Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа
Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Количественный анализ данных первичной диагностики по тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован С. Орловым) показал, что соотношение набора реальных и идеальных качеств человека (то есть, самооценка и самосознание) для подростков из экспериментальной группы выглядит следующим образом:
Таблица результатов оценки самосознания
Уровень самосознания |
высокий |
средний |
низкий |
Количество детей | |||
20 (100%) |
5 (25%) |
6 (30%) |
9 (45%) |
При этом в результате наблюдений и проведенной беседы нами было замечено, что подростки, обладающие высоким уровнем самосознания учатся на «4» и «5»; подростки, обладающие средним уровнем самосознания, в учебе показывают, в основном, средние результаты; а подростки с низким уровнем самосознания учатся на «3». При анализе данных бесед нами было также отмечено, что подростки, обладающие высокой самооценкой, живут в семьях, характеризующихся высокой сплоченностью и солидарностью. Подростки в таких семьях с готовностью следуют задаваемым им образцам поведения, настойчиво и успешно решают встающие перед ними задачи: они настойчивы, активны, инициативны, находчивы. Подростки с заниженной самооценкой, напротив, пассивны, неуверенны в себе, в правильности своих суждений и наблюдений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им. Таким образом, мы можем говорить о том, что у подростков низкая или высокая самооценка влияет на их успехи в учебе, отношения с товарищами, учителями и родителями, а также проявляется в их успешности или неуспешности во внеучебной деятельности.
Количественный анализ данных первичной диагностики по тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован С. Орловым) показал, что соотношение набора реальных и идеальных качеств человека (то есть, самооценка и самосознание) для подростков из контрольной группы выглядит следующим образом:
Таблица результатов самосознания
Уровень самосознания |
высокий |
средний |
низкий |
Количество детей | |||
20 (100%) |
7 (35%) |
10 (50%) |
3 (15%) |
По сравнению с экспериментальной группой, в контрольной группе на 10 % больше подростков, обладающих высокой самооценкой, на 20 % - подростков, обладающих средней самооценкой и на 30 % меньше подростков, обладающих низкой самооценкой. Такие результаты говорят о том, что подавляющее число подростков, учащихся в 8 «А» классе, обладают высокой и средней самооценкой, что помогает им в учебе, в реализации своих интересов и возможностей. Из - за небольшого разброса уровней самооценки в данном классе, он выглядит более сплоченным, дружным коллективом, которому по плечу самые сложные задачи. В этом подросткам из данного класса помогают и родители, которые являются заинтересованными участниками всех начинаний своих детей.
Таким образом, количественные данные первичной диагностики в экспериментальной и контрольной группах по тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован С. Орловым) показывают, что большинство исследуемых подростков имеют самооценку и уровень самосознания, который реально соотносится с их внутрисемейной ситуацией, а также с их успехами в учебе. Однако в то же время, и в той, и в другой группах имеются подростки с более высокой или более низкой оценкой собственной личности, чем их реальные достижения у учебе
Охарактеризуем более подробно некоторых из исследуемых подростков экспериментальной группы:
Понаблюдав за ребятами, которые учатся на «5» и имеют высокую и адекватную самооценку, опросив учителей, мы пришли к выводам, что, например, А.Ш. учится отлично, в классе у нее много друзей, ей всегда хочется во всем участвовать, узнавать новое.
Б. С. - очень серьезный, ответственный, ему можно поручить любое дело и он его выполнит хорошо. К тому же высокая самооценка данного подростка объясняется тем, что он серьезно увлекается легкоатлетическим спортом и добился там неплохих результатов.
Ж. Н. сразу показался очень уверенным в себе человеком, который может увести за собой массу людей. В классе у него очень много друзей как среди мальчиков, так и среди девочек, однако подросток реально оценивает свои личностные качества.
В.Т. - очень артистичный и творческий человек (играет на музыкальном инструменте), но в то же время учеба занимает не первое место в ее жизни, а потому девочка знает большинство своих слабых сторон.
А. Д. имеет среднюю самооценку, но в учебе не успешна, то есть, учится на «3». Девочка во внеклассных мероприятиях себя совсем не проявляет, с одноклассниками общается мало. Судя по всему, это свидетельствует о том, что у девочки существует неадекватно завышенная самооценка. Возможно, это защитная реакция на определенную ситуацию.
