Становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

Тест «Автопортрет» (адаптирован Р.Бернсом) применялся с целью  практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности.

Тест адаптирован Р. Бернсом (США), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, одноклассниками.

Материалом для исследования послужили: карандаш или ручка, лист бумаги.

Испытуемым предлагалась инструкция: Нарисуйте, пожалуйста, свой портрет. На все  уточняющие вопросы испытуемого  давался ответ, что он может рисовать так, как ему хочется. Процесс рисования дополнялся беседой.

Качественный анализ рисунков проводился с учетом их формальных и содержательных аспектов:  расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей, движение и настроение нарисованного объекта.

Элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, трактуются следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают нестабильность и отсутствие основы. Трусливые люди, люди, оставшиеся без поддержки семьи, например, часто рисуют людей без ног.

Тест «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым) направлен на изучение   личностно -  значимых качеств человека, его отношения к этим качествам, а также на проецирование на себя положительного образа.

Инструкция. Каждый человек имеет определенные представления об  идеале и наиболее ценных свойствах личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы наиболее цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты  самовоспитания. Какие представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет  следующее задание, которое выполняется в два этапа.

I этап.

1. Разделите лист бумаги на  4 равные части, обозначьте каждую  часть  римскими цифрами I, II, II IV.

2. Даны  4 набора слов, характеризующих  положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые ценны для вас.

3.Внимательно прочитайте слова  первого набора качеств. Выпишите  в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте  ко второму набору качеств  -  и так до самого конца. В итоге вы должны получить 4 набора идеальных качеств. (Приложение 1).

II этап. Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Теперь переходите  ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка.

  1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

 П= Р/ И · 100%

  1. Подсчитайте количество идеальных качеств, (И), а затем вычислите  их процентное отношение:

Таблица 1.1.

Психологическая шкала.

Уровень самооценки,

пол

 

Неадекв.

низкий

 

низкий

 

Ниже сред.

 

Средн.

 

Выше средн.

 

высокий

 

Неадекв.

высок.

Мужч.

0-10

11-34

35-45

46-54

55-63

64-66

67

Женщ.

0-15

16-37

38-46

47-56

57-65

66-68

69


 

Самооценка личности  может быть адекватной, завышенной, или заниженной. Адекватная самооценка соответствует двум позициям психологической шкалы: «средний», «выше среднего».

При адекватной самооценке  субъект  социального взаимодействия реально соотносит свои  реальные возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности.

При  самооценке «высокий уровень», «выше среднего»»: человек заслуженно ценит и уважает  себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства.

При самооценке «средний уровень»:  человек  уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

При завышенной самооценке у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован всегда на успех, игнорирует неудачи. Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачи или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств.

При заниженной самооценке у  человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок, пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе  и еще большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у  себя и у других видят только недостатки.

Ниже приводятся результаты первичной  психологической диагностики.

А. По методике изучения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна в первичной диагностике в экспериментальной группе получены следующие данные:

- по шкале «Здоровье» заниженной  самооценкой обладают  55 % подростков (11 человек),   адекватную самооценку имеют  25 % подростков (5 человек), завышенная самооценка присутствует у 20 % (4 человек);

- по шкале «Ум» заниженной  самооценкой обладают  60 % подростков (12 человек),   адекватную самооценку  имеют  35 % подростков (7 человек), завышенная самооценка присутствует у 5 % (1 человек);

- по шкале «Характер» заниженной  самооценкой обладают  30 % подростков (6 человек),   адекватную самооценку имеют  45 % подростков (9 человек), завышенная самооценка присутствует у 25 % (5 человек);

- по шкале «Авторитет у сверстников» заниженной самооценкой обладают  35 % подростков (7 человек),   адекватную самооценку имеют  40 % подростков (8 человек), завышенная самооценка присутствует у 25 % (5 человек);

- по шкале «умелые руки» заниженной  самооценкой обладают  55 % подростков (11 человек),   адекватную самооценку имеют  25 % подростков (5 человек), завышенная самооценка присутствует у 20 % (4 человек);

- по шкале «внешность» заниженной  самооценкой обладают  60 % подростков (12 человек),   адекватную самооценку имеют  35 % подростков (7 человек), завышенная самооценка присутствует у 5 % (1 человек);

- по шкале «Уверенность в  себе» заниженной самооценкой  обладают  30 % подростков (6 человек),   адекватную самооценку имеют  45 % подростков (9 человек), завышенная самооценка присутствует у 25 % (5 человек);

При этом диагностическое исследование в экспериментальной группе показало, что  5 % (1 человек) имеет неадекватно высокий уровень притязаний;

- 20 % (4 человека) -  высокий уровень  притязаний;

- 45 % (9 человек) -  средний уровень притязаний;

- 30 % ( 6 человек) – низкий уровень  притязаний.

Таким образом, обобщая данные, полученные в результате проведение первичной диагностики по методике изучения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна  мы увидели, что  у по разным показателям  уровень  неадекватно высокой самооценки у подростков экспериментальной группы колеблется от 5 % до 25 % (1 -  5 человек). На основе неадекватно высокой самооценки у подростка возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей личности для окружающих, для общего дела. В таких случаях подросток идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Адекватная самооценка  по разным шкалам отмечается  у 25 %  -  45%  подростков (5- 9  человек). При оптимальной, адекватной самооценке подросток правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой  достижимые  цели,  которые  можно  осуществить  на деле.   К  оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по учебе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом его постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

Заниженная самооценка по  разным шкалам отмечается у 25 % -  45 % подростков (5 -  9 человек). Можно говорить о том, что это самооценка ниже реальных возможностей личности. Обычно это проявляется в неуверенности личности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, так как дети с заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. Конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих детей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать, недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие будут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

В контрольной группе по методике изучения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна в первичной диагностике  получены следующие данные:

- по шкале «Здоровье» заниженной  самооценкой обладают  20 % подростков (4 человека),   адекватную самооценку имеют  45 % подростков (9 человек), завышенная самооценка присутствует у 35 % (7 человек);

- по шкале «Ум» заниженной  самооценкой обладают  10 % подростков (2 человека),   адекватную самооценку имеют  55 % подростков (11 человек), завышенная самооценка присутствует у 35 % (7 человек);

- по шкале «Характер» заниженной  самооценкой обладают  25 % подростков (5 человек),   адекватную самооценку имеют  45 % подростков (9 человек), завышенная самооценка присутствует у 30 % (6 человек);

- по шкале «Авторитет у сверстников»  заниженной самооценкой обладают  25 % подростков (5 человек),   адекватную самооценку имеют  45 % подростков (9 человек), завышенная самооценка присутствует у 30 % (6 человек);

- по шкале «умелые руки» заниженной  самооценкой обладают  20 % подростков (4 человека),   адекватную самооценку  имеют  45 % подростков (9 человек), завышенная самооценка присутствует у 35 % (7 человек);

- по шкале «внешность» заниженной  самооценкой обладают  10 % подростков (2 человека),   адекватную самооценку  имеют  55 % подростков (11 человек), завышенная самооценка присутствует у 35 % (7 человек);

- по шкале «Уверенность в  себе» заниженной самооценкой обладают  25 % подростков (5 человек),   адекватную самооценку имеют  45 % подростков (9 человек), завышенная самооценка присутствует у 30 % (6 человек);

Информация о работе Становление личности подростка