Становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

При этом диагностическое исследование в контрольной группе показало, что  15 % (3 человека) имеет неадекватно высокий уровень притязаний;

- 25 % (5 человек) -  высокий уровень притязаний;

- 50 % (10 человек) -  средний уровень притязаний;

- 10 % (2 человека) – низкий уровень притязаний.

Данные первичной диагностики  по методике изучения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна  в экспериментальной и контрольной группах представленные в таблице 1.

Табл. 1.

Сравнительные данные изучения  самооценки  по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна

 

шкала

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Заниженная самооценка

Адекватная самооценка

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Адекватная самооценка

Завышенная самооценка

Здоровье

55 %

25 %

20%

20%

45%

35%

Ум

60%

35%

5%

10%

55%

35%

Характер

30%

45%

25%

25%

45%

30%

Авторитет у сверстников

35%

40%

25%

25%

45%

30%

Умелые руки

55%

25 %

20 %

20 %

45 %

35%

Внешность

60 %

35 %

5 %

10 %

55 %

35 %

Уверенность в себе

30 %

45 %

25%

25 %

45 %

30 %


Таким образом, как показывают данные первичной диагностики (приложение 2) исследуемые подростки и в  экспериментальной группе, и в контрольной группе,  имеют как адекватную самооценку, так и завышенную и заниженную самооценку. При  этом в экспериментальной группе доминирует заниженная самооценка, а в контрольной – завышенная. При этом и уровень притязаний у подростков обоих групп соответствует их самооценке.

На  наш взгляд, такая тенденция не случайна. Из бесед с учителями было выявлено, что  8 -  «А»  класс считается трудным, со способностями средними и ниже средних. Это говорят подросткам и учителя, и родители, да и на общешкольных мероприятиях они ни разу не занимали призовых мест. Иная ситуация складывается с 8 – «Б» классом, где  сформирована мощная группа лидеров (в зависимости от  рода деятельности в нее входит 6-8 человек),  костяк класса -   уверенные в себе «середняки», которые и  хорошо учатся, и  с успехом участвуют во всех внеклассных мероприятиях.  Естественно учителя постоянно подчеркивают лидирующее положение этого класса по сравнению с 8 – «А».

Исходя из этого, можно говорить о том, что  учащиеся 8 «А» класса (экспериментальная группа) нуждаются в своевременной помощи специалиста  по формированию адекватной самооценки.

Б.  Первичная обработка  данных по тесту «Автопортрет» (адаптирован Р.Бернсом) в экспериментальной группе проводилась при помощи анализа прорисовки отдельных частей тела, который позволил  выявить следующие особенности исследуемых подростков:

 у 3 подростков (15%) автопортрет изображен с большой головой, что говорит  о больших интеллектуальных претензиях;

у 2 подростков (10%) голова нарисована непропорционально маленькой, что отражает чувство интеллектуальной и социальной неадекватности.

На рисунках  4 человек (20 %) нарисованы большие глаза, что предполагает подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению;  у  2 подростков (10 %)  изображен автопортрет с маленькими глазами, что говорит о самопоглощенности и тенденции к интроверсии.

 На рисунках 7 испытуемых (35 %) нарисованы  большие уши. Эти  подростки  чувствительны к критике.

В прорисовке носа у 5 исследуемых  (25 %)  присутствуют выделенные ноздри, что свидетельствует о склонности к агрессии.

На  1 рисунке одного подростка (5 %) отсутствует рот, что  означает  депрессию.

Рисунки рук наиболее ярко характеризуют контакт личности с окружающим миром.

Скованные руки, которые  предполагают жесткую, замкнутую личность обнаружены на 6 рисунках (30%).

 Вяло опущенные руки  присутствуют   у 4 подростков (20%) , что говорит о неэффективности их  деятельности.

Длинные, сильные руки, которые предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мир, присутствуют на рисунках  8 человек (50 %).

Очень короткие руки, которые говорят об отсутствии амбициозности и чувстве неадекватности,  найдены на рисунках 2 человек  (10%).

Длинные ноги, означающие потребность в независимости,  присутствуют на рисунках  13 человек (65 %).

Большие ноги, подразумевающие нестабильность присутствуют на рисунках 8 человек (40 %). 

Кроме того, при анализе рисунков мы изучали положение рисунка на листе. Так, 25% учащихся (5 человек) экспериментальной группы расположили свой рисунок в верхнем крае листа, что  свидетельствует  о завышенной самооценке и,  в то же время, недовольстве своим положением в обществе, недостаточности признания со стороны окружающих, высокие претензии на самоутверждение;

35 % учащихся  (7 человек) расположили  свои рисунки ближе к нижнему краю листа, что говорит о проявлении неуверенности в себе, низкой самооценки, подавленности и нерешительности.

15 % исследуемых подростков (3 человека) расположили свои рисунки в  центре листа, что говорит об  адекватной самооценке и об  отсутствии нарушений в личностной сфере;

25 % (5 человек) расположили свой  рисунок в нижнем левом углу  листа. Это подчеркивает то, что эти подростки связывают себя с какими-то моментами прошлого, с отрицательными эмоциями и пассивностью.

В 30 % рисунков (6 человек) была зафиксирована  сильная штриховка, что   свидетельствует о наличии  сильной тревожности и неуверенности в своих силах. 

Таким образом, проанализировав рисунки  подростков из экспериментальной группы  после первой диагностики, мы можем говорить о том, большинству подростков из экспериментальной группы присуще стремление  к независимости,  отдельные подростки имеют трудности  в общении, находятся в депрессивном состоянии,  часть подростков агрессивны,  другая часть -   предъявляет к себе слишком высокие требования.

