Становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

 Самосознание – это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе.

В структуре самосознания выделяют три компонента непосредственно связанных между собой: когнитивный, эмоционально-ценностный, регулятивный.

Когнитивный компонент включает в себя: самопознание как начальное звено самосознания; самооценку своих поступков и себя в целом; получение и развитие знаний о себе; соотнесение знаний с социальными требованиями и нормами.

Эмоционально-ценностный компонент - представляет сплав обще эмоционального отношения к себе; отношения собственно оценочного; эмоциональные переживания, самоотношения.

Регулятивный компонент - представляет результаты самопознания, эмоционально-ценностное отношение к себе, дифференцированность и адекватность всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений.

Развитие самосознания подростка заключается  в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Я-концепция в подростковом возрасте – одна из самых динамично развивающихся психологических структур. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.

Существует большое разнообразие методов и приемов по развитию самосознания подростков, используемых в работе социального педагога к ним относятся:

    Индивидуальное консультирование  подростков – это квалифицированная помощь подросткам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

    Социально-психологический  тренинг-это форма специально  организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы.

   Игровая терапия – метод  психотерапевтического воздействия  на детей и взрослых с использованием игры.

   Арт-терапия – это специализированная  форма психотерапии, основанная на искусстве, изобразительной и творческой деятельности.

   Рисуночная терапия – позволяет подростку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Для выявления особенностей самосознания подростков была проведена комплексная психологическая диагностика.

Исследование было осуществлено в период прохождения практики на базе общеобразовательной школы № 15.

Экспериментальную группу составили учащиеся 8 «А» класса, всего в количестве 20 человек (11 девочек и 9 мальчиков). Контрольную группу составили учащиеся 8 «Б» класса, в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков).   В ходе диагностического исследования применялись следующие методики:

1  Методика изучения самооценки (Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна).

2  Тест «Автопортрет» (адаптирован Р. Бернсом).

3  Тест «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым)

Сравнение самооценки подростков экспериментальной  и контрольной групп после проведения  социально -  педагогической программы показало, что  в ходе коррекционных занятий у большинства подростков экспериментальной группы сформирована адекватная самооценка по следующим шкалам: «Здоровье», «Ум», «Характер», «Внешность, «Уверенность в себе».

По тесту «Автопортрет»  у подростков экспериментальной группы также наблюдается положительная динамика. Социально -  педагогическая программа позволила им  изменить свое отношение к миру, к людям на более открытое и доброжелательное.  Многие из них поверили в свои силы, что нашло отражение в  росте показателей по таким шкалам, как  интеллектуальность, уверенность в себе,  открытость миру, независимость.

По тесту «Оценка самосознания личности» после проведения социально -  педагогической коррекционной программы  подростки экспериментальной группы   стали составлять портрет  идеальной личности,  исходя не только из собственных потребностей,  но они  стали  ориентироваться и на те качества личности,  которые  помогают соотнести свое поведение с  желаниями, чувствами, мыслями других людей - доброжелательность, отзывчивость, порядочность, вдумчивость, душевность. До проведения коррекционной программы данные качества и свойства  личности в   идеальных представлениях подростков из экспериментальной группы отсутствовали.  К тому же у подростков из  экспериментальной группы   по результатам программы была сформирована адекватная самооценка.

Таким образом, полученные в результате эмпирического исследования данные позволяют нам говорить о том, что  самосознание подростка, его самооценка нуждаются в коррекции и поддаются ей.

Теоретическая значимость состоит в том, что раскрыты подходы к изучению проблемы развития самосознания в психолого-педагогической литературе, изучены особенности развития самосознания в подростковом возрасте, выделены социально-педагогические формы и методы по развитию самосознания подростков.

  Выбранная нами для исследования область психокоррекционной работы, по развитию самосознания подростков, определена возможностями практического использования результатов её изучения. Они могут быть использованы в работе социальных педагогов, психологов, классных руководителей, кроме того, на спецкурсах

Результаты исследования позволяют сформулировать перспективы исследования:

- необходимо организовывать групповые  занятия по программе «Эффективный родитель», цель которых -  психологическое образование родителей, гармонизация детско -  родительских отношений;

- создать благоприятный  психологический  климат в семье и школьных коллективах, способствующий повышению уровня самосознания, обеспечить подростку персонифицированное  внимание, подчеркивающее его индивидуальность, значение для окружающих; оказывать помощь в овладении элементарными действиями самоконтроля и саморегуляции; содействовать развитию  автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих, формировать адекватную самооценку, воспитывать подростка на положительных подкреплениях, сравнивать только с самим собой, помогая  ему увидеть собственное продвижение, успехи.

 

Литература

  1. Акимова М.К. Козлова В.Т.  Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М: Знание 1992
  2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М.: Изд-во Моск.

