Становление психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).

Содержание работы

Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 498.70 Кб (Скачать файл)

Во многих исследованиях  идет речь о воспитательных функциях ситуаций сотрудничества на занятиях, когда студенты осознают преимущество совместного поиска решений [245]. Развивающий эффект групповой работы возрастает, когда в качестве предмета общения предлагаются практические задания с проблемным содержанием и внимание обучающихся акцентируется именно на учебных ситуациях. "Стимулированию сотрудничества способствуют критерии оценки участия студентов в групповой работе: количество заданных друг другу вопросов, их качество, оригинальность, обоснованность выдвигаемых положений по выполнению задания, активность в обмене мнениями, владение способами выполнения задания. Эти и другие особенности общения оказывают влияние на мотивы совместной деятельности: познавательные, деятельностные, личностные" [58].

Таким образом, познавательный процесс может быть совместным, но распределенным между его участниками, при этом "каждый участник по-своему воспринимает этот совместно-распределенный процесс" [180]. В ходе диалога студент  пытается апробировать свою находку  на других и тем самым выражает ее в слове и формуле, а, следовательно, и более глубоко осознает.

2.2 Характеристика коммуникативной  культуры преподавателя вуза

Процесс формирования коммуникативной  культуры студентов предполагает анализ категории "коммуникативная культура", которая складывается из понятий "культура" и "общение".

Наиболее общее определение  культуры описывает ее как "исторически  развивающееся, сложное и многогранное общественное явление, способ освоения действительности, создания ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и  духовной деятельности" [90].

В зависимости от сферы  деятельности, существует утвердившееся  деление культуры на материальную, духовную, социальную, так как культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей, но и  субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, способы и формы взаимного  общения людей в рамках коллектива и общества) [274].

Культура имеет свойство накапливаться, аккумулируя исторический опыт. Современная культура базируется на культуре прошлых времен, концентрируя представление о совокупности всех прошлых культур. Поскольку деятельность человека является основой для создания культуры своей эпохи, то часть её перейдет в будущее в виде отдельных  эталонов и образцов [206].

Культура функционирует  на разных уровнях. С этой точки зрения можно говорить о культуре личности. Культура, как характеристика личности, выявляющая максимальную степень развития какого-то качества, свойства личности, имеет исторический характер, поскольку  она опосредована культурой эпохи  общественного развития, зависит  от социальных эталонов и норм.

Можно говорить и об индивидуальном характере культуры личности, отражающем ее уникальность и неповторимость. При этом каждая личность самоценна, поскольку является источником сохранения, передачи и преобразования культуры.

В свою очередь, общая культура личности может рассматриваться  как совокупность нескольких культур - нравственной, психологической, эстетической и др. Особое место среди компонентов  общей культуры личности занимает культура общения. Б.Ф. Ломов рассматривает  общение как специфическую форму  взаимодействия человека с другими  людьми, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками. В общении конкретный индивид  овладевает "фондом духовного богатства", созданным другими людьми, благодаря  чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот "фонд" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общения в жизни индивида [137].

Общение является особой формой социальной культуры, т.к. охватывает все  стороны взаимоотношений, формирующих  систему детерминирующих социальных условий жизни людей. В научной  литературе высказывается мысль, что  общение "может выступать как  предмет самых разных наук - от этнографии до психолингвистики, от сравнительной  психологии до теории культуры. С другой стороны - каждый аспект коммуникативной  деятельности может служить предметом  анализа разных дисциплин" [171].

В последние годы в литературе наблюдается смешение понятий "общение", коммуникация", "коммуникативная  деятельность". Они то используются как синонимы, то объясняют разные явления. Для понимания сущности и природы коммуникативной культуры необходимо выделить то, в чем же она отличается от более широкого, на наш взгляд, понятия "культура общения". М.С. Каган считает, что "коммуникация является чисто информационным процессом - передачей тех или иных сообщений", где "субъект передает некую информацию, которую получатель должен всего-навсего принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать". В то же время "общение никак не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни к даже обмену сообщениями (или информацией). Общение - это процесс выработки новой информации, общей для обменивающихся людей и рождающей их общность" [94]. Этой точки зрения придерживается и Э.В. Соколов, который полагает, что "коммуникация - важнейший аспект человеческого общения. Она состоит в обмене значимой информацией между людьми посредством языковых знаков и других культурных символов. Коммуникация предполагает целенаправленную передачу и избирательный прием информации, хотя она не всегда приводит к согласию и взаимопониманию" [218].

По поводу последнего утверждения  заметим, что культурой человечества выработана особая форма передачи социально  значимой информации, т.е. той, которая  служит достижению взаимодействия и  взаимопонимания в процессе общения. Существующая в виде правил, предписаний, кодов, символов, представляющих собой  язык общения, она закреплена в исторически  сложившейся форме общения - этикете. Он несет в себе кодированную информацию о способах и приемах коммуникации, особенностях выбора средств коммуникации, способствующих эффективному общению. В этой связи справедливо замечено Ю.М. Лотманом, что "весь материал истории  культуры может рассматриваться  с точки зрения определенной содержательной информации и с точки зрения социальных кодов, которые позволяют эту  информацию выражать в определенных знаках и делать достоянием тех или  иных человеческих коллективов" [138].

Таким образом, термин "коммуникация" может быть применен при описании тех форм общения, где коммуникативная  функция общения выступает на передний план. С этой точки зрения понятия "культура общения" и "коммуникативная  культура" соотносятся как общее  и частное. Поскольку ни одна из функций  общения, в том числе и коммуникативная, не могут осуществляться в чистом изолированном виде, мы можем говорить только о том, какая из них в  данном случае имеет наибольшее значение. "Коммуникативная культура", как  более узкое понятие, несет в  себе признаки общего родового понятия - "культура общения".

