Становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

 

Во время проведения коррекционной программы возникало ряд трудностей. Начиная с первого занятия, было очень тяжело наладить дисциплину в группе, но эти вопросы были быстро решены при помощи ссылки на соглашение с правилами. Изначально ребята не хотели раскрываться, многие с огромным стеснением отвечали на вопросы, давали однотипные, банальные ответы, боялись высказать мнение, отличающееся от других. На протяжении  первых двух занятий, многие старались слушать ответы других ребят, а не отвечать самим, раскрепостить группу было тяжело. Все эти трудности помогли преодолеть коррекционные методы: игровая терапия, рисуночная терапия. В ходе игры ребята раскрепостились, активно принимали участия в играх, можно было пронаблюдать, что их настроение меняется, они с большим удовольствием описывали свои чувства, ощущения. Особенно ребятам понравились упражнения, в которых можно было проявить свои творческие способности. С большим удовольствием они рисовали рисунки и в дальнейшем с гордостью их представляли другим членам группы. Уже к третьему занятию ребята включились в работу, узнали друг о друге много нового, находили общие занятия, увлечения. Что помогло сплотить группу, и создать в ней атмосферу доверия и дружбы. Каждый хотел дать ответы на задаваемые вопросы. Быстро и заинтересованно выполняли задания, ребята индивидуально выполняли работу, стараясь отличиться от других. В завершении программы каждый из участников высказал свое мнение, поделился впечатлениями и ощущениями. Большинство ребят открыли в себе новые возможности и остались довольны результатами программы. Иллюстрацией этого могут быть позитивные изменения участников занятий.

 Приведем в качестве примера  Кристину К. Это спокойная, застенчивая  девочка, очень ответственная, трудолюбива. Учителя характеризуют ее с  положительной стороны, уроки она не пропускает, и всегда готова к занятию. Но Кристина имеет трудности в общении с одноклассниками. У неё практически нет подруг, она ни с кем не общается, избегает ответов на вопросы одноклассников, в классе имеет статус «принебрегаемые». При первичной диагностики у Кристины был выявлен средний уровень самооценки, однако по шкале характер, девочка оценивает себя  ниже нормы. У неё проявляется негативное отношение к себе, в некотором смысле непринятие себя. Кристина испытывает чувство неполноценности и ущербности. На первых занятиях Кристина практически не отвечала на вопросы, стеснялась своего мнения. Но в индивидуальной работе проявляла свои творческие способности, чем вызывала поощрение участников занятий. С помощью поощрений ведущего, участников и активного включения, Кристины в деятельность группы, можно было пронаблюдать положительные изменения в её поведении. Кристина с удовольствием стала отвечать на вопросы,  в коллективных упражнениях предлагала идеи, высказывала свое мнение, чем вызывала восхищение своих одноклассников, и стимулируя тем самым деятельность других участников. 

Таким образом, можно сказать, что программа коррекции по развитию самосознания подростков проведена успешна. Но для  того чтобы убедиться, что программа работает и эффективна, необходимо провести вторичную диагностику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Динамика развития самосознания подростков по результатам программы

По завершении психокоррекционной работы проведена повторная психодиагностика  в экспериментальной и контрольной группах по тем же методикам.

Ниже приводятся ее результаты.

А. По методике изучения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна в срезе получены следующие данные, представленные в таблице 4.

шкала

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Заниженная самооценка

Адекватная самооценка

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Адекватная самооценка

Завышенная самооценка

Здоровье

15%

60 %

25%

20%

45%

35%

Ум

25%

55%

25%

10%

55%

35%

Характер

20%

60%

20%

25%

45%

30%

Авторитет у сверстников

10%

60%

30%

25%

45%

30%

Умелые руки

15 %

60 %

25 %

20 %

45 %

35 %

Внешность

25 %

55 %

25 %

10 %

55 %

35 %

Уверенность в себе

20 %

60 %

20 %

25 %

45 %

30 %


 

Сравнение самооценки подростков экспериментальной  и контрольной групп показало, что  в ходе коррекционных занятий у большинства подростков экспериментальной группы сформирована адекватная самооценка по следующим шкалам:  «Ум»  - на 20 % (35% -  7 человек по первой диагностике, 55 %  -  11 человек -  по второй диагностике); на  35 %  уменьшилось число подростков с заниженной самооценкой (25% -  5 человек по первой диагностике, 60 %  -  12 человек -  по второй диагностике); на 20 %  увеличилось  число подростков с завышенной самооценкой, (5% -  1 человек по первой диагностике, 25  %  -  5  человек -  по второй диагностике). Эти данные говорят о том, что подростки из экспериментальной группы поверили в свои  силы, в свои умственные способности, что позволило им  улучшить результаты по  многим учебным предметам.

«Характер»  -  адекватная самооценка  увеличилась на 15 % (45 % -  9 человек по первой диагностике, 60 %  -  12 человек -  по второй диагностике); на  10 %  уменьшилось число подростков с заниженной самооценкой  по данной шкале (30 % -  6 человек по первой диагностике, 20 %  -  4 человека -  по второй диагностике); на 5 %  уменьшилось  число подростков с завышенной самооценкой по данной шкале  (25 % -  5 человек по первой диагностике, 20  %  -  4  человека -  по второй диагностике). Полученные данные позволяют говорить о том, что подростки стали адекватно и самокритично оценивать основные свойства своего характера.

«Авторитет у сверстников»  - адекватная самооценка по данной шкале выросла на  20 % (40 % -  8 человек по первой диагностике, 60 %  -  12 человек -  по второй диагностике); на  25 %  уменьшилось число подростков с заниженной самооценкой по данной шкале (35% -  7 человек по первой диагностике, 10 %  -  2 человека -  по второй диагностике); на 5 %  увеличилось  число подростков с завышенной самооценкой (25% -  5 человек по первой диагностике, 30 %  -  6  человек -  по второй диагностике). Эти данные говорят о том, что подростки из экспериментальной группы стали лучше общаться со своими сверстниками,    после прохождения социально -  педагогической программы они  смогли пересмотреть  свои отношения с друзьями и сделать их более плодотворными, открытыми и доверительными, что сказалось на  заметно возросшей самооценке по данной шкале.

«Внешность»  - на 20 % (35% -  7 человек по первой диагностике, 55 %  -  11 человек -  по второй диагностике); на  35 %  уменьшилось число подростков с заниженной самооценкой (25% -  5 человек по первой диагностике, 60 %  -  12 человек -  по второй диагностике); на 20 %  увеличилось  число подростков с завышенной самооценкой, (5% -  1 человек по первой диагностике, 25  %  -  5  человек -  по второй диагностике).  Полученные данные позволяют говорить о том, что подростки смогли  пересмотреть многие взгляды на собственную внешность, избавиться от многих комплексов, что позволило им, в свою очередь,  стать более открытыми и общительными. Это подтверждают и показатели по шкале «Уверенность в себе»  -  адекватная самооценка  увеличилась на 15 % (45 % -  9 человек по первой диагностике, 60 %  -  12 человек -  по второй диагностике); на  10 %  уменьшилось число подростков с заниженной самооценкой  по данной шкале (30 % -  6 человек по первой диагностике, 20 %  -  4 человека -  по второй диагностике); на 5 %  уменьшилось  число подростков с завышенной самооценкой по данной шкале  (25 % -  5 человек по первой диагностике, 20  %  -  4  человека -  по второй диагностике). Полученные данные позволяют говорить о том, что подростки стали адекватно и самокритично оценивать основные свойства своего характера.

Динамика изменения результатов самооценки в экспериментальной группе представлена на рис. 1.

Рис. 1

Динамика изменение результатов самооценки  в экспериментальной группе по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна

Здоровье

 

                                                                

 

 

Ум

Характер                                                               

Авторитет у сверстников

 

Умелые руки

 

                                                                 Внешность

 

Уверенность в себе

В контрольной группе  процентное соотношение подростков с заниженной, адекватной и завышенной самооценкой по предложенным шкалам не изменилось, однако, как показывают данные,  несколько снизились оценки в пределах  предложенных рамок интерпретации теста.

Б.  Повторная  обработка  данных по тесту «Автопортрет» (адаптирован Р.Бернсом) в экспериментальной группе проводилась при помощи анализа прорисовки отдельных частей тела, который  выявил следующие особенности исследуемых подростков:

у  5 подростков (25%) автопортрет изображен с большой головой, что говорит  об интеллектуальных претензиях. Этот показатель увеличился на 10 %.

Исчезли рисунки, где голова была нарисована непропорционально маленькой. Это говорит о том, что подростки из экспериментальной группы перестали сомневаться в своих умственных способностях, что они стали оценивать их более адекватно. Это свидетельствует также и о том, что   у подростков после прохождения социально -  педагогической программы по развитию самосознания исчезло чувство социальной дезадаптации и незащищенности.

На рисунках  2 человек (10 %) нарисованы большие глаза. Этот показатель уменьшился на 10 %, что говорит об уменьшении  подозрительности, а также  о меньшем проявлении озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Можно говорить о том, что после завершения занятий по социально -  педагогической программе развития самосознания подростки из экспериментальной группы  стали более уверенными  в себе, самодостаточными, они поняли свою  ценность как личностей.

На 10 % рисунков (у 2 человек)  снизился показатель чувствительности к критике.  Однако это не означает, что подростки  вообще перестали воспринимать критику. Напротив, восприятие критических замечаний в свой адрес стало  более адекватным, конструктивным, что позволило подросткам  не только узнать мнение окружающих о себе, но и исправить те недостатки, на которые им указывают другие люди.

  Уменьшилась также  склонность к агрессии.:  она  по первой диагностике была зафиксирована  у 5 исследуемых  (25 %) , а после проведения коррекционной программы -    у 2 исследуемых (10 %).  Как  показали беседы с родителями и учителями,  агрессивность, проявлявшаяся после первой диагностики у пяти человек была вызвана разными причинами, основными из которых можно назвать тяжело складывающиеся отношения со сверстниками, учителями и родителями. После прохождения социально -  педагогической программы по развитию самосознания,  эти подростки почувствовали уверенность в себе, в своих силах, стали более терпимы к критике, и, как следствие,  заметно снизился уровень их агрессивности. У двух подростков, у которых была выявлена агрессивность при повторной диагностике,  складываются тяжелые отношения с родителями. Эта проблема требует дальнейшей работы со стороны социального педагога.

 Не было выявлено  ни одного рисунка, означающего  депрессию.

  Показатель замкнутости  по первой диагностике присутствовал у 6 подростков (30%), после коррекционной программы – у  2 подростков (10%). Это говорит о повысившемся уровне общительности подростков из экспериментальной группы, о том, что среди сверстников они смогли найти себе друзей, а также о том, что они смогли построить  свое общение с учителями и родителями.

Поверили в свои силы  3 подростка (15 %).  Показатель неуверенности в себе по первой диагностике был выявлен  у 4 подростков (20%), при повторной диагностике было выявлено что он снизился до  5 % (1 человек).

Сильную вовлеченность в события внешнего мира продемонстрировали  17 человек (85 %).  В результате проведения коррекционной программы  все подростки стали чувствовать себя адекватно,  поэтому  элементов,  характеризующих чувство неадекватности,  обнаружено не было.

Однако при этом с 65 % (13 человек)  до 100 % (20 человек) возрос  показатель  независимости.

Таким образом,  после проведения  социально -  педагогической программы по развитию самосознанию у подростков экспериментальной группы возросли интеллектуальные претензии, открытость миру, независимость;  снизились показатели  по таким параметрам, как интеллектуальная слабость, подозрительность, чувствительность к критике, агрессивность, депрессия,  замкнутость, неуверенность в себе.

Отобразим основные  показатели повторной диагностики  по тесту «Автопортрет» графически.

Рис. 2.

Динамика результатов по тесту «Автопортрет» в экспериментальной группе

Информация о работе Становление личности подростка