Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат
Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).
Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы
Таким образом, рассмотренные положения о месте педагога в коммуникативной культуре позволяют подойти к выводу, что, пребывая в коммуникативной культуре, он является ее субъектом, объектом, результатом, главной ценностью и основной мерой.
Проблема коммуникации нашла свое отражение в работах В.Н. Курбатова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной. С их точки зрения, коммуникация есть процесс передачи кодированной информации от субъекта к объекту и носит деятельный диалогический характер [126, 127, 130].
Большое количество исследований
(Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов, Е.И.
Рогов, С.И. Самыгин и др.) посвящено
психолого-педагогической стороне
коммуникации, понимаемой как психический
процесс, который затрагивает
В психолого-педагогической литературе обсуждаются вопросы психологических барьеров (Б.Ф. Ломов, Е.В. Попова, А.А. Реан и др.) в процессе общения, умения откликаться на психическое состояние другого человека, причем в соответствующей форме [137, 178, 186].
В педагогической литературе,
как мы уже говорили выше, коммуникация
как понятие рассматривалась
в контексте компонентов
В социально-педагогических науках больше внимания уделялось методике обучения коммуникативным умениям посредством тренингов, микрообучения, системы коммуникативных упражнений (В.М. Букатов, Н.М. Ершов, И.А. Зязюн, Е.В. Руденский и др.) [46, 71, 170, 199].
Проблема формирования коммуникативной
культуры как компонента профессиональной
культуры преподавателя высшей школы
разработана в меньшей степени.
Проведенный анализ психолого-педагогической
литературы позволил определить актуальность
проблемы развития коммуникативной
культуры преподавателя в
Социально-образовательная ситуация требует от каждого педагога проявления коммуникативных способностей в процессе взаимодействия со студентами как показателя реализуемой гуманистической идеи образования и как способа сохранения социально-эмоционального психического здоровья.
В результате анализ проблемы формирования коммуникативной культуры в современной педагогической теории и обусловил постановку вопросов о развитии коммуникативной культуры преподавателей высшей школы.
Мы видим различную трактовку данного понятия и в связи с тем, что нас интересует коммуникативная культура, представляем ее как составную педагогической культуры, характеризующуюся личностной и профессиональной ценностью, направленностью на другого субъекта педагогической деятельности. В нашем исследовании коммуникативная культура представлена как система ценностей-регуляторов педагогической деятельности (Г.В. Звездунова) [77], предпосылка, цель, способ, инструмент педагогической деятельности, уровень самореализации в ней, ее результат и критерий оценки (Г.В. Звездунова) [78], концентрированное выражение личности (Е.А. Попова) [177], совокупность способов, приемов, органических возможностей эффективной педагогической деятельности (И.Ф. Исаев) [87].
Исходя из данных выше определений,
термин "коммуникативная культура"
понимается и используется нами как
обогащение, совершенствование
1.2. Искусство общения
как основа коммуникативной
Общение нельзя отнести к
сложному и тем более слабо
изученному процессу коммуникации. Все
мы без особых затруднений общаемся
между собой, влияем друг на друга, с
детства владеем речевой
Для педагогического работника
искусство общения является важнейшей
профессиональной чертой, так как
главным средством реализации обучения
и воспитания выступает коммуникация.
И, следовательно, от уровня развития у
преподавателя коммуникативных
способностей во многом зависит эффективность
его работы. В условиях перестройки
системы образования, когда демократизация
пронизывает все стороны жизни
граждан России, требования к деловому
общению преподавателя
• Пришло время отказаться от авторитарного общения, сложившегося за многие годы в учреждениях управления и педагогического воздействия на студента. Авторитарное общение, как известно, легче, чем демократическое, так как основано на слепом подчинении и не требует кропотливой работы. Авторитарное общение обоими корнями уходит в административно-командную систему, и это стало серьезным тормозом в экономическом и политическом развитии не только системы образования, но и страны в целом. Демократическое общение труднее и сложнее, так как предполагает реализацию установок через приятие реципиентами целей коммуникаций. В любом общении проявляются в неразрывном единстве три его стороны: коммуникативная (передача информации), интерактивная (взаимодействие, взаимопобуждение), перцептивная (взаимовосприятие).
"Педагог в своей
деятельности должен
Речь следует рассматривать
не только как процесс общения, но
и как форму мышления. Поэтому
такие особенности или свойства
речи как логичность, ясность и
последовательность выражения мысли
играют важную роль в понимании обмениваемой
информацией. При этом следует иметь
в виду, что любая информация преломляется
через опыт передающего (коммуникатора)
и воспринимающего (реципиента). Следовательно,
могут возникать разногласия
в понимании ее сути, а при искаженных
информациях развиваются
Обмен информацией происходит в разных формах и условиях. В деятельности преподавателя важное место занимают не только уроки, но и публичные выступления. Причем, публичные выступления в форме лекций в Российской системе высшего образования продолжают оставаться центральным звеном обучения и требуют от преподавателя более тщательной подготовки.