Педагогическая наука  в настоящее время активно  использует знания по общей психологии, социологии и социальной психологии о сущности и природе общения, способах и формах функционирования в различных группах, особенностях и роли общения в развитии личности, ее социализации. Однако в педагогике недостаточно исследован культурно-исторический аспект проблемы, вне поля зрения исследователей остается вопрос о культурной природе  общения, оказывающего влияние на формирование и развитие личности.

Культура общения в  педагогике рассматривается в прикладном, профессиональном аспекте. Отмечая, что  коммуникативная деятельность является основным видом деятельности педагога, а общение - сферой, в которой протекает  процесс образования и воспитания личности, исследователями делается попытка выделить профессиональную культуру педагогического общения. Её определяют как профессионально  значимое качество личности учителя. Это  эвристическая, личностная форма реализации педагогического отношения, направленная на оптимально полное и правильное решение задач, выдвигаемых перед  преподавателем обществом по воспитанию и обучения подрастающего поколения.

С другой стороны, выделение  качественной характеристики профессионального  педагогического общения позволяет  рассматривать профессиональную культуру общения преподавателя как социально  значимый показатель его способностей, умений осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми, способность и умение воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе решения поставленных педагогической деятельностью конкретных задач обучения и воспитания.

Психолого-педагогические исследования (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.) [24, 25, 26, 96, 126, 151] выявили многообразие вступления людей в коммуникацию. Это может быть избыток или недостаток информации, необходимость получить или передать какую-либо информацию, общность интересов, взглядов, убеждений и стремление сформировать у других людей аналогичные взгляды и убеждения и др. В профессионально-педагогической деятельности преподавателя мотивы коммуникации являются, по мнению Д.И. Балдынюка, целями учебно-воспитательной работы, представлены уровнем интеллектуальной готовности и предрасположенности к совместной работе со студентами и коллегами [87].

На наш взгляд, наиболее полным и содержательным является определение, данное в работе, которое рассматривает  культуру педагогического общения  как систему и предлагает определить ее как "органическую и существенную сторону общей культуры педагога, представляющую собой результат  становления и реализации ее сущностных сил (коммуникативных потребностей и способностей); формирование культуры общения педагога следует рассматривать  как освоение им ценностей, средств, механизмов деятельности общения, аккумулированных в историческом опыте человечества и творческое их применение, ориентированное  на оптимизацию учебно-воспитательного  процесса и гармонизацию самой личности воспитателя" [14].

Таким образом, являясь продуктом  человеческой деятельности, культура существует во всех ее сферах. Коммуникативная  деятельность педагога требует определения  критерия ее качества. Это является одной из функций коммуникативной  культуры. Коммуникативная культура личности определяется как система  знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и  умение органично, естественно и  непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном  общении. При этом коммуникативная  культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический  характер коммуникации.

Исторический характер явлений  коммуникативной культуры выражается в том, что способы и формы  общения вырабатывались в ходе общественного  развития. Они закреплены в обычаях, традициях, нравах. Это явилось своеобразным достижением человеческой культуры, одной из форм "очеловечивания" человека, облагораживание его природных  инстинктов, страстей и аффектов.

Ценностный характер коммуникативной  культуры выражается в том, что в  качестве базовых понятий здесь  выступают гуманистические ценности.

Гуманистической направленностью  отличаются исследования известного английского  ученого, педагога и психолога Р. Бернса. Основной целью воспитания он считает формирование самосознания и собственной позиции личности, овладение знаниями, опытом. Он убежден  в том, что человек, которому общество доверило воспитание молодого поколения, должен обладать высокой педагогической культурой, быть профессионалом, гуманистом. Поэтому главнейшим условием успешной работы педагога должно стать признание  ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в  процессе воспитания. На материале  конкретных исследований Р. Бернс показал, что преподаватели, обладающие позитивной самооценкой, уверенностью в себе, в  своих способностях, легко вступают в общение со студентами и поэтому  более эффективно решают педагогические задачи [87].

Качественная оценка коммуникации определяет степень значимости для  субъекта общения ценностей коммуникативной  культуры. При этом само общение  должно явиться для субъекта ценностью.

Нормативный характер коммуникативной  культуры проявляется в том, что  в коммуникативном поведении  субъект ориентируется на нравственные нормы. Нормативность пронизывает  все сферы общения, начиная с  использования знаковых систем (норм речи, жестов, мимики) и кончая самыми сложными нравственными и политическими  формами взаимоотношений. Нормативы, действующие в процессе общения, затрагивают каналы коммуникации, использование  коммуникативных средств, передачу информации индивидом индивиду.

Информационный аспект коммуникативной  культуры позволяет рассмотреть  содержание социально значимой информации, которая обеспечивает стабильность общества как системы и способствует взаимопониманию и взаимодействию людей в процессе общения. Коммуникативная культура основана на умении ориентироваться в информационной структуре общения. При этом существенное значение имеет социально - психологическая информация, которая передается и при помощи языка этикета, использующего стандарты общения, коды, знаки, символы.

Существенное значение имеет  и понимание коммуникативной  культуры как средства и условия  воспитания и формирования личности. Оно основано на признании адаптационных  возможностей коммуникативной культуры, которые помогают субъекту общения  действовать в соответствии с  культурными стандартами значимого  окружения. Адаптация протекает  таким образом, что в процессе социального развития личности она  не только овладевает определенными  языками, но и сознательно меняет их, включаясь в соответствующее  поведение. Неразличение или незнание этих языков приводит к тому, что человека называют "невоспитанным" (т.е. не овладел языком социума), "некультурным" (т.е. не овладел специальными языками).

Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки