Смысл жизни в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, и др. [4; 11; 12; 13; 15].
Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема юношеского возраста в психологической литературе 5
1.1 Особенности Я-концепции в юношеском возрасте 5
1.2 Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте 29
Выводы по главе 1 41
Глава 2.Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте 42
2.1 Организация и методики исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования 43
2.3 Статистическая обработка данных…………………………………………49
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Файлы: 1 файл

проблема поиска смысла жизни 2.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

- шкалой изменения настроения  и общий показатель субъективного  благополучия (0,485);

- шкалой самооценка здоровья  и общий показатель субъективного благополучия (0,675);

- шкалой степень удовлетворенности  повседневной жизнью и общий показатель субъективного благополучия (0,468);

- шкалой общий показатель субъективного  благополучия и изменения настроения (0,686).

Таким образом, можно констатировать, что гипотеза исследования не подтверждена, так как не выявлено значимых связей между уровнем субъективного благополучия и уровнем осмысленности жизни. У студентов преобладает высокий уровень осмысленности жизни независимо от того, насколько благополучной они считают собственную жизнь.

 

 

ВЫВОДЫ

Таким образом, на основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В результате диагностики студентов по тесту «Смысло - жизненные ориентации» (адаптирован Д.А. Леонтьевым) было выявлено, что высокий уровень встречается у 22 респондентов (73%); средний уровень выявлен у 6 испытуемых (20%) и низкий уровень встречается у 2 респондентов (7%).

На основании диагностических данных по методике «Шкала субъективного благополучия» Соколовой М.В. можно сделать вывод о том, что у 6 респондентов (20%) встречается высокий уровень эти данные свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте. У 19 испытуемых (63%) наблюдается средний уровень, который характеризуется тем, что лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя. И у 5 студентов (17%) наблюдается низкий уровень, свидетельствующий о полном эмоциональном благополучии испытуемых и отрицании ими серьезных психологических проблем.

Таким образом, составляющими субъективного благополучия являются: суждение об удовлетворенности жизнью, положительные эмоции, различные по частоте и интенсивности, отрицательные эмоции, различные по частоте и интенсивности.

 

Заключение

В соответствии с проанализированной литературой, были изучены основные особенности поиска смысла жизни в юношеском возрасте.  В основной части курсовой работы были проанализированы теоретические исследования юношеского возраста, получены общие сведения о юношеском возрасте.

Теоретический анализ литературы по проблеме поиска смысла жизни в юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

Юность –  это возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя);

Юность –  решающий этап становления Я-концепции, идентичности, самосознания, мировоззрения и самоопределения. Именно в юности происходит становление человека как личности;

Потребность в  смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный  процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности в юношеском возрасте;

Смысл жизни  – это врожденная мотивационная  тенденция, присущая всем людям и  являющаяся основным двигателем поведения  и развития личности;

В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой;

На основе выработанной системы смысложизненных ориентаций у студентов происходит определение смысла жизни.

В эмпирической части данной работы мы провели изучение смысложизненных ориентаций у студентов.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В результате диагностики студентов по тесту «Смысло - жизненные ориентации» (адаптирован Д.А. Леонтьевым) было выявлено, что высокий уровень встречается у 22 респондентов (73%); средний уровень выявлен у 6 испытуемых (20%) и низкий уровень встречается у 2 респондентов (7%).

Тест смысложизненных ориентаций позволяет, таким образом, оценить  «источник» смысла жизни, который может  быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или  прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

  1. На основании диагностических данных по методике «Шкала субъективного благополучия» Соколовой М.В. можно сделать вывод о том, что у 6 респондентов (20%) встречается высокий уровень эти данные свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте. У 19 испытуемых (63%) наблюдается средний уровень, который характеризуется тем, что лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя. И у 5 студентов (17%) наблюдается низкий уровень, свидетельствующий о полном эмоциональном благополучии испытуемых и отрицании ими серьезных психологических проблем.

