Становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, проанализировав рисунки  подростков из экспериментальной группы  после повторной диагностики, мы можем говорить о том, что  коррекционная программа позволила им  открыть в себе творческие способности, изменить свое отношение к миру, к людям на более открытое и доброжелательное.  Многие из них поверили в свои силы, что нашло отражение в  росте показателей по таким шкалам, как  интеллектуальность, уверенность в себе,  открытость миру, независимость.

Повторная обработка  данных по тесту «Автопортрет» (адаптирован Р.Бернсом) в контрольной группе проводилась по   описанным выше параметрам и показала результаты, аналогичные первой диагностике: так озабоченность и гиперчувствительность  отражены на рисунках  2 человек (10 %), а  чувствительность к критике -  13 человек  (65%), склонны к агрессии 2 человека (10 %); являются   замкнутым  1  человек (5%); потребность в независимости  присутствует на рисунках  16 человек (80 %) 

Таким образом, проанализировав рисунки  подростков из контрольной группы  после  повторной диагностики  мы можем говорить ополной Аентичности результатов  двух срезов.

В. качественный анализ данных повторной диагностики по тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым) показал, что  набор идеальных качеств человека для подростков из  экспериментальной группы выглядит следующим образом:

 I. Свойства личности:

- Общительность -  70 % (14 человек);

- Приветливость -  55 % (11 человек)

- Тактичность -  55 % (11 человек);

- Доброжелательность -  50 % (10 человек);

- Ответственность -  45 % (9 человек);

- Отзывчивость -  45 % (9 человек);

- Искренность -  40 % (8 человек)    

II. Поведение:

- Добросовестность -  60 % (12 человек);

- Смелость  -  55 % (11человек);

- Инициативность – 50 % (10 человек);

- Самостоятельность-  50 % (1 человек);

- Решительность -  45 % (9 человек);

- Порядочность -  45 % (9 человек);

- Самокритичность -  40 % (8 человек).

III. Деятельность:

- Деловитость – 55 % (11 человек);

- Вдумчивость -  50 % (10 человек);

- Дисциплинированность -  45 % (9 человек);

- Понятливость  -  45 % (9 человек);

- Любознательность -  40 % (8 человек);

- Собранность  -  40 % (8 человек)

IV. Переживания, чувства:

-  Жизнерадостность – 75 % (15 человек);

- Душевность- 60% (12 человек);

- Свободолюбие – 55 % (11 человек);

-  Оптимистичность -  50 % (10 человек);

- Веселость – 50 % (10 человек);

- Оптимистичность -  45 % (9 человек)

Качественный анализ  первоначальной диагностики в контрольной группе показал, что набор идеальных качеств  человека для подростков  этой группы выглядит следующим образом:

    I. Свойства личности:

-  Доброжелательность -  60 % (12 человек);

- Общительность -  60 % (12 человек);

- Коллективизм – 50 % (10 человек);

- Отзывчивость – 45 % (9 человек);

- Справедливость -  45 % (9 человек);

-  Терпимость -  40% (8 человек).

II. Поведение:

- Добросовестность -  55 % (11 человек);

- Инициативность -  50 % (10 человек);

- Порядочность -  45 % (9 человек);

- Самокритичность -  45 % (9 человек);

- Самостоятельность -  40 % (8 человек)

III. Деятельность:

- Работоспособность -  55 % (11 человек);

- Мастерство -  50 % (10 человек);

  - Усидчивость  - 45 % (9 человек);

- Собранность -  35 % (7 человек);

- Вдумчивость -  30 % (6 человек)

IV. Переживания, чувств:

- Оптимистичность -  70 % (14 человек);

- Жизнерадостность – 60 % (12 человек);

- Душевность -  55 % (11 человек);

- Свободолюбие – 50 % (10 человек);

Как показывает  качественный анализ по результатам повторной диагностики, портрет идеальной личности для  подростков и из экспериментальной, и из контрольной групп  в целом составлен исходя из особенностей  их возраста: общительная, свободолюбивая, решительная, целеустремленная и т.д.

Однако после проведения социально -  педагогической коррекционной программы  подростки экспериментальной группы   стали составлять портрет  идеальной личности,  исходя не только из собственных потребностей,  но они  стали  ориентироваться и на те качества личности,  которые  помогают соотнести свое поведение с  желаниями, чувствами, мыслями других людей – доброжелательность, отзывчивость, порядочность, вдумчивость, душевность. До проведения коррекционной программы данные качества и свойства  личности в   идеальных представлениях подростков из экспериментальной группы отсутствовали.

Количественный анализ данных первичной диагностики по тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым) показал, что    соотношение набора реальных и идеальных  качеств человека (то есть, самооценка и самосознание)  для подростков из  экспериментальной группы после прохождения  коррекционной программы  выглядит следующим образом: 

 

 

 

 

Таблица результатов самосознания

 

Уровень самосознания

высокий

средний

низкий

Количество детей

20

(100%)

4

(20%)

12

(60%)

4

(20%)


 

Рис. 3.

Динамика результатов по тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым) в экспериментальной группе

 

Если проследить динамику, то можно увидеть, что произошло снижение учащихся с высокой самооценкой  с 5 (25 %)  до 4 (20%) за счет того, что 1 человек, который учится на 3 сформировал адекватную самооценку  (с высокой -  на среднюю).

Увеличилось количество учащихся со средней, адекватной самооценки -  с  6 человек (30%) до  12 человек (60%), что произошло в основном за счет увеличения числа подростков, у которых была скорректирована низкая самооценка.

Уменьшилось число подростков  с низкой самооценкой  с  9 человек (45 %) до  4 человек (20%). Однако для подростков, у которых самооценка и самовосприятие остались на низком уровне нет  учащихся на  4 и 5 . Это подростки, которые учатся на тройки  и которые воспитываются в неблагополучных семьях.

