Становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

   выполнение?               

   Что ты сегодня  узнал нового для себя?

    Что у тебя сегодня (получилось) не получилось?

Занятие 2. Осознание себя.

 Цель: В процессе занятия развивать умения:

  •    анализировать свои поступки, чувства, переживания;
  •    наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других;
  •    ясно и конкретно выражать свои мысли;

слушать,  воспринимать и  обдумывать высказывания  партнера о  его чувствах, эмоциях.

В результате работы на данном занятии подростки закрепляют ранее полученные умения, учатся слушать себя и видеть других. Они усваивают, что продуктивное партнёрское общение и взаимодействие возможно только тогда, когда мы умеем видеть в другом человеке партнера, личность, обладающую своими чертами, особенностями, жизненным опытом.

Упражнение 1. «Комплимент»

Участники  говорят друг другу что-нибудь  приятное.  Тот,  к  кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.

Упражнение 2.  «Зеркало и обезьяна»

Участники разбиваются на пары и встают друг против друга. Один  из  пары — «обезьяна»,  которая  смотрится  в зеркало,  другой — зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны. (Через некоторое время участники меняются ролями.)            

Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также спросить пары работать по очереди. Это поможет ведущему организовать наблюдение и обсуждение.

Спросить участников, какая роль («обезьяны» или «зеркала») давалась 
легче и почему? *

В процессе обсуждения участники приходят к выводу, как важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.

Рефлексия: Легко ли было выполнить данное упражнение? Почему?

Упражнение 3. «Что я знаю о себе»

Участники в тетрадях чертят таблицу, состоящую из четырех столбцов. В процессе выполнения ведущий четыре раза инструктирует участников (после каждой инструкции дается время на ее выполнение):

1. в  столбике  №1   вы  перечисляете  все,  что  вы  умеете,   постарайтесь 
вспомнить все самое важное.

2. в столбике №3 вы перечисляете все, что не умеете.

  • в столбике №1 вы уже написали все, что умеете. Но что-то вы умеете 
    лучше, а что-то хуже. Выберите то, что вы умеете так хорошо, что можете 
    научить других, и запишите в столбик №2.
  • Напишите в столбик №4, чему бы вы хотели научиться. После заполнения 
    столбика № 2 выясняется, что у большинства участников в нем получилось 
    пунктов меньше, чем в столбике № 1.

В столбике № 4 тоже получается больше пунктов, чем в столбике № 3, потому что и то, чего мы делать не умеем, мы тоже не всегда четко осознаем. Естественно, у детей этот феномен проявляется очень сильно. Перед тем как начать окончательную дискуссию по содержанию выполненной работы, ведущий может попросить участников, по очереди прочисть содержание 4-го столбика, чтобы сразу выяснить, нет ли в аудитории кого-нибудь, кто мог бы поделиться своими умениями с теми, кто осознает их недостаток.

                   Упражнение 4. «Корабль»

Группа делится на две команды, а доска на две части.

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем готовиться к морскому путешествию. Для того, чтобы отправиться в море, надо погрузить наш

корабль. Мы будем грузить предметы — слова на одну и ту же букву. Если мы грузим, например, на букву «К», то следует помнить, что можно погрузить «куклу», но нельзя погрузить «кошмар».

Команды по очереди называют слова, начинающиеся на выбранную букву. Ведущий ставит за каждое названное слово «палочку». В конце первого этапа игры «палочки» подсчитываются, и подводится итог. Во время игры можно вводить штрафные очки:

а) за неправильное слово,

б) за уже сказанное слово.

После того как подведен итог первого этапа, участникам по очереди предлагается выбрать один из «погруженных» предметов и рассказать, как можно использовать в путешествии. Причем чем дольше идет игра, тем труднее придумывать назначение предметов, так как участники начинают выбор с наиболее подходящего «груза». Тем, кому достались последние предметы, приходится проявить чудеса смекалки.

Упражнение 5. «Перевоплощение»

Если в помещении есть плотные шторы, то перед выполнением этого задания их лучше закрыть, чтобы организовать затемнение. В полутьме участникам легче выполнить упражнение.

