Смысл жизни в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, и др. [4; 11; 12; 13; 15].
Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема юношеского возраста в психологической литературе 5
1.1 Особенности Я-концепции в юношеском возрасте 5
1.2 Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте 29
Выводы по главе 1 41
Глава 2.Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте 42
2.1 Организация и методики исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования 43
2.3 Статистическая обработка данных…………………………………………49
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Файлы: 1 файл

проблема поиска смысла жизни 2.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Для понимания  проблемы  личностного  самоопределения  следует отметить чрезвычайно   существенное  положение:  уровень  личности   -   это уровень  ценностно-смысловой  детерминации,  уровень  существования  в  мире смыслов  и  ценностей.   Как  указывают  Б.В.Зейгарник  и  Б.С. Братусь,  для личности     “основная   плоскость   движения    -    нравственно-ценностная [10, с. 122]. Подчеркнем  еще несколько  положений  этих  авторов, которые близки к пониманию этих  проблем М.Р.Гинзбургом и позволяют лучше понять его подход е самоопределению.  Итак,   первый  момент  -  это,  что существование в   мире   смыслов   есть существование  на  собственно  личностном  уровне   (на  это   указывал  еще Л.С.Выготский); область смыслов и ценностей есть та  область,  в  которой  и происходит взаимодействие личности  и  общества;  ценности  и  смыслы  есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия.   Второй  момент - ведущая роль ценностей для формирования личности. Исповедание ценностей закрепляет единство  и  самотождество  личности,  надолго   определяя   собой,   главные характеристики личности, ее стержень, ее  мораль,  ее  нравственность. Ценность  обретается  личностью,  поскольку   “  ...  иного  способа обращаться  с  ценностью,  кроме  ее  целостно-личностного переживания,  не существует [10, с. 16]. Таким  образом,  обретение  ценности  есть  обретение личностью самой себя.  И третий  -  выделяемые Б.В.Зейгарник и  Б.С. Братусем функции смысловых образовании:  создание эталона, образа будущего  и  оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Ценностные ориентации   -  это элементы  структуры  личности,  которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. Система   ценностных    ориентаций    выступает    “свернутой”    программой жизнедеятельности и служит основанием  для  реализации  определенной  модели личности. Той сферой, где социальное переходит  в  личностное  и  личностное становится социальным, где происходит обмен  индивидуальными  ценностно- мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности  и  общества,  личности  и  культуры.  

Представление  о  собственном   будущем   связано   с ценностями.  Ценности,  будучи  по  своей  природе  социально-историческими, являются  средством  приобщения  индивида  к  роду   (родовым  человеческим способностям), тем самым, позволяя  преодолеть  конечность   (временность) человеческого существования.  Ценности, в  свою  очередь,  тесно  связаны  с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом [26; с. 122-124].

Самоопределение  связано  с  ценностями,  с потребностью формирования смысловой системы,  в  которой  центральное  место  занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. Теперь мы  можем сформулировать эти связи более  конкретно.  Определение   человеком  себя  в обществе  как  личности  есть  определение  себя  (самоопределение,  занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и  тем  самым - определение смысла своего существования. Определение  себя  как  личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу.  Ценности же задают ориентацию на будущее. Такое  понимание  личностного  самоопределения  согласуется с предлагаемым М.М.Шибаевой  пониманием “самоопределения  личности  в  культуре”.   Так, М.М.Шибаева  отмечает   “...важность  процесса  самоопределения  личности  в культуре с  целью  выделения  и  обоснования  для  себя  ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора  способов  и  форм ее реализации” [29, с. 93].

Сам факт обобщенного  характера  юношеских  устремлений,  их  связь  с судьбами общества и человечества  в  целом   отмечались исследователями

 неоднократно. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности - заинтересованность “последними вопросами” (Ф.М.Достоевский) является существенной характеристикой формирующегося самоопределения.  Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются - со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его  активное обсуждение, по мнению М.Р.Гинзбурга,   свидетельствует   об   активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении [8; с. 15-18].

  7. Поиск смысла жизни.

