Смысл жизни в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, и др. [4; 11; 12; 13; 15].
Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема юношеского возраста в психологической литературе 5
1.1 Особенности Я-концепции в юношеском возрасте 5
1.2 Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте 29
Выводы по главе 1 41
Глава 2.Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте 42
2.1 Организация и методики исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования 43
2.3 Статистическая обработка данных…………………………………………49
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Файлы: 1 файл

проблема поиска смысла жизни 2.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Статистический этап включал в себя статистический анализ полученных результатов.

Описательный этап включал в себя количественно-качественный анализ, психологическую интерпретацию полученных статистических данных, обобщение результатов проведенного исследования.

Методы исследования: 1) теоретический анализ литературы; 2) эмпирическое исследование (тестирование, качественно-количественный анализ, статистический анализ, табличное и графическое отображение диагностических данных).

Методики исследования:

  1. тест «Смысложизненные ориентации» адаптирован Д.А. Леонтьевым;
  2. «Шкала субъективного благополучия» адаптирована Соколовой М.В.

 

2.2 Анализ результатов исследования

 

Для изучения смысла жизни у студентов была проведена методика «Смысло - жизненные ориентации» адаптирована Д.А. Леонтьевым (см. приложение 1).

Цель методики – изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я.

Данная методика количественно  измеряет наличие цели в жизни и позволяет тем самым диагностировать степень «экзистенциального вакуума», субъективного ощущения утраты смысла, являющегося следствием «экзистенциальной фрустрации», т.е. неудачи в поиске человеком смысла жизни.

Методика СЖО включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько  они характерны, типичны для испытуемого

В результате ответов испытуемых определился  уровень смысложизненных ориентаций у студентов (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 - Выраженность осмысленности жизни у респондентов по уровням

 

Уровни

Абсолютная величина

%

Высокий уровень

22

73%

Средний уровень

6

20%

Низкий уровень

2

7%


В ходе исследования было выявлено, что  высокий уровень встречается  у 22 респондентов (73%), что свидетельствует  о том, что жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов; средний уровень встречается у 6 испытуемых (20%) и характеризуется также наличием определенных целей в жизни и низкий уровень встречается у 2 респондентов (7%) и характеризуется отсутствием в жизни испытуемого целей (намерений, призвания) в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспектив (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Результаты диагностики показателя осмысленности жизни

у испытуемых по уровням

 

Из таблицы 2.2, можно заметить, что не существует определённых гендерных различий в осмысленности жизни у студентов.

 

Таблица 2.2 - Выраженность осмысленности жизни у респондентов

 

Уровни

Юноши

Девушки

Абсолютная

величина

%

Абсолютная

величина

%

Высокий уровень

3

38%

8

36%

Средний уровень

4

50%

13

59%

Низкий уровень

1

12%

1

5%


Показатели теста включают в  себя общий показатель осмысленности  жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысло-жизненные ориентации и два аспекта локуса контроля (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Результаты диагностики субшкал по уровням

 

Субшкала 1. Цели в жизни. Шкала характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

В ходе исследования было выявлено, что  у 77 % респондентов наблюдается высокий уровень, который характеризуется целеустремленностью, наличием в жизни испытуемых целей (намерений, призвания) в будущем, которые придают жизни осмысленность и уверенность. У 17 % респондентов наблюдается средний уровень. И 6 % испытуемых имеют низкий уровень по данной субшкале. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем.

Субшкала 2. Процесс  жизни, или интерес и эмоциональная  насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Эта шкала – показатель того воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

В результате исследования было выявлено, что у 70 % испытуемых выявлен высокий уровень, который определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. У 23% наблюдается средний уровень и у 7% респондентов имеют низкий уровень, свидетельствующий о неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.

Субшкала 3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Шкала отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

В результате ответов испытуемых были получены следующие результаты: 47% имеют высокий уровень и характеризуются удовлетворенностью прожитой частью жизни, оценкой пройденного отрезка жизни, ощущением того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть; у 47 респондентов наблюдается средний уровень по данной шкале и у 6% студентов выявлен низкий уровень, свидетельствующий о неудовлетворенности прожитой частью жизни.

Субшкала 4. Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни). В ходе исследования было выявлено, что у 67 % респондентов наблюдается высокий уровень, который характеризуется представлением о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, а также представлениями о ее смысле. У 27 % респондентов наблюдается средний уровень. И 6 % испытуемых имеют низкий уровень по данной субшкале, что свидетельствует о неверии в свои силы и способности контролировать события собственной жизни.