Анализ прорисовки отдельных частей тела по тесту «Автопортрет» (адаптирован Р.Бернсом) в контрольной группе  в рамках первичной обработки, выявил следующие особенности исследуемых подростков:

на   8 рисунках (40%) автопортрет изображен с большой головой, что говорит  о больших интеллектуальных претензиях.

на рисунках  2 человек (10 %) нарисованы большие глаза, что предполагает  в данном случае проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению.

 На рисунках 13 испытуемых (65%) нарисованы  большие уши. Эти подростки  чувствительны к критике. В прорисовке носа у 2 исследуемых  (10 %)  присутствуют выделенные ноздри, что свидетельствует о склонности к агрессии.

Скованные руки, которые  предполагают жесткую, замкнутую личность обнаружены на 1 рисунке (5%).  Вяло опущенные руки  присутствуют   у 2 подростков (10%).   Длинные, сильные руки присутствуют на рисунках  14 человек (70 %).

Длинные ноги, означающие потребность в независимости,  присутствуют на рисунках  16 человек (80 %) 

Кроме того, при анализе рисунков мы изучали положение рисунка на листе. Так, 35% учащихся (7 человек) контрольной группы расположили свой рисунок в верхнем крае листа, что  свидетельствует  о завышенной самооценке; 25 % учащихся  (5 человек) расположили свои рисунки ближе к нижнему краю листа, что говорит о проявлении неуверенности в себе, низкой самооценки, подавленности и нерешительности.

25 % исследуемых подростков (5 человек) расположили свои рисунки в центре листа, что говорит об адекватной самооценке и об отсутствии нарушений в личностной сфере;

15 % (3 человека) расположили свой рисунок в нижнем левом углу листа. Это подчеркивает то, что эти подростки связывают себя с какими-то моментами прошлого, с отрицательными эмоциями и пассивностью.

В 10 % рисунков (2 человека) была зафиксирована  сильная штриховка, что   свидетельствует о наличии  сильной тревожности и неуверенности в своих силах. 

Таким образом, проанализировав рисунки  подростков из контрольной группы  после первой диагностики, мы можем говорить о том, что  большинству подростков присуще стремление  к независимости, при этом они чувствительны к критике, обладают в основном, адекватной самооценкой.

В. качественный анализ данных первичной диагностики по тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым) показал, что  набор идеальных качеств человека для подростков из  экспериментальной группы выглядит следующим образом:

 I. Свойства личности:

 – Общительность -  55 % (11 человек);

- Справедливость 40%  (8 человек);

- Доброжелательность -  35 % (7 человек);

- Совместимость -  25 % (5 человек);

- Отзывчивость (20%) (4 человека);

- Искренность  -  15 % (3 человека)  

II. Поведение:

- . Смелость  - 65 %  (13 человек);

- Настойчивость  - 55 % (11 человек);

- Самостоятельность  - 50 %  (10 человек);

  - Решительность – 40 % (8 человек);

- Гордость -  35 % (7 человек);

- Твердость – 25 % (5 человек).

III. Деятельность:

- Деловитость - 75 % (15 человек);

- Понятливость -  55 % (11 человек);

- Дальновидность  - 45 % (9 человек);

- Любознательность – 40 % (8 человек);

- Мастерство – 35 % (7 человек);

- Находчивость. -  30 % (6 человек)

IV. Переживания, чувства:

- Бесстрашие -  70 % (14 человек);

- Жизнерадостность -  65 % (13 человек);

- Свободолюбие – 55 % (11 человек);

- Оптимистичность – 50 % (10 человек);

- Веселость -  40 % (8 человек).

Качественный анализ  первоначальной диагностики в контрольной группе показал, что набор идеальных качеств  человека для подростков  этой группы выглядит следующим образом:

    I. Свойства личности:

- Доброжелательность -  65 % (13 человек);

- Общительность -  60 % (12 человек);

- Коллективизм – 55 % (11 человек);

- Отзывчивость – 45 % (9 человек);

- Справедливость -  40 % (8 человек);

- Терпимость -  35 % (7 человек).

II. Поведение:

- Добросовестность -  60 % (12 человек);

- Инициативность -  55 % (11 человек);

- Порядочность -  45 % (9 человек);

- Самокритичность -  40 % (8 человек);

- Самостоятельность -  40 % (8 человек)

III. Деятельность:

- Работоспособность - 50 % (10 человек);

- Мастерство -  45 % (9 человек);

  - Усидчивость  - 45 % (9 человек);

- Собранность -  35 % (7 человек);

- Вдумчивость -  30 % (6 человек)

IV. Переживания, чувств:

- Оптимистичность -  75 % (15 человек);

 - Жизнерадостность – 65 % (13 человек);

- Душевность - 60 % (12 человек);

- Свободолюбие – 50 % (10 человек);

- Веселость  - 40 % (8 человек).

Как показывает  первоначальный качественный анализ, подростки и из экспериментальной и из контрольной групп  в целом составляют портрет идеальной личности исходя из особенностей своего возраста: общительная, свободолюбивая, решительная, целеустремленная и т.д. Однако  подростки экспериментальной группы  составляют портрет  идеальной личности, направленной на удовлетворение своих потребностей, они не выбирают тех качеств, которые характеризуют отношения личности с другими людьми.  Иная картина  сложилась в контрольной группе, где подростки наоборот, стремятся соотнести свое поведение с  желаниями, чувствами, мыслями других людей.

Информация о работе Становление личности подростка