     ун-та, 1983

  1. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста.  - Киев, 1994
  2. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста - М., 1985
  3. Байярд Р.Т.  Ваш беспокойный подросток. – М: Просвещение, 1991
  4. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. -  М., Прогресс, 1986
  5. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и 
    его воспитание. - М.: Знание, 1979.
  6. Божович Е. Учение и общение [о формирование личности в  подростковые годы]  / Семья и школа -  № 10 – 1978
  7. Божович Л.И.  Проблемы формирования личности. – М: Просвещение, 1995
  8. Битянова М.Р.  Социальная психология. – М: Просвещение,1994.
  9. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб: Речь 2003
  10. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. /  Вопросы психологии.  - № 5. -  1993
  11. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Опросник «Самоотношения» (подростковый образ «Я») - СПб., 2004
  12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В. 
    Запорожец.  Т.  4.  Детская психология./ Под ред.  Д.Б.  Эльконина.  - М.:Педагогика, 1984
  13. Галагузова М.А., Мардахаева Л.В. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие – М.: Изд.центр «Академия», 2002 
  14. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: хрестоматия 2 – е издание. – Новосибирск,1999.
  15. Гримак Л.П. Общение с собой. М., Политиздат. 1991
  16. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника, Знание, 1988
  17. Драгунова Т.В. Психологические особенности. / Советская педагогика - 1972  - N8.
  18. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: 
    "Дом педагогики", 1996
  19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986
  20. .Захарова А.Т Самосознание и самооценка подростка: беседы о развитии личности [школьника]  /  Семья и школа  - № 11 -  1979
  21. Ильенков Э., Что же такое личность?  / Российский экономический журнал  -  2004  -  № 11
  22. Каган М.С. Особенности самосознания подростков. -  М., 1973
  23. Как построить свое «Я». / Под. ред. Зинченко А.К., -  М.: Педагогика 1993
  24. Ковалева Л. Е. Микроклимат в семье .- М.,1979
  25. Кон И.С. Открытие "Я".- М.: Политиздат, 1978.
  26. Кон И.С. В поисках себя.- М.: Политиздат, 1984 .
  27. Кон И.С., Психология ранней юности, М: Просвещение, 1991 .
  28. Кондратьева С.В. “Практическая психология: учебно-методическое      пособие”- Минск: Университетское, 1997
  29. Крупина И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под. ред. П.И.Пидкасистого.-2-е изд.-М., 1996
  30. Крушельницкая О. Третьякова А. “Гонимые. Гонители” /  Семья и                 школа  - № 7 -  1997
  31. Краковский А.П. О подростках. -  М: Педагогика, 1970
  32. Крутецкий   В.А.,    Лукин   Н.С.    Психология   подростка.    -   М.: 
    Просвещение, 1965
  33. Кулагина   И.Ю.   Возрастная   психология   (Развитие   ребенка   от 
    рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 1996
  34. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во 
    Моск. ун-та, 1981
  35. Лесгафт П.Ф., Семейное воспитание ребенка и его значение - М.: Педагогика, 1991
  36. Липкина А.И., Самооценка школьника.  - М., 1976
  37. Личность в психологии. / Под. ред. Петровского А.В. -  М.: Просвещение 1993
  38. Личко А.Е., Подростковая психология. -  М., 1985
  39. Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к 
    образцу: Авторе. дис....канд. психол. наук.  - М., 1978
  40. Малахова А.И. Сознание и самосознание личности: Автореф. дис. на 
    соискание учен, степени канд. философ, наук. - Л., 1972
  41. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми.  - М.: Педагогическое общество России.  – 2001
  42. Мадорский Л.Р.”Глазами подростков”. Книга для учителя – М:            Просвещение, 1991
  43. Медведева И. Шишова Т. “Градус упрямства” [о трудностях   подросткового возраста] /  Семья и школа  - № 8 -  1995
  44. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. – М: 1987
  45. .Мудрик А.В. Время поисков и решений. -  М., Просвещение. 1990
  46. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.-7-е изд., стериотип. - М.: «Академия», 2002 .
  47. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высшей пед. учеб. заведений: 3 кн. Психология образования.-3-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
  48. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -  М., Просвещение. 1992
  49. Олейник    Л. Д.    Индивидуальное    самосознание    и    пути    его 
    формирования: Автореф. дис. на соискание учен, степени канд. философ, наук. - Л., 1975
  50. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.,2004
  51. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е издание – М: 2000
  52. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста /  Вопросы психологии  - № 1 – 1996
  53. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов -  М.: Академия, 2000
  54. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике жизни- М: Знание, 1990
  55. Прутченков А.С. Социально – психологический тренинг в школе. 2-е изд. дополн. и перераб. – М.: Изд-во ЭКСМО – пресс, 2001
  56. Рахматмаева В. Урок самопознания: как я сам к себе отношусь? / Семья и школа -  № 1 -  1995
  57. Реан А.А. Психология подростка. Учебник. - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2003
  58. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие – М: ВЛАДОС. 1996
  59. Рудестам К., Групповая психотерапия 2-е изд. – СПб.: Питер, 2001
  60. .Смит М., Тренинг уверенности в себе: [пер. с англ.].-СПб: Речь, 2002
  61. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов на Дону: Феникс, 1997
  62. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности- М: 2001
  63. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу “Психология человека”- М, 1998
  64. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: АН СССР, инст-т психологии-изд-во науки, 1977
  65. Шакурова М.В., Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2002.
  66. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности- М: ВЛАДОС 1998
  67. Шельштейн Е.С., Особенности презентации Я в подростковом возрасте. //  Вопросы психологии.  - № 2 – 1990
  68. Шостром Э. Лицом к лицу с жизнью /  Семья и школа  - № 2, № 3- 1993
  69. Штейн С. О психологии общения с подростками /  Воспитание школьников -  № 4. – 2001
  70. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя - М: Просвещение, 1991
  71. Фрейд А., Психология «Я» и защитные механизмы: [пер. с англ.] – М.: Педагогика – пресс, 1993
  72. Хрестоматия   по   возрастной   психологии.   Учебное   пособие   для 
    студентов./   Сост.   Л.М.   Семенюк,   Под   ред.   Д.И.   Фельдштейна.   -   М.: Международная педагогическая академия, 1994
  73. Энциклопедия психологических тестов.  - М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997