В  поисках  смысла  своего  существования,  в  наиболее  общей   форме проявляется ценностно-смысловая   природа   личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения  и  потому не  может  быть  обойдена,  когда мы  имеем дело  с процессом взросления личности, становлением  человеческого “я”. Виктор  Франкл  рассматривает стремление  к  поиску  и  реализации  человеком  смысла  своей   жизни   как врожденную  мотивационную  тенденцию,  присущую  всем  людям  и  являющуюся основным  двигателем поведения    и    развития взрослого человека [26; с. 129]. Потребность в смысле  жизни,  считает К.Обуховский,  образует  тот “узел”, который позволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не  как последовательность  разрозненных  случайностей,  а  как  целостный  процесс, имеющий  цели   и   преемственность,   и,   во-вторых,   помогает   человеку интегрировать все его способности, максимально их  мобилизовать, следуя  тем задачам, которые ставятся им в соответствии с  выработанной  Я-концепцией  и концепцией жизни [20; с. 156].

 Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего  мира  сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального  мира,  в котором этой личности  предстоит жить.   Юношеская рефлексия есть,  с одной стороны, осознание собственного  “я”   (“Кто   я?”,   “Какой   я?”   “Каковы  мои способности?”, “За что я могу  себя  уважать?”),  а с другой  -  осознание своего положения в мире  (“Каков мой жизненный идеал?”, «Кто мои  друзья  и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я  должен  сделать,  чтобы  и  я  сам,  и окружающий мир стали лучше?”).  Первые, обращенные к  себе  вопросы  ставит, не   всегда   сознавая   это,   уже   подросток.    Вторые,   более   общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша,  у  которого самоанализ  становится элементом социально-нравственного самоопределения [19; с. 299].

 

1.2 Проблема  поиска смысла жизни в юношеском  возрасте

Понятие смысла пришло в психологию из донаучных  попыток объяснения человеческого  поведения, основывающихся на здравом  смысле и представлениях обыденного сознания. Сущность такой формы объяснения, оставшейся единственной на протяжении многих веков,  “... заключается в том, что действия и психологические феномены наделялись смыслом благодаря установлению их связи с намерением. Выявить связь чего-либо с преследуемой субъектом целью, с содержанием мысли или с намерением – значит раскрыть его смысл, значит обеспечить определенное понимание ... наиболее примитивное и наиболее фундаментальное”. [9; с. 34].

Однако, вопрос, в чем состоит  смысл жизни, не входит в компетенцию  психологии. В сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни – это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [16]. 

  Первой системой научной психологии, обратившейся к понятию смысла для объяснения поведенческих проявлений человека, закономерно стал психоанализ. Направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека является главной характеристикой психоаналитического подхода, как с точки зрения представителей самого этого подхода, так и с точки зрения  “внешних критиков” этого течения. В работах Фрейда впервые встречается  понятие смысла, включенное в ряд объяснительных понятий научной психологии. Фрейд разработал таксономию смыслов личностных отношений. Обратимся к содержанию, которое вкладывал Фрейд в понятие смысла в своих ранних работах. В специальном исследовании, посвященном анализу понятия смысла в работах Фрейда, Р.Шоп выделяет четыре несовпадающих трактовки смысла в различных контекстах. В первом понимании смысл сновидения или смысл символа – это мыслительный процесс, психическое содержание, которое данным сновидением или символом замещается. Второе понимание отождествляет смысл с целью или намерением данного психического акта. Третье понимание отличается от второго добавлением указания на значимость этого акта. И, наконец, четвертое понимание отождествляет смысл действия с лежащими за ним скрытыми мотивами. Как правило, эти мотивы не осознаются, однако не всегда. Сам Фрейд утверждает, однако, что смысл симптомов содержится именно в бессознательных процессах, осознание которых приводит к исчезновению симптома. Фрейд обладал цельным представлением о смысле, однако это понятие, заимствованное из обыденного языка, еще не стало у Фрейда полноправным научным термином и не получило однозначной дефиниции. Высказывания его отражают, скорее, различные грани, которыми поворачивается описываемое явление (смысл) в тех или иных контекстах Фрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними". [11; с. 57].