Лекция (лат. lectio - чтение) определяется как "цельнооформленное речевое произведение публичной адресованности на научные темы, обладающее устойчивыми, повторяющимися и воспроизводимыми признаками, общезначимыми для носителя языка" [171].
К этим признакам относятся:
• вид общения - объяснительный монолог, включающий анализ фактов, выделение их существенных признаков, сопоставление с другими фактами с целью установления обобщающих выводов;
• цель лекции - передать знания так, чтобы они были усвоены;
• четкое трехчастное членение: на зачин, среднюю часть и концовку;
• порционная подача материала, дающая возможность ее письменного фиксирования слушателями;
• зрительная наглядность объяснения с помощью чертежей, графиков, таблиц и т.д.;
• подготовленный характер, т.е. лектор имеет четкий план лекции или весь ее текст, что не исключает элементов импровизации в лекции, связанных с наличием адресата в аудитории;
• временная протяженность - 1 час 30 минут;
• большое количество контактоустанавливающих средств, направленных на диалогизацию монолога и выражающихся не просто в использовании формальных приемов внешней диалогизации, а пронизывающих всю содержательную часть лекции [171].
Мы остановимся на основных
психологических механизмах эффективности
педагогического воздействия
Но при настойчивости
в овладении техническими и психологическими
приемами ораторского искусства
любой человек может овладеть
вниманием аудитории и
Особенностью хорошего устного
выступления является то, что оно
способно включить в непосредственный
процесс творческого
Задача выступающего - дать вторичную логически упорядоченную информацию, помочь слушателям разобраться в потоке первичной информации, что позволит ему самому правильно анализировать услышанное и вызовет интерес к самостоятельной познавательной активности. В методическом плане творческое соразмышление достигается проблемным методом чтения лекций. Если лектор формулирует мысль на глазах аудитории, то между говорящими и слушателями возникает сопереживание, мыслительное содействие. Если лектор ставит проблемные задачи, если большинство слушателей принимает даже ограниченную активность в их решении, то в аудитории создается подлинный контакт.
Во-первых, лекция должна нести научную информацию, предлагать аудитории какие-то новые сведения о предмете рассуждения, то есть быть нормативной. Опираясь на единую научную основу решения содержания темы, лектор обязан в каждом выступлении находить новые повороты проблемы, помогающей конкретной аудитории получить дополнительную информацию в педагогическом воздействии следует учитывать тенденции развития общества, которые обязательно накладывают отпечаток на мышление людей. Если в публичном выступлении проявляются противоречия сложившимся установкам, то сознание людей отвергает эту информацию как не соответствующую их опыту. В результате резко снижается продуктивность восприятия лекции слушателями. Вот почему принцип объективности, основанный на глубоком понимании законов общественного развития, выступает в деловом общении как важное психологическое средство формирования убеждений.
Установлено, в-третьих, что информация, исходящая от лектора, должна удовлетворять так называемые "психологические нужды" слушателей. Именно нужды, а не мимолетные настроения данной аудитории. Если эти нужды не удовлетворяются, слушатели ищут другие источники и создают свою информацию в виде слухов. Из этого следует, что содержание лекции должно отражать уровень информированности аудитории и ее ценностные ориентации. Иначе говоря, любой лектор должен на деле реализовать принципы гласности, показать связь с жизнью, учесть реальные запросы слушателей, что и позволит снять "смысловой барьер" в восприятии лекции.
Указанные наиболее общие
требования к содержанию лекции реализуются
с учетом психологических особенностей
речевой деятельности. На первое место
по силе восприятия речи следует поставить
ее эмоциональность. Эмоциональность
речи достигается комплексом условий.
Живым, ярким может быть только собственное
слово. Слово, которое рождено творческой
силой разума лектора, глубокими
знаниями излагаемой проблемы, твердыми
убеждениями. Именно глубокие знания,
эрудиция и убежденность лектора
являются определяющими условиями
эмоциональности речевой
Важным условием выразительности речи является ее темп и тон. Как медленный, так и быстрый темп утомляют аудиторию и гасят малейший стимул к непроизвольному восприятию. Большие паузы между словами и тональная однородность придает лекции монотонность, что усыпляет аудиторию. Но и быстрая речь, хотя и воспринимается аудиторией лучше, также затрудняет восприятие и требует проявления напряженности из-за чрезмерно большого потока информации. Обычно мы говорим со скоростью 110-130 слов в минуту. Для лекции желательно произносить примерно 100-110 слов в минуту, но при этом следует ускорять или замедлять темп, в зависимости от значимости текста: выводы и определения даются в более медленном темпе, чем изложение фактов и раскрытие содержания известных понятий. Путем изменения темпа речи достигается интонационная выразительность, которая может усилить внимание слушателя к наиболее важным положениям выступления.
На эмоциональную
Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки