Смысл жизни в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, и др. [4; 11; 12; 13; 15].
Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема юношеского возраста в психологической литературе 5
1.1 Особенности Я-концепции в юношеском возрасте 5
1.2 Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте 29
Выводы по главе 1 41
Глава 2.Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте 42
2.1 Организация и методики исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования 43
2.3 Статистическая обработка данных…………………………………………49
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Файлы: 1 файл

проблема поиска смысла жизни 2.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Поиск  идентичности  может  решаться  по-разному.   Один  из  способов решения проблемы  идентичности  заключается  в  испытании  различных  ролей. Некоторые  молодые  люди  после  ролевого  экспериментирования  и  моральных исканий начинают продвигаться в  направлении  той  или  иной  цели.   Другие могут и  вовсе  миновать  кризис  идентичности.  К  ним  относятся  те,  кто безоговорочно  принимает  ценности   своей   семьи   и   избирает   поприще, предопределенное родителями.  Некоторые  молодые  люди  на  пути  длительных поисков идентичности  сталкиваются  со  значительными  трудностями.  Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода  проб  и  ошибок.  В ряде  случаев  человеку  так  и  не  удается   достичь   прочного   ощущения собственной идентичности [30; с. 82].

Главной опасностью,  которой,  по  мнению  Эриксона,  должен  избежать молодой человек в этот  период,  является  размывание  чувства  своего  “я”, вследствие растерянности, сомнений в  возможности  направить  свою  жизнь  в определенное русло.

Канадский психолог   Марше  (1966)   выделил  четыре  стадии  развития идентичности:

1.  Неопределенность  идентичности.  Индивид еще   не  избрал  для  себя никаких определенных убеждений и  никакого  определенного  профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.

2.  Предварительная  идентификация.  Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил  для  себя  какие-то  цели  и  выдвинул  убеждение,  которые  в основном являются отражением выбора, сделанного другими.

3. Мораторий. Стадия кризиса.  Индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он  может считать своим.

4. Достижение идентичности.  Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность,  выбирая  на  этой  основе  для  себя  род занятий и мировоззренческую ориентацию.

Эти стадии отражают общую логическую  последовательность  формирования идентичности,  однако  это  не  означает,  что  каждая   из   них   является необходимым условием для последующей.  Лишь стадия моратория,  по  существу, неизбежно   предшествует   стадии   достижения    идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой  для  решения  проблемы самоопределения [13; с. 155].

Идея типологии развития идентичности, вариантов  взросления  в  раннем юношеском возрасте завоевывает  все  большую  популярность  в  отечественной психологии.  Показано, что этапы  самоопределения  (они же и уровни  и  типы развития личности) являются целостным образованием,  где  разные  личностные переменные системно связаны друг с другим.  Каждый  из  них  характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями.

4.Формирование выраженных  социальных потребностей.

Юность характеризуется  как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении  возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует,- это узнавание близости этого человека к себе, своему Я. Можно иметь много знакомых людей и очень долгое время, но так и не пережить такой встречи. Встреча дает ответ на самый важный вопрос, который может задать себе человек;- это вопрос о цели существования. Беседа с другом позволяет осознать, кто Я есть на самом деле. Именно друг своим присутствием в жизни как бы гарантирует независимое существование Я. Психологически важно то, что дружба дарит силу для строительства собственной целостности, которая порождает и силу своего Я и других людей от возможного воздействия [1; с. 267]. С друзьями общение остается интимно-личностным, исповедальным. В этот период молодой человек приобщает другого к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящие время, отношения с представителями противоположного пола. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому человеку как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное “Я”. Юность считается привилегированным возрастом дружбы.

Эмоциональная напряженность  дружбы снижается при появлении  любви. Юношеская любовь включает в  себя дружбу, в то же время она  предполагает большую степень интимности, чем дружба. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном теле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

Способность к интимной юношеской  дружбе и романтической любви, возникающая  в этот период, скажется в будущей  взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны  развития личности, моральное самоопределение  и то, кого и как будет любить уже взрослый человек [19; с. 289-290].

Юность - период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей  в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответственен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающим сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким [19; с. 293].

Юношеский возраст – возраст  роста силы Я, его способности  проявить и сохранить свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы [1; с. 271].

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных  ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Юноша задает себе вопросы: Кто Я? Каким я должен быть? Что Я могу? [13; с. 201].

  5. Становление  мировоззрения.

   В это время  начинает развиваться нравственная  устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Так самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.

Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и  систематизацией знаний о мире, и  интерес к личности, рефлексия  оказываются в ранней юности той  основой, на которой строятся мировоззренческие  взгляды.

Как считает В.Э.Чудновский, старшеклассник, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: “А что я значу в  этом мире?”, “Какое место я занимаю  в нем?”, “ Каковы мои возможности?”, “Какой я?”. Он ищет четкие, определенные ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализм характерен не только для подросткового возраста, но и для юношеского  [19; с. 295].

Юность - решающий этап становления  мировоззрения, потому что именно в  это время созревают и его  когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением знаний, но и громадным расширением умственного кругозора юноши, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы.

Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь  не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности. И в юности, когда человек становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро [13; с. 208-209].

6.Самоопределение.

В раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровня  самосознания   происходит   становление   относительно   устойчивого представления  о  себе,  Я-концепции.   К  16-17  годам   возникает   особое личностное   новообразование,   которое   в    психологической   литературе обозначается термином  “самоопределение”.

Старший школьник находится  на  пороге  вступления  в самостоятельную  трудовую жизнь.  Перед ним  встают   фундаментальные  задачи  социального  и личностного самоопределения.  Юношу и девушку должны волновать  многие серьезные вопросы:  как найти свое место в жизни,  выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями,  в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие [19; с. 297].

Психологи, изучающие вопросы  формирования  личности  на  данном  этапе онтогенеза [14; с. 9]  связывают   переход  от подросткового к юношескому возрасту  с  резкой  сменой  внутренней  позиции, заключающейся в  том,  что  устремленность  в  будущее  становится  основной направленностью  личности   и   проблема   выбора   профессии,   дальнейшего жизненного   пути   находится   в   центре   внимания   интересов,    планов старшеклассников.

Юноша  (девушка)  стремится  занять   внутреннюю   позицию   взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя  в  мире, т.е. понять себя и свои возможности  наряду  с  пониманием  своего  места  и назначения в жизни.

Практически стало общепринятым рассматривать личностное  самоопределение  как  основное  психологическое новообразование   раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников,  в требованиях к каждому из  них.    Это   во   многом характеризует   социальную   ситуацию   развития,   в   которой   происходит формирование личности в этот период.

  По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение – это осознание   личностью  своей позиции,   которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений  (к коллективному  субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [2; с. 155].

  В период юности человеку необходимо создать свой жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает ограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях по сведениям, полученным от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Кроме того, нужно, прежде всего, оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. Сейчас одним из наиболее важных факторов при выборе профессии становится материальный – возможность много зарабатывать в будущем.

То, насколько престижной окажется выбранная профессия или  вуз, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Эта новая позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. И.В.Дубровина  вносит  уточнение  в   проблему   самоопределения   как центрального момента в раннем юношеском  возрасте.   Результаты  проведенных исследований [25; с. 24]. Позволяют утверждать, что основным  психологическим новообразование   раннего юношеского  возраста   следует считать не самоопределение как таковое (личностное,   профессиональное,   шире   - жизненное),  а  психологическую  готовность   к   самоопределению,   которая предполагает:   а)  сформированность  на  высоком   уровне   психологических структур,  прежде   всего   самосознания;    б) развитость потребностей, обеспечивающих  содержательную наполненность   личности,   среди   которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные  ориентации  и временные перспективы;   в)  становление  предпосылок  индивидуальности  как результат  развития  и  осознания  своих  способностей  и  интересов  каждым старшеклассников [9; с. 29]. Вместе с тем психологическая готовность  войти  во взрослую жизнь и занять в  ней  достойное  человека  место  предполагает  не завершенные в своем формировании психологические структуры  и  качества,   а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы,  обеспечивающие  ему возможность (психологическую готовность)  непрерывного  роста  его  личности сейчас и в будущем.

   Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива; ”Я” охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благотворных условиях развития старшеклассник стремится в будущие не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях  самооценки и тревожности и разнообразия вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в юности становится более устойчивым [19; с. 298].

Информация о работе Смысл жизни в юношеском возрасте