К.Е. учится на «3» и имеет низкую самооценку. По словам классного руководителя, девочка не участвует в различных мероприятиях, безынициативна, ее всегда нужно к чему-либо подталкивать. Учиться желания у нее нет. В результате этот ребенок получает низкие оценки, в связи с чем у нее сформировалась низкая самооценка. Родители девочки пьют, постоянно ругаются, не следят за воспитанием дочери.
Таким образом, результаты проведения данного теста показали, что самооценка и самосознание подростков во многом определяется уровнем интеллектуального развития. Человек с широким кругозором и умственной пытливостью, склонен проявлять любознательность не только в научно-технических, художественно-творческих или других предметных знаниях, но и интересоваться людьми, их психологией и поведениям, а также стремиться к познанию законов формирования человеческих отношений. Так же результаты диагностики свидетельствуют о том, что в той и другой группах (экспериментальной и контрольной), есть подростки, у которых наблюдаются проблемы в развитии самосознания (неадекватный уровень самооценки и уровня притязаний, непринятие собственного образа и отсутствие своей значимости) и нуждающиеся в помощи специалиста. С этой целью нами была разработана программа социально-педагогической помощи по развитию самосознания подростков.
2.2 Программа социально - педагогической помощи по развитию самосознания подростков
На основании изучения
Программа состоит из десяти занятий, в которые входят несколько упражнений, каждое занятие рассчитано на 1-1,5 часа.
Цели программы:
Задачи:
Правила:
В основе принципов осуществления групповой коррекционной работы лежат принципы:
Принцип безоценочности и сниженной критичности. Осуществление данного принципа может считаться важнейшим условием продуктивной работы группы. Пример ведущего не дающего оценок и не поддерживающего обвинения участников по отношению друг к другу, может оказаться действенным в обеспечении эффективности работы. При этом постоянная готовность ведущего к открытому общению и позитивному принятию всех высказываний участников, существенно для успешной работы группы.
Принцип активности. Быть активным, как поясняет Э.Фромм, значит дать проявится своим способностям, задаткам, дарованиями, которыми наделен каждый человек. «Неотчужденная активность» - понимается автором как продуктивная активность субъекта.
Принцип сотворческой позиции ведущего. Его принятие связано с проблемой выбора позиции ведущим, которая обеспечивала бы максимальные возможности для развития участников. Успешный ведущий – это человек: обладающий новой и неизвестной информацией, эмоционально привлекательный, способный вызвать симпатию, имеющий позитивную Я-концепцию.
Компетентность ведущего занятий проявляется в оказании своевременной информационной, эмоциональной, психотерапевтической поддержки группы в целом и отдельным ее участникам.
Поскольку данная программа
направлена на работу с
В данной программе условно можно выделить 3 этапа – ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. В соответствии с задачами программы в ходе занятий прорабатываются следующие основные аспекты развития самосознания:
- развитие доверия к окружающим людям,
- развитие представлений о
- усвоение способов разрешения собственных проблем,
- формирование адекватной
В ходе проведения программы применялись следующие коррекционные методы:
Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы.
Методика арт-терапии базируетс
Игровая терапия - способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения.
Схема занятий.
№ Тема занятия |
Цель занятия |
1. Знакомство. |
Знакомство с участниками, создание доверительной и дружеской атмосферы. |
2. Осознание себя. |
Анализировать свои поступки, чувства, переживания, наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других, ясно и конкретно выражать свои мысли. |
3. Мои эмоции. |
Способствовать адекватному развитию эмоциональной сферы подростка, развивать практические умения, которые помогут ему спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия; осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния. |
4. Мои проблемы. |
Точно формулировать проблему, прогнозировать ресурсы, которые необходимо привлечь для решения проблемы; осознавать, анализировать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой проблемой. |
5. Умеем слушать. |
Воспринимать и анализировать информацию, вырабатывать собственное мнение и обосновывать его, строить доказательство и умозаключение. |
6. Принятие себя. |
Развитие положительного отношения учащихся к самим себе, формирование позитивной Я – концепции. |
7. Выражение чувств. |
Улучшить настроение, повысить самооценку, активность участников занятий. Осознать необходимость постоянной включенности в процесс совместной деятельности. |
8.Я не такой как все. |
Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми. |
9. Мотивы наших поступков. |
Активизация самосознания. |
10.Я желаю тебе. |
Осознание своих проблем. Завершение группы |