом, т.е. “врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности”. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. В человеческой жизни смысл присутствует всегда, надо только его найти – осознать.

Онтогенез поиска смысла жизни

В психологических  исследованиях показано, что одним  из личностных образований, которые  выполняют интегрирующую функцию  в психическом развитии человека, является смысл жизни. Это психическое  образование имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления (Чудновский, 1995, 1997). Исследователи отмечают, что предпосылки для становления смысла жизни создаются уже в подростковом возрасте — возрасте открытия своего «Я». Именно «в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла» (Чудновский,1995).

Обращенные  к  себе  вопросы: “Кто я?”, “Какой Я?”  ставит, не   всегда   сознавая   это,   уже   подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы: “Каков мой жизненный идеал?”, “Кем Я хочу стать?” ставит юноша,  у  которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Так, подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды,- один из главных показателей морально-психологической зрелости человека.

   В ходе различных мировоззренческих поисков юноша ищет формулу, которая разом ответила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу? Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности? На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем [19; с. 297].

  Вопрос о  смысле жизни есть симптом  определенной неудовлетворенности.  Когда человек целиком поглощен  делом, он обычно не спрашивает  себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, “вакуумом” в деятельности или отношениях с людьми.

  Это не  значит, конечно, что рефлексия и самоанализ – “излишество” человеческой психики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно “данными” ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично [19; с. 234].

Таким образом, еще в подростковом возрасте были созданы предпосылки для становления смысла жизни. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он со своей мятущейся душой стремится понять себя самого и открывает все новые и новые черты. Не всегда осознано подросток сам себе задает вопросы: “Кто Я?”, “Какой Я?”. Юноша же ставит более мировоззренческие вопросы. Юноша задумывается не только о своих проблемах, но и о проблемах всего общества, мира. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Юноша ищет ответы на вопросы. Эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал:  в поиске  смысла  жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется  тот  нравственный стержень, который помогает  справиться  с  первыми  житейскими  неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и  самого  себя,  становится  в действительности самим собой.

ВЫВОДЫ

Юношеский возраст – период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка; построение собственной семьи и т.п.).

В ходе становления  Я-концепции, нового уровня самосознания, идентичности, выработки мировоззрения  и самоопределения юноша (девушка) приходит к вопросу смысла жизни. Трудность заключается в том, что ранняя юность,  создавая  внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться  для  чего он живет, не дает средств, достаточных для  ее решения.   Хорошо  известно, что проблема  смысла  жизни не  только  мировоззренческая,  но  и вполне практическая.

Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск  смысла жизни как бы обречен  на  то, чтобы остаться лишь упражнением  юношеского мышления,  что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя,  особенно  у юношей  с чертами невротизма или предрасположенного к нему  в связи с особенностями предшествующего развития   (низкое   самоуважение,   плохие   человеческие контакты).

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти  искания содержат в себе высокий  позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

 

2.Эмпирическое  исследование смысложизненных ориентаций

в юношеском возрасте

 

2.1 Организация и методики исследования

Цель  исследования: изучить смысложизненные ориентации в юношеском возрасте.

Объект  исследования: смысл жизни в юношеском возрасте.

Предмет исследования: взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни и уровнем субъективного благополучия.

Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни и уровнем субъективного благополучия у лиц юношеского возраста.

Данное исследование проводилось  в период с апреля 2012 по май 2012 года.

База исследования: БГПУ имени Максима Танка, студенты 2 курса, 30 человек среди которых 8 юношей и 22 девушки. Возраст - от 18 до 23 лет.

В соответствии с задачами работы был разработан поэтапный план проведения эмпирического исследования.

Исследование состояло из трех этапов: диагностического, статистического  и описательного.

Диагностический этап был направлен на проведение диагностики:

  1. изучить особенности смысложизненных ориентаций у респондентов;
  2. изучить особенности субъективного благополучия у испытуемых.

Информация о работе Смысл жизни в юношеском возрасте