  Первое альтернативное по отношению к фрейдовскому развернутое понимание смысла сформулировано в поздних (1929 – 1934) работах одного из основных оппонентов Фрейда – Альфреда Адлера, которые во многом близки современному экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Адлер характеризует свою систему индивидуальной психологии как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений, движений, о смысле, который индивиды придают миру и самим себе, хотя полностью к этим смыслам предмет изучения индивидуальной психологии не сводится. Так если Фрейд и его прямые последователи искали истоки смысла в прошлой истории жизни личности, в ее аффективных переживаниях и желаниях, то Адлер связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни личности, с ее жизненным стилем, жизненным планом, с вопросом «Зачем?», поставленным по отношению к анализируемым поступкам, в противоположность фрейдовскому вопросу «Почему?». Именно индивидуальный смысл жизни, понимание которого служит, по Адлеру, ключом к пониманию всей личности в целом, выступает у него как одно из центральных объяснительных понятий. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Факт жизни человека на Земле в конкретных условиях существования порождает проблему труда и профессионального самоопределения; факт жизни человека в обществе порождает проблему межличностных отношений, кооперации и дружбы; факт существования двух полов порождает проблему отношений между ними, любви и брака. Адлер признает, что никто не может похвастаться обладанием истинным, абсолютным смыслом жизни: смыслов столько же, сколько людей, и ни один смысл жизни, сколько-нибудь выполняющий свою интегрирующую функцию, не может быть назван ложным. Вместе с тем он выделяет психологический критерий «истинности» смысла: истинные смыслы могут разделяться и приниматься для себя другими людьми. Итак, согласно представлениям Адлера, именно смысл жизни – правильный или ложный – находит отражение во всех поведенческих проявлениях, установках, психических процессах и чертах характера индивида и является источником их смысла.  Адлер идет дальше Фрейда еще в одном отношении. Для него смыслом обладают не только человеческие действия и переживания, но и явления внешнего мира. Адлер определяет смысл жизни как психологическую структуру, характеризующуюся объективной направленностью жизни, которая складывается у каждого человека к 3-5 годам без участия сознания и задает общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и жизненный стиль. Таким образом, в работах Адлера представлен другой подход к проблеме смысла, существенно отличающийся от психоаналитического.

  Юнг обращался  как к проблеме смысла жизни,  так и к проблеме интерпретации  смысла сновидений, продуктов фантазии  и т.п., хотя нигде понятие смысла  не выступало у него предметом  специального систематического  анализа. Он выдвигает положение о том, что люди стоят перед задачей обнаружить смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Смысл жизни связан лишь с постановкой духовных или культурных целей, стремление к которым является необходимым условием душевного здоровья.  Если согласно Адлеру тот или иной смысл жизни автоматически складывается к определенному возрасту у всех людей и может при этом не осознаваться, то для Юнга нахождение и реализация смысла жизни выступает как специфическая потребность и задача. Смысл жизни для Юнга не является чем-то сугубо субъективным. Юнг прямо называет архетипы и в особенности символы источниками, придающими смысл нашей жизни. Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему. Если нахождение смысла позволяет человеку достичь максимальной полноты существования, утрата принижает его, делает "жалким и потерянным" [16; с. 228-234].

  Представление о смысле как о жизненной задаче подробно разработано в теории личности и психотерапии Виктора Франкла. В своем учении Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических “ноогенных неврозов”, и разных видов отклоняющегося поведения. Смыслоутрата приводит к попыткам заполнения "экзистенциальному вакуума" и поиска счастья с помощью псевдосмыслов - стремления к успеху, власти или потребления и т.д. Фундаментальным психологическим фактом является широкое распространение в нашем столетии чувства смыслоутраты, бессмысленности жизни, прямое следствие которого – рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний, в том числе специфических ноогенных неврозов – неврозов смыслоутраты. Учение о смысле жизни учит, что смысл в принципе доступен любому человеку. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации. В психологической же структуре личности Франкл выделяет особое «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы. Это измерение несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека [26; с. 186]. Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать также содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Для этого он вводит представление о ценностях – смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:  с помощью того, что мы даем жизни;  с помощью того, что мы берем от мира и посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения [26; с. 188] Основной тезис третьего учения Франкла – учения о свободе воли – гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

Информация о работе Смысл жизни в юношеском возрасте