Таким образом, можно констатировать, что гипотеза исследования не подтверждена, так как не выявлено значимых связей между уровнем субъективного благополучия и уровнем осмысленности жизни. У студентов преобладает высокий уровень осмысленности жизни независимо от того, насколько благополучной они считают собственную жизнь.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издательский центр “Академия”; Раритет.-1997.- 704 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989
  3. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста// Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. М.,1984. С.103-107
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986
  5. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995
  6. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982
  7. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста// собр. Соч.: в 6 т. Т.А.С. 5-220; С.т.,1983, 244-269
  8. Гинзбург М.Р. психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, № 3
  9. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991
  10. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980
  11. Кон И.С.  Какими они себя видят? М.,1975
  12. Кон И.С. Открытие “Я”. М.,1978
  13. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 255 с.
  14. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. М.,1993. С. 4-15
  15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 464с.
  16. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.,1999
  17. Леонтьев Д.А.  Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании. Психологическое обозрение № 1, 1998
  18. Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994
  19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр “Академия”, 2004.- 456с.
  20. Обуховский К. Психология влечений человека. М.,1972
  21. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / И. Г. Сенин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль, 2000. - 23 с. - Библиогр.: с. 23
  22. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.- 461 с.
  23. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии,1982, №1 с.69
  24. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,1980
  25. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983
  26. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990
  27. Хайду П. Воспитание ценностных ориентации // Моральные ценности и личность / Под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. — М.: Изд-во МГУ, 1994. —С.255-164
  28. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977
  29. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема// Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981
  30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых А.В. М., 1996

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

«Смысло-жизненные ориентации» 

(адаптирован Д.А.Леонтьевым)

 

Инструкция. «Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны)».

 

1.

Обычно мне очень  скучно

3210123

Обычно я полон энергии 

2.

Жизнь кажется мне  всегда волнующей и захватывающей

3210123

Жизнь кажется мне  совершенно спокойной и рутинной

3.

В жизни я не имею определенных целей и намерений.

3210123

В жизни я имею очень  ясные цели и намерения.

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.

3210123

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5.

Каждый день кажется  мне всегда новым и непохожим на другие.

3210123

Каждый день кажется  мне совершенно похожим на другие.

6.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.

3210123

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7.

Моя жизнь сложилась  именно так, как я мечтал.

3210123

Моя жизни сложилась  совсем не так, как я мечтал.

8.

Я не добился успехов  в осуществлении своих жизненных планов.

3210123

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано.

9.

Моя жизнь пуста и  неинтересна.

3210123

Моя жизнь наполнена  интересными делами.

10.

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

3210123

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

11.

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

3210123

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз  так же, как живу сейчас.

12.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня с растерянность и беспокойство.

3210123

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13.

Я человек очень обязательный.

3210123

Я человек совсем не обязательный.

14.

Я полагаю, что человек  имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

3210123

Я полагаю, что человек  лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств

15.

Я определенно могу назвать  себя целеустремленным человеком.

3210123

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16.

В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей.

3210123

В жизни я нашел  свое призвание и цели.

17.

Мои жизненные взгляды  еще не определились.

3210123

Мои жизненные взгляды  вполне определились.

18.

Я считаю, что мне удалось  найти призвание и интересные цели в жизни.

3210123

Я едва ли способен найти  призвание и интересные цели в жизни.

19.

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.

3210123

Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями.

20.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.

3210123

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.


ОБРАБОТКА

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили).

Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции  на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

При подсчете баллов по ключу  придерживаются следующего правила: — в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. — в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по ассиметричным шкалам;

№ утверждения

Ответ испытуемого

Балл

1

3 2 1 0 1 2 3

3

2

3 2 1 0 1 2 3

1

3

3 2 1 0 1 2 3

4

4

3 2 1 0 1 2 3

5

5

3 2 1 0 1 2 3

2


После этого суммируются  баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.

Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18. Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

В таблице ниже приведены  средние и стандартные отклонения по общему показателю СЖО и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет (по данным Д.А. Леонтьтева,2000).

Таблица

Средние и стандартные  отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Д.А. Леонтьева, N=200 чел).

Субшкала

Среднее знач. ± Станд  откл

Мужчины

Женщины

1

Цели в жизни

32,90±5,92

29,38±6,24

2

Процесс жизни

31,09±4,44

28,80±6,14

3

Результативность жизни

25,46±4.30

23,30±4,95

4

Локус контроля — Я

21,13±3,85

18,58±4,30

5

Локус контроля — жизнь

30.14±5,80

28.70±6,10

 

Общий показатель ОЖ

103,10±15,03

95,76±16,54

Информация о работе Смысл жизни в юношеском возрасте