Количественный анализ данных вторичной  диагностики по тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым) показал, что    соотношение набора  реальных и идеальных  качеств человека (то есть, самооценка и самосознание)  для подростков из   контрольной группы не изменилось  и выглядит следующим образом:  35% детей с высокой самооценкой (7человек), 50 % детей  со средней самооценкой (10 человек), 15 % детей с заниженной самооценкой (3 человека),

Таким образом,  динамика количественных данных  по  тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым) в экспериментальной группе, показывает, что   после прохождения социально -  педагогической коррекционной программы  большинство учащихся  сформировали адекватную самооценку и стали воспринимать себя такими, какие они есть.  Это позволило проводить дальнейшую работу данного класса по сплочению, повышению уровня успеваемости и ответственности, так как при адекватной самооценке  и   самосознании субъект  социального взаимодействия реально соотносит свои  реальные возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности.  То есть, человек  уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

 

Выводы по II главе

Для выявления особенностей самосознания подростков была проведена комплексная психологическая диагностика.

Исследование было осуществлено в период прохождения практики на базе общеобразовательной школы № 15.

  Экспериментальную группу составили учащиеся 8 «А» класса, всего в количестве 20 человек (11 девочек и 9 мальчиков). Контрольную группу составили учащиеся 8 «Б» класса, в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков).   В ходе диагностического исследования применялись следующие методики:

1  Методика изучения самооценки (Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна).

2  Тест «Автопортрет» (адаптирован  Р. Бернсом).

3  Тест «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым)

Методика изучения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна применялся в целях суждения об уровне адекватности самооценки подростка. Как показывают данные первичной диагностики исследуемые подростки в  экспериментальной группе оценивали себя  адекватно или  ниже нормы, что  свидетельствует об общей тенденции к занижению самооценки. Иная ситуация выявлена в контрольной группе, где у большинства исследуемых подростков оценка адекватная и выше нормы, что свидетельствует об общей тенденции  к завышению самооценки.

Повторное сравнение самооценки подростков экспериментальной  и контрольной групп показало, что  в ходе коррекционных занятий у большинства подростков экспериментальной группы сформирована адекватная самооценка по следующим шкалам: «Здоровье», «Ум», «Характер», «Внешность», «Уверенность в себе», «Авторитет у сверстников».

Тест «Автопортрет» (адаптирован Р.Бернсом) применялся с целью  практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности. Проанализировав рисунки  подростков из  экспериментальной группы  после первой диагностики, мы можем говорить о том, большинству подростков присуще стремление  к независимости,  отдельные подростки имеют трудности  в общении, находятся в депрессивном состоянии,  часть подростков агрессивны,  другая часть -   предъявляет к себе слишком высокие требования.

Проанализировав рисунки  подростков из  контрольной группы  после первой диагностики, мы можем говорить о том, что  большинству подростков присуще стремление  к независимости, они чувствительны к критике.

Проанализировав рисунки  подростков из  экспериментальной группы  после повторной диагностики, мы можем говорить о том, что  коррекционная программа позволила им  изменить свое отношение к миру, к людям на более открытое и доброжелательное.  Многие из них поверили в свои силы, что нашло отражение в  росте показателей по таким шкалам, как  интеллектуальность, уверенность в себе,  открытость миру, независимость.

Анализ рисунков подростков из  контрольной группы  после  повторной диагностики   показал идентичность результатов  двух срезов.

Тест «Оценка самосознания личности».

Количественные данные  первичной диагностики в экспериментальной и контрольной группах по  данному тесту показывают, что  большинство  исследуемых подростков имеют нормальную самооценку и уровень самосознания. Однако в то же время,  и в той, и в другой группах имеются подростки с более высокой   или более низкой оценкой собственной личности, чем их реальные достижения.

Как показывает  качественный анализ по результатам повторной диагностики, портрет идеальной личности для  подростков и из экспериментальной, и из контрольной групп  в целом составлен исходя из особенностей  их возраста: общительная, свободолюбивая, решительная, целеустремленная и т.д.

Однако после проведения социально -  педагогической коррекционной программы  подростки экспериментальной группы   стали составлять портрет  идеальной личности,  исходя не только из собственных потребностей,  но они  стали  ориентироваться и на те качества личности,  которые  помогают соотнести свое поведение с  желаниями, чувствами, мыслями других людей - доброжелательность, отзывчивость, порядочность, вдумчивость, душевность. До проведения коррекционной программы данные качества и свойства  личности в   идеальных представлениях подростков из экспериментальной группы отсутствовали.

У подростков из  экспериментальной группы после прохождения  коррекционной программы произошло уменьшение  числа учащихся с высокой самооценкой,  увеличилось количество учащихся со средней, адекватной самооценкой, уменьшилось число подростков  с низкой.

Количественный анализ данных вторичной  диагностики по данному  тесту показал, что    соотношение набора  реальных и идеальных  качеств человека (то есть, самооценка и самосознание)  для подростков из   контрольной группы не изменилось.

 

Заключение

 

В данной выпускной квалификационной работе была сделана попытка анализа и обобщения проблемы развития самосознания подростков  в современной психологии (как отечественной, так и зарубежной). Проведен обзор работ по профилактике и психокоррекции подростков в целях повышения уровня самосознания, рассмотрены основные методы и формы работы социального педагога по развитию самосознания подростков.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило нашу гипотезу: своевременная диагностика позволит выявить уровень развития самосознания подростков и на этой основе разработать эффективную программу социально-педагогической помощи, которая позволит сформировать адекватный образ «Я».

Информация о работе Становление личности подростка