 

 

 

Приложения

Приложение 1. Тест «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым) Набор качеств личности.

    I.

    1. Вежливость                                              11. Доброжелательность

    2. Заботливость                                           12. Приветливость

    3. Искренность                                            13.Обаятельность

    4. Коллективизм                                          14. Общительность

    5. Отзывчивость                                          15. Обязательность

    6. Радушие                                                   16. Ответственность

    7. Сочувствие                                              17. Откровенность

    8. Тактичность                                             18. Справедливость

    9. Терпимость                                              19. Совместимость

    10. Чуткость                                                 20 Требовательность.

     II. Поведение.

     1. Активность                                               11. Энтузиазм

      2. Гордость                                                  12. Добросовестность

      3. Добродушие                                            13. Инициативность

      4. Порядочность                                          14. Интеллигентность

      5. Смелость                                                  15. Настойчивость

      6. Твердость                                                  16. Решительность

      7.  Уверенность                                             17. Принципиальность

      8.  Честность                                                   18. Самокритичность

      9. Энергичность                                              19. Уравновешенность

      10. Самостоятельность                                   20. Целеустремленность

III. Деятельность.

1. Вдумчивость                                                  11. Аккуратность

2. Деловитость                                                  12. Внимательность

3. Мастерство                                                    13. Дальновидность.

4. Понятливость                                                14. Дисциплинированность

5. Скромность                                                    15. Исполнительность

6. Собранность                                                   16. Любознательность

7. Точность                                                         17. Находчивость

8. Трудолюбие                                                    18. Последовательность

9. Увлеченность                                                  19. Работоспособность

10. Усидчивость                                                  20. Скрупулезность.

IV. Переживания, чувства.

1. Бодрость                                                            11. Взволнованность

2. Бесстрашие                                                        12. Восторженность

3. Веселость                                                           13. Жалостливость

4. Душевность                                                        14. Жизнерадостность

5. Милосердие                                                        15. Любвеобильность

6. Нежность                                                            16. Оптимистичность

7. Свободолюбие                                                   17. Сдержанность

8. Сердечность                                                       18. Удовлетворенность

9. Страстность                                                        19. Хладнокровие

10. Стыдливость                                                     20. Чувствительность.

 

 

Приложение 2.

Данные по методике изучения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна в  экспериментальной группе в баллах

Фамилия, имя ребенка

Здоровье

Ум

Характер

Авторитет у сверстников

Умелые руки

Внешность

Уверенность в себе

1. М.М.

3

2

4

5

3

2

4

2. О.А.

4

5

6

4

4

5

6

3. Т.Щ.

2

3

2

2

2

3

2

4. К.Е.

2

2

3

3

2

2

3

5. И.П.

3

2

4

4

3

2

4

6. А.Ш.

8

6

8

7

8

6

8

7. Р.Д.

3

2

4

5

3

2

4

8. В.Т.

6

4

5

6

6

4

5

9. У. А.

2

3

2

3

2

3

2

10. В. Я.

4

3

5

5

4

3

5

11. М. А.

7

5

8

8

7

5

8

12. А.Е.

3

1

2

3

3

1

2

13. Ж. Н.

5

6

8

7

5

6

8

14. П.Н.

2

2

3

3

2

2

3

15. Л. И.

1

2

4

5

1

2

4

16.Д. О.

6

5

5

4

6

5

5

17. Б. С.

9

8

8

9

9

8

8

18. П.Д.

3

3

5

3

3

3

5

19. А. Д.

2

2

3

2

2

2

3

20. М. Г.

8

6

7

8

8

6

7

Информация о работе Становление личности подростка