Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа
Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Во время проведения коррекционной программы возникало ряд трудностей. Начиная с первого занятия, было очень тяжело наладить дисциплину в группе, но эти вопросы были быстро решены при помощи ссылки на соглашение с правилами. Изначально ребята не хотели раскрываться, многие с огромным стеснением отвечали на вопросы, давали однотипные, банальные ответы, боялись высказать мнение, отличающееся от других. На протяжении первых двух занятий, многие старались слушать ответы других ребят, а не отвечать самим, раскрепостить группу было тяжело. Все эти трудности помогли преодолеть коррекционные методы: игровая терапия, рисуночная терапия. В ходе игры ребята раскрепостились, активно принимали участия в играх, можно было пронаблюдать, что их настроение меняется, они с большим удовольствием описывали свои чувства, ощущения. Особенно ребятам понравились упражнения, в которых можно было проявить свои творческие способности. С большим удовольствием они рисовали рисунки и в дальнейшем с гордостью их представляли другим членам группы. Уже к третьему занятию ребята включились в работу, узнали друг о друге много нового, находили общие занятия, увлечения. Что помогло сплотить группу, и создать в ней атмосферу доверия и дружбы. Каждый хотел дать ответы на задаваемые вопросы. Быстро и заинтересованно выполняли задания, ребята индивидуально выполняли работу, стараясь отличиться от других. В завершении программы каждый из участников высказал свое мнение, поделился впечатлениями и ощущениями. Большинство ребят открыли в себе новые возможности и остались довольны результатами программы. Иллюстрацией этого могут быть позитивные изменения участников занятий.
Приведем в качестве примера Кристину К. Это спокойная, застенчивая девочка, очень ответственная, трудолюбива. Учителя характеризуют ее с положительной стороны, уроки она не пропускает, и всегда готова к занятию. Но Кристина имеет трудности в общении с одноклассниками. У неё практически нет подруг, она ни с кем не общается, избегает ответов на вопросы одноклассников, в классе имеет статус «принебрегаемые». При первичной диагностики у Кристины был выявлен средний уровень самооценки, однако по шкале характер, девочка оценивает себя ниже нормы. У неё проявляется негативное отношение к себе, в некотором смысле непринятие себя. Кристина испытывает чувство неполноценности и ущербности. На первых занятиях Кристина практически не отвечала на вопросы, стеснялась своего мнения. Но в индивидуальной работе проявляла свои творческие способности, чем вызывала поощрение участников занятий. С помощью поощрений ведущего, участников и активного включения, Кристины в деятельность группы, можно было пронаблюдать положительные изменения в её поведении. Кристина с удовольствием стала отвечать на вопросы, в коллективных упражнениях предлагала идеи, высказывала свое мнение, чем вызывала восхищение своих одноклассников, и стимулируя тем самым деятельность других участников.
Таким образом, можно сказать, что программа коррекции по развитию самосознания подростков проведена успешна. Но для того чтобы убедиться, что программа работает и эффективна, необходимо провести вторичную диагностику.
2.3. Динамика развития самосознания подростков по результатам программы
По завершении психокоррекционной работы проведена повторная психодиагностика в экспериментальной и контрольной группах по тем же методикам.
Ниже приводятся ее результаты.
А. По методике изучения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна в срезе получены следующие данные, представленные в таблице 4.
шкала |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Заниженная самооценка |
Адекватная самооценка |
Завышенная самооценка |
Заниженная самооценка |
Адекватная самооценка |
Завышенная самооценка | |
Здоровье |
15% |
60 % |
25% |
20% |
45% |
35% |
Ум |
25% |
55% |
25% |
10% |
55% |
35% |
Характер |
20% |
60% |
20% |
25% |
45% |
30% |
Авторитет у сверстников |
10% |
60% |
30% |
25% |
45% |
30% |
Умелые руки |
15 % |
60 % |
25 % |
20 % |
45 % |
35 % |
Внешность |
25 % |
55 % |
25 % |
10 % |
55 % |
35 % |
Уверенность в себе |
20 % |
60 % |
20 % |
25 % |
45 % |
30 % |
Сравнение самооценки подростков экспериментальной и контрольной групп показало, что в ходе коррекционных занятий у большинства подростков экспериментальной группы сформирована адекватная самооценка по следующим шкалам: «Ум» - на 20 % (35% - 7 человек по первой диагностике, 55 % - 11 человек - по второй диагностике); на 35 % уменьшилось число подростков с заниженной самооценкой (25% - 5 человек по первой диагностике, 60 % - 12 человек - по второй диагностике); на 20 % увеличилось число подростков с завышенной самооценкой, (5% - 1 человек по первой диагностике, 25 % - 5 человек - по второй диагностике). Эти данные говорят о том, что подростки из экспериментальной группы поверили в свои силы, в свои умственные способности, что позволило им улучшить результаты по многим учебным предметам.
«Характер» - адекватная самооценка увеличилась на 15 % (45 % - 9 человек по первой диагностике, 60 % - 12 человек - по второй диагностике); на 10 % уменьшилось число подростков с заниженной самооценкой по данной шкале (30 % - 6 человек по первой диагностике, 20 % - 4 человека - по второй диагностике); на 5 % уменьшилось число подростков с завышенной самооценкой по данной шкале (25 % - 5 человек по первой диагностике, 20 % - 4 человека - по второй диагностике). Полученные данные позволяют говорить о том, что подростки стали адекватно и самокритично оценивать основные свойства своего характера.