Каждый получает задание перевоплотиться в какую-нибудь вещь и подготовить небольшой монолог от лица этой вещи (объект перевоплощения может быть задан ведущим, для этого заранее готовятся карточки с названием вещей; второй вариант — объект задается товарищем, сидящим рядом).

Каждый должен вообразить себя заданной вещью, ощутить ее характер. Участникам игры дается время для «вживания в образ». От лица своей вещи каждый начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Рассказ может начинаться, например, так: «Я - большая настольная лампа, я живу на большом столе, вместе со мной живут ... и т.д.»

Упражнение 6. «Я не люблю»

Каждому из участников предлагается по очереди рассказать, что ему не нравится в человеческих отношениях, Если в группе уже сформировалась доверительная атмосфера, то упражнение можно усложнить, придав ему форму свободного обмена мнениями с выражением согласия или несогласия. В этом случае ведущий помогает участникам выражать мнения в форме «Я - высказывания».

Рефлексия.

Занятие 3.  Мои эмоции.

Цель: способствовать адекватному развитию эмоциональной сферы подростка, развивать практические умения, которые помогут ему спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия; осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния; видеть и понимать эмоции, эмоциональные состояния и чувства других людей; соотносить свои эмоции, с эмоциями других, видеть сходство и различие в эмоциональных реакциях различных людей в одной и той же ситуации; произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.

Упражнение 1. «Комплимент»

Инструкция: На этот раз вы должны не только сказать друг другу что-то приятное, но и попытаться изобразить радость от встречи. После выполнения основного задания участники отвечают на вопрос: «Можем ли мы узнать, какое настроение у человека, если не видим его лица?» Необходимо, чтобы участники подробно описали возможные изменения тембра голоса, интонации и жесты, которые демонстрирует человек, испытывая различные эмоциональные состояния.

Упражнение 2. «Коршун и бабочка»

Участники разбиваются на пары. Назначаются двое водящих: «коршун»     и «бабочка». Остальные встают по кругу парами.

Инструкция: Каждая пара — это «цветок». Один — это «раскрытые лепестки», второй — «стебель». Убегая от «коршуна», «бабочка» должна спрятаться в «цветок».

  1. Чтобы «бабочке» было легче, «стебли» постоянно поворачивают «лепестки» за талию в ту сторону, куда побежала «бабочка». Если «бабочка» смогла спрятаться в «лепестки», то «стебель» этого «цветка» сразу сам становится «бабочкой», и «коршун» ловит его; тот игрок, который был «лепестками», становится «стеблем», а спрятавшаяся «бабочка» становится «лепестками».   Если   «коршуну»   удается   догнать   «бабочку»,   они   сразу меняются ролями

Упражнение 3. «Внутренняя бесконечность»

При выполнении задания участники занятий имитируют различные внешние реакции, чем вызывают у себя внутренние изменения. Таким образом, дети приобретают опыт переживания различных эмоциональных состояний. На выполнение каждого этапа должно быть затрачено не менее 1 минуты.

Инструкция: 1.    Сейчас все должны сесть на стулья так, как сидит котенок, который греется на солнышке.

  1. Все должны встать и идти по кругу, как гордый лев по пустыне.

Все должны сесть так, как сидит обезьяна, которая впервые увидела себя в зеркале.                      

        Упражнение 4. «Лесенка»

Инструкция: Любая вещь и любое событие могут быть оценены с точки зрения их «расслабленности» и «напряженности». Например, манная каша большинством людей воспринимается как размягченная, а осколок стекла — как сосредоточенный и напряженный. Конечно, это все условно. Например, снег мы воспринимаем как мягкий и пушистый, т. е. «расслабленный», но забываем, что этим же снегом можно оцарапать лицо, следовательно, он «жесткий». Давайте сейчас выберем какой-нибудь исходный предмет, а потом по кругу, по очереди, будем подбирать предметы, более расслабленные, чем он.

Далее начинается игра. Если очередной участник затрудняется с определением «мягкости», игра возвращается к исходному предмету.

Упражнение 5. «Я такой же, как ты»

Инструкция: У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому товарищу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же, как и его партнер. Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие с объяснением похожести и бросает мячик следующему.

По окончании упражнения проводится короткая дискуссия о том, какое объяснение было самым неожиданным и одновременно самым точным. 

         Упражнение 6. «Куда уходит злость»

         Инструкция: Пока мы выполняли предыдущее упражнение, в комнате накопилось очень много злости. Мы не можем работать, пока злость с нами. Давайте разойдемся по комнате и руками сгоним всю злость в середину. Теперь давайте потопаем ногами, чтобы злость испугалась и поднялась наверх.

А теперь давайте все вместе дуть на злость, чтобы она улетела в открытое окно.

Упражнение 7. «Самопохвала»

Инструкция: Сейчас каждый из вас по очереди будет вставать на стул и хвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.

Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание  тяжелый труд. Рефлексия.

Занятие 4. Мои проблемы.

Цель: В процессе занятия научить участников: вычленять и точно формулировать проблему; прогнозировать ресурсы, которые необходимо привлечь для решения проблемы; осознавать, анализировать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой проблемой; видеть и планировать действия по привлечению недостающих компонентов ресурсов для решения проблемы; планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы; анализировать промежуточный результат в процессе осуществления решения и по необходимости вносить коррективы в исполнительский план; анализировать конечный результат в связи с исходной задачей.

Упражнение 1. «Комплимент»

           Упражнение 2. «Закончи предложение»

Упражнение проводится в три этапа: на первом, тренировочном, этапе каждый участник встает и произносит фразу: «Я красивый, потому что,..», - и подбирает аргументы в подтверждении того, что он красивый; на втором этапе фраза другая: «Меня любят, потому что я...». После того как все участники     выполнили    задание,     проводится     маленькое     обсуждение услышанного. Необходимо, чтобы участники поняли, что их любят в основном за то, что они есть, т. е. любят те, кто от них ничего не требует; третий этап выполнения упражнения начинается с фразы: «Меня уважают, потому что я...»

Продолжение этой фразы вызывает затруднение. Детям трудно отделить «уважают» от «любят». Либо приводятся аргументы инфантильного содержания: потому, что я быстро бегаю, потому, что шевелю ушами, и т. д. Обобщая сказанное, ведущий подводит учащихся к мысли о том, что уважения заслуживают те, кто умеет делать что-то реальное и полезное. Далее участникам предлагается вернуться к таблице умений, заполненной в тетради (см. занятие 2). Каждый, посмотрев в таблицу, вспоминает, научился ли он за это время тому, чего делать не умел. Как правило, у каждого остается какое-либо нереализованное намерение.

Сразу после этого следует дать понять детям, что неисполненные намерения не должны оцениваться отрицательно: «Конечно, лучше, когда человек, что-то наметив, выполняет задуманное, но ведь жизнь сложна — если ты не успел что-то сделать сегодня, то всегда можешь сделать завтра. Если, конечно, четко себе представляешь, что делать. А вот для того чтобы знать это, надо отчетливо представлять, чего тебе не хватает. Это называется осознать неиспользованный ресурс. А если вы поняли, что ваше неумение — это ресурс, вы можете многому научиться».

Ведущий предлагает учащимся ответить на вопрос: «Что вы сделали, чтобы овладеть тем умением, которого вам не хватало?»

В процессе рассказа выясняется, что у большинства неудача связана не с недостатком жизненных умений, а с несформированностью черт характера, в основном зависящих от волевого компонента (не могу заставить себя, забываю, нет времени).

Каждому из участников предлагается в тетради написать: «Я хочу... (научиться, стать, приобрести)». После чего, пропустив в тетради несколько строчек, участники пишут, почему им до сих пор не удается это сделать. Записывают они причины не в строчку, а в столбик. Желательно, чтобы этих причин было не больше пяти. После того как задание выполнено, предлагается пронумеровать ранее написанное по степени важности. Перед окончанием упражнения ведущий предлагает надписать у предложения «Я хочу...» слово «цель», а столбик с причинами, по которым не удалось ранее достичь цели озаглавить словом «проблемы».

Информация о работе Становление личности подростка