Субшкала 5. Локус  контроля - жизнь, или управляемость  жизни. В результате ответов испытуемых было выявлено, что у 70 % испытуемых выявлен высокий уровень, который свидетельствует том, что студенты могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. У 27% наблюдается средний уровень и у 3% респондентов имеют низкий уровень, который характеризуется тем, что жизнь испытуемых неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Для изучения благополучия у студентов  использовалась методика «Шкала субъективного благополучия» адаптирована Соколовой М.В. (см. приложение 2).

Цель данной методики: оценить качество эмоциональных переживаний субъекта в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества.

Дифференцировка пунктов по шести  кластерам, позволяет проводить  наряду с количественным, качественный анализ ответов испытуемого.

Шкала требует минимального времени  для проведения и обработки и  может применяться в различных  ситуациях, как с практическими, так и с исследовательскими целями.

Преимуществами данной методики являются ее краткость и скринирговый характер получаемой информации, что позволяет  наметить направления дальнейшего  исследования личности испытуемого.

В результате ответов испытуемых определился уровень субъективного благополучия (таблица 2.3 и рисунок 2.3).

 

Таблица 2.3 -Выраженность уровня субъективного благополучия у студентов

 

Уровни

Абсолютная

величина

%

Высокий уровень

6

20%

Средний уровень

19

63%

Низкий уровень

5

17%


В ходе исследования было выявлено, что  высокий уровень встречается  у 6 респондентов (20%), эти данные свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте. У испытуемых с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности, они, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей. У 19 испытуемых (63%) наблюдается средний уровень, который характеризуется тем, что студенты с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя. И у 5 респондентов (17%) наблюдается низкий уровень, свидетельствующий о полном эмоциональном благополучии испытуемых и отрицании ими серьезных психологических проблем. Такие студенты, скорее всего, обладают позитивной самооценкой, не склонных высказывать жалобы на различные недомогания, оптимистичны, общительны, уверены в своих способностях, эффективно действуют в условиях стресса и не склонны к тревогам (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Результаты выраженности уровня субъективного благополучия у студентов

Из таблицы 2.4, можно заметить, что не существует определённых гендерных различий в сформированности уровня субъективного благополучия у студентов.

 

Таблица 2.4 - Выраженность уровня субъективного благополучия у студентов

 

Уровни

Юноши

Девушки

Абсолютная

величина

%

Абсолютная

величина

%

Высокий уровень

2

25%

5

23%

Средний уровень

5

63%

13

59%

Низкий уровень

1

12%

4

18%


 

Сводная таблица результатов исследования по двум методикам приведена в  приложении 3.

 

2.3 Статистическая  обработка данных 

 

Чтобы выяснить существует ли взаимосвязь  между уровнем осмысленности  жизни и уровнем субъективного  благополучия у студентов, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (математическая обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы Windows Statistica 6.0).

Метод ранговой корреляция Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Степень, сила или теснота корреляционной связи определяется по величине коэффициента корреляции. Сила связи не зависит  от ее направленности и определяется по абсолютному значению коэффициента корреляции. Максимальное возможное абсолютное значение коэффициента корреляции r=1,00; минимальное r=0.

Используется две системы классификации  корреляционных связей по их силе: общая и частная. В данном исследовании будет использоваться общая система классификации. Общая классификация корреляционных связей (по Ивантер Э.В., Коросову А.В., 1992)[41, с. 204]:

 

    1. cильная, или тесная  при r>0,70
    2. средняя    при 0,50<r<0,69
    3. умеренная   при 0,30<r<0,49
    4. слабая    при 0,20<r<0,29
    5. очень слабая   при r<0,19

Полученные результаты представлены в приложении 4.

Анализируя полученные в результате обработки данные, можно сделать  выводы о том, что были обнаружены значимые взаимосвязи (p<0,01) между:

- шкалой цели в жизни и результат жизни (0,463), цели в жизни и локус контроля – Я (0,555), цели в жизни и локус контроля – жизнь (0,613), цели в жизни и общий показатель осмысленности жизни (0,537);

- шкалой процесс жизни и результат жизни (0,481), процесс жизни и локус контроля – Я (0,525), процесс жизни и локус контроля – жизнь (0,592), процесс жизни и общий показатель осмысленности жизни (0,732);

- шкалой результат жизни  и процесс жизни (0,463), результат жизни и локус контроля – жизнь (0,649), результат жизни и общий показатель осмысленности жизни (0,608);

- шкалой локус контроля – Я и локус контроля – жизнь (0,574), локус контроля – Я и общий показатель осмысленности жизни (0,676);

- шкалой локус контроля –  жизнь и общий показатель осмысленности  жизни (0,859);

- шкалой напряженность, чувствительность и общий показатель субъективного благополучия (0,568);

Информация о работе Смысл жизни в юношеском возрасте