«Авторитет у сверстников» - адекватная самооценка по данной шкале выросла на 20 % (40 % - 8 человек по первой диагностике, 60 % - 12 человек - по второй диагностике); на 25 % уменьшилось число подростков с заниженной самооценкой по данной шкале (35% - 7 человек по первой диагностике, 10 % - 2 человека - по второй диагностике); на 5 % увеличилось число подростков с завышенной самооценкой (25% - 5 человек по первой диагностике, 30 % - 6 человек - по второй диагностике). Эти данные говорят о том, что подростки из экспериментальной группы стали лучше общаться со своими сверстниками, после прохождения социально - педагогической программы они смогли пересмотреть свои отношения с друзьями и сделать их более плодотворными, открытыми и доверительными, что сказалось на заметно возросшей самооценке по данной шкале.
«Внешность» - на 20 % (35% - 7 человек по первой диагностике, 55 % - 11 человек - по второй диагностике); на 35 % уменьшилось число подростков с заниженной самооценкой (25% - 5 человек по первой диагностике, 60 % - 12 человек - по второй диагностике); на 20 % увеличилось число подростков с завышенной самооценкой, (5% - 1 человек по первой диагностике, 25 % - 5 человек - по второй диагностике). Полученные данные позволяют говорить о том, что подростки смогли пересмотреть многие взгляды на собственную внешность, избавиться от многих комплексов, что позволило им, в свою очередь, стать более открытыми и общительными. Это подтверждают и показатели по шкале «Уверенность в себе» - адекватная самооценка увеличилась на 15 % (45 % - 9 человек по первой диагностике, 60 % - 12 человек - по второй диагностике); на 10 % уменьшилось число подростков с заниженной самооценкой по данной шкале (30 % - 6 человек по первой диагностике, 20 % - 4 человека - по второй диагностике); на 5 % уменьшилось число подростков с завышенной самооценкой по данной шкале (25 % - 5 человек по первой диагностике, 20 % - 4 человека - по второй диагностике). Полученные данные позволяют говорить о том, что подростки стали адекватно и самокритично оценивать основные свойства своего характера.
Динамика изменения результатов самооценки в экспериментальной группе представлена на рис. 1.
Рис. 1
Динамика изменение результатов самооценки в экспериментальной группе по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна
Здоровье
Ум
Характер
Авторитет у сверстников
Умелые руки
Уверенность в себе
В контрольной группе процентное соотношение подростков с заниженной, адекватной и завышенной самооценкой по предложенным шкалам не изменилось, однако, как показывают данные, несколько снизились оценки в пределах предложенных рамок интерпретации теста.
Б. Повторная обработка данных по тесту «Автопортрет» (адаптирован Р.Бернсом) в экспериментальной группе проводилась при помощи анализа прорисовки отдельных частей тела, который выявил следующие особенности исследуемых подростков:
у 5 подростков (25%) автопортрет изображен с большой головой, что говорит об интеллектуальных претензиях. Этот показатель увеличился на 10 %.
Исчезли рисунки, где голова была нарисована непропорционально маленькой. Это говорит о том, что подростки из экспериментальной группы перестали сомневаться в своих умственных способностях, что они стали оценивать их более адекватно. Это свидетельствует также и о том, что у подростков после прохождения социально - педагогической программы по развитию самосознания исчезло чувство социальной дезадаптации и незащищенности.
На рисунках 2 человек (10 %) нарисованы большие глаза. Этот показатель уменьшился на 10 %, что говорит об уменьшении подозрительности, а также о меньшем проявлении озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Можно говорить о том, что после завершения занятий по социально - педагогической программе развития самосознания подростки из экспериментальной группы стали более уверенными в себе, самодостаточными, они поняли свою ценность как личностей.
На 10 % рисунков (у 2 человек) снизился показатель чувствительности к критике. Однако это не означает, что подростки вообще перестали воспринимать критику. Напротив, восприятие критических замечаний в свой адрес стало более адекватным, конструктивным, что позволило подросткам не только узнать мнение окружающих о себе, но и исправить те недостатки, на которые им указывают другие люди.
Уменьшилась также
склонность к агрессии.: она
по первой диагностике была заф
Не было выявлено ни одного рисунка, означающего депрессию.
Показатель замкнутости по первой диагностике присутствовал у 6 подростков (30%), после коррекционной программы – у 2 подростков (10%). Это говорит о повысившемся уровне общительности подростков из экспериментальной группы, о том, что среди сверстников они смогли найти себе друзей, а также о том, что они смогли построить свое общение с учителями и родителями.
Поверили в свои силы 3 подростка (15 %). Показатель неуверенности в себе по первой диагностике был выявлен у 4 подростков (20%), при повторной диагностике было выявлено что он снизился до 5 % (1 человек).
Сильную вовлеченность в события внешнего мира продемонстрировали 17 человек (85 %). В результате проведения коррекционной программы все подростки стали чувствовать себя адекватно, поэтому элементов, характеризующих чувство неадекватности, обнаружено не было.
Однако при этом с 65 % (13 человек) до 100 % (20 человек) возрос показатель независимости.
Таким образом, после проведения социально - педагогической программы по развитию самосознанию у подростков экспериментальной группы возросли интеллектуальные претензии, открытость миру, независимость; снизились показатели по таким параметрам, как интеллектуальная слабость, подозрительность, чувствительность к критике, агрессивность, депрессия, замкнутость, неуверенность в себе.
Отобразим основные показатели повторной диагностики по тесту «Автопортрет» графически.
Рис. 2.
Динамика результатов по тесту «Автопортрет» в экспериментальной группе