Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа
Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
Самосознание – это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе.
В структуре самосознания выделяют три компонента непосредственно связанных между собой: когнитивный, эмоционально-ценностный, регулятивный.
Когнитивный компонент включает в себя: самопознание как начальное звено самосознания; самооценку своих поступков и себя в целом; получение и развитие знаний о себе; соотнесение знаний с социальными требованиями и нормами.
Эмоционально-ценностный компонент - представляет сплав обще эмоционального отношения к себе; отношения собственно оценочного; эмоциональные переживания, самоотношения.
Регулятивный компонент - представляет результаты самопознания, эмоционально-ценностное отношение к себе, дифференцированность и адекватность всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений.
Развитие самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Я-концепция в подростковом возрасте – одна из самых динамично развивающихся психологических структур. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.
Существует большое разнообразие методов и приемов по развитию самосознания подростков, используемых в работе социального педагога к ним относятся:
Индивидуальное
Социально-психологический тренинг-это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы.
Игровая терапия – метод
психотерапевтического
Арт-терапия – это
Рисуночная терапия – позволяет подростку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Для выявления особенностей самосознания подростков была проведена комплексная психологическая диагностика.
Исследование было осуществлено в период прохождения практики на базе общеобразовательной школы № 15.
Экспериментальную группу составили учащиеся 8 «А» класса, всего в количестве 20 человек (11 девочек и 9 мальчиков). Контрольную группу составили учащиеся 8 «Б» класса, в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков). В ходе диагностического исследования применялись следующие методики:
1 Методика изучения самооценки (Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна).
2 Тест «Автопортрет» (адаптирован Р. Бернсом).
3 Тест «Оценка самосознания личности» (адаптирован С. Орловым)
Сравнение самооценки подростков экспериментальной и контрольной групп после проведения социально - педагогической программы показало, что в ходе коррекционных занятий у большинства подростков экспериментальной группы сформирована адекватная самооценка по следующим шкалам: «Здоровье», «Ум», «Характер», «Внешность, «Уверенность в себе».
По тесту «Автопортрет» у подростков экспериментальной группы также наблюдается положительная динамика. Социально - педагогическая программа позволила им изменить свое отношение к миру, к людям на более открытое и доброжелательное. Многие из них поверили в свои силы, что нашло отражение в росте показателей по таким шкалам, как интеллектуальность, уверенность в себе, открытость миру, независимость.
По тесту «Оценка самосознания личности» после проведения социально - педагогической коррекционной программы подростки экспериментальной группы стали составлять портрет идеальной личности, исходя не только из собственных потребностей, но они стали ориентироваться и на те качества личности, которые помогают соотнести свое поведение с желаниями, чувствами, мыслями других людей - доброжелательность, отзывчивость, порядочность, вдумчивость, душевность. До проведения коррекционной программы данные качества и свойства личности в идеальных представлениях подростков из экспериментальной группы отсутствовали. К тому же у подростков из экспериментальной группы по результатам программы была сформирована адекватная самооценка.
Таким образом, полученные в результате эмпирического исследования данные позволяют нам говорить о том, что самосознание подростка, его самооценка нуждаются в коррекции и поддаются ей.
Теоретическая значимость состоит в том, что раскрыты подходы к изучению проблемы развития самосознания в психолого-педагогической литературе, изучены особенности развития самосознания в подростковом возрасте, выделены социально-педагогические формы и методы по развитию самосознания подростков.
Выбранная нами для исследования область психокоррекционной работы, по развитию самосознания подростков, определена возможностями практического использования результатов её изучения. Они могут быть использованы в работе социальных педагогов, психологов, классных руководителей, кроме того, на спецкурсах
Результаты исследования позволяют сформулировать перспективы исследования:
- необходимо организовывать
- создать благоприятный психологический климат в семье и школьных коллективах, способствующий повышению уровня самосознания, обеспечить подростку персонифицированное внимание, подчеркивающее его индивидуальность, значение для окружающих; оказывать помощь в овладении элементарными действиями самоконтроля и саморегуляции; содействовать развитию автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих, формировать адекватную самооценку, воспитывать подростка на положительных подкреплениях, сравнивать только с самим собой, помогая ему увидеть собственное продвижение, успехи.
Литература
ун-та, 1983
Приложения
Приложение 1. Тест «Оценка самосознания личности» (адаптирован С. Орловым) Набор качеств личности.
I.
1. Вежливость
2. Заботливость
3. Искренность
4. Коллективизм
5. Отзывчивость
6. Радушие
7. Сочувствие
8. Тактичность
9. Терпимость
10. Чуткость
II. Поведение.
1. Активность
2. Гордость
3. Добродушие
4. Порядочность
5. Смелость
6. Твердость
7. Уверенность
8. Честность
9. Энергичность
10. Самостоятельность
III. Деятельность.
1. Вдумчивость
2. Деловитость
3. Мастерство
4. Понятливость
5. Скромность
6. Собранность
7. Точность
8. Трудолюбие
9. Увлеченность
10. Усидчивость
IV. Переживания, чувства.
1. Бодрость
2. Бесстрашие
3. Веселость
4. Душевность
5. Милосердие
6. Нежность
7. Свободолюбие
8. Сердечность
9. Страстность
10. Стыдливость
Приложение 2.
Данные по методике изучения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна в экспериментальной группе в баллах
Фамилия, имя ребенка |
Здоровье |
Ум |
Характер |
Авторитет у сверстников |
Умелые руки |
Внешность |
Уверенность в себе |
1. М.М. |
3 |
2 |
4 |
5 |
3 |
2 |
4 |
2. О.А. |
4 |
5 |
6 |
4 |
4 |
5 |
6 |
3. Т.Щ. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4. К.Е. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
5. И.П. |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
6. А.Ш. |
8 |
6 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
7. Р.Д. |
3 |
2 |
4 |
5 |
3 |
2 |
4 |
8. В.Т. |
6 |
4 |
5 |
6 |
6 |
4 |
5 |
9. У. А. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
10. В. Я. |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
11. М. А. |
7 |
5 |
8 |
8 |
7 |
5 |
8 |
12. А.Е. |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
13. Ж. Н. |
5 |
6 |
8 |
7 |
5 |
6 |
8 |
14. П.Н. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
15. Л. И. |
1 |
2 |
4 |
5 |
1 |
2 |
4 |
16.Д. О. |
6 |
5 |
5 |
4 |
6 |
5 |
5 |
17. Б. С. |
9 |
8 |
8 |
9 |
9 |
8 |
8 |
18. П.Д. |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
19. А. Д. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
20. М. Г. |
8 |
6 |
7 |
8 |
8 |
6 |
7 |