Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат
Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).
Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы
Культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности - это предпочтения определённых смыслов и построенных на их основе способов поведения. Человек, находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, критерием такого выбора полагает ценность. Ценности делятся на позитивные и негативные, на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные [30]. Ценности бывают витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические [70]. Н.Д. Никандров анализирует нравственные и образовательные ценности в воспитательных системах Востока и Запада, даёт характеристику общечеловеческим ценностям в их современной Е.В. Бондаревская в основу личностных ценностей человека кладёт "ценностную лестницу потребностей" А. Маслоу, а также три основных класса универсалий В. Франкла: ценности творчества (в том числе и труда), ценности переживаний (прежде всего, любви), ценности отношений (в первую очередь, педагогических) [29].
н. Считаем, что для понимания сущности коммуникативной культуры преподавателя наибольшую важность имеют эти три вида ценностей, ценности нравственные, ценности, определяемые потребностями и ценности переживаний, которые зиждутся на идеалах добра, любви к человеку, творческого отношения к труду.
2. Основной характеристикой
любого, в том числе и педагогического,
Говоря о коммуникативной культуре преподавателя, предполагаем, что наличие знаний норм и правил педагогического общения, а также представлений о структуре, сущности и функциях коммуникативной культуры преподавателя, наличие коммуникативных умений и навыков также входят в её структуру наряду с вышеназванными ценностями.
3. Личность как носитель
культуры имеет внутренние - нравственные
- и внешние - поведенческие и
речевые характеристики. Нравственная
культура человека зависит от
прочности заложенных в нём
обществом нравственных
Речевая культура - это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи [48].
Таким образом, культура - это сложный сплав ценностных, деятельностных и личностных аспектов, не имеющий однозначного и универсального определения, который, вместе с тем, можно, проанализировать и определить в контексте той или иной области человеческой жизни. Поскольку объектом нашего исследования является коммуникативная культура преподавателя, то эта область - профессионально-педагогическая культура преподавателя и ещё конкретнее - культура педагогического общения. Отсюда следующий вопрос: как соотносятся между собой понятия "общение" и "коммуникация"?
Термин "коммуникация" (лат.communicatio - делать общим; связывать; общаться) в наши дни используется в трёх значениях:
1) путь сообщения;
2) форма связи;
3) акт общения, сообщения
информации. Применяется это понятие
в самых различных областях
человеческой деятельности, где
есть процесс циркуляции
Энциклопедический словарь так определяет коммуникацию: Коммуникация - 1) пути сообщения, транспорта, связи, сети коммунального хозяйства.2) Общение - передача информации от человека к человеку в процессе деятельности.
Словарь русского языка также даёт определение коммуникации: Коммуникация - 1. Спец.: Путь сообщения, связь одного места с другим.2. Общение, сообщение [217].
Более полно определено понятие "коммуникация" в "Философском энциклопедическом словаре": Коммуникация (лат.communicatio - связь, сообщение), то же, что и общение; процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте [237].
Краткий психологический словарь трактует общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [109].
Автор "Современного словаря
по психологии" В.В. Юрчук так определяет
понятие "коммуникация": "Коммуникация
индексно - ориентировочно-смысловой модус
социовзаимодействия-
М.Р. Битянова рассматривает коммуникацию как аспект общения: "Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле того слова, состоит в обмене информацией между партнерами по общению: передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, то есть организации межличностного взаимодействия. Перцептивная сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений".
Проанализировав все эти определения, мы пришли к выводу, что точного единого определения понятию "коммуникация" нет. Но существуют два подхода к этому термину: Коммуникация в узком смысле как передача информации с использованием различных каналов и знаковых систем, как аспект общения и коммуникации в широком смысле - это общение между людьми.
На уровне человеческого
общения средствами коммуникации становятся
различные социально
Различается коммуникация межличностная,
публичная, массовая. Выделяются следующие
основные функции коммуникации: побудительная
(убеждение, внушение, приказ, просьба),
информативная (передача истинных или
ложных сведений), экспрессивная (возбуждение
или изменение характера
Была выявлена роль коммуникативных барьеров - психологических препятствий на пути распространения и принятия информации, возникающих в результате предубеждений, социальных, политических, нравственных и других различий между людьми. Современная наука располагает обширной литературой, раскрывающей отдельные виды коммуникации. Так Н.К. Ващекин выделяет следующие виды коммуникации:
• формальная и неформальная;
• устная и письменная;
• межличностная и безличная;
• непосредственная и опосредованная;
• планируемая и спонтанная.
Он говорит также о социальной, экономической и научной коммуникации, определяя последнюю как "движение (т.е. транспортизацию и передачу) результатов научной деятельности по каналам социального общения".
Р. Конечный и М. Боухал, раскрывая особенности конфликтных ситуаций, называют виды коммуникации, которые ведут к её нарушению: деструктивная, авторитарная, разрушительная, псевдокоммуникация, резисторная коммуникация.
В западной литературе в
течение последних 50 лет сложилась
наука, обобщающая, систематизирующая,
структурирующая все
Поскольку главный инструмент
профессионально-педагогической деятельности
- это педагогическое общение во
всех его проявлениях, постольку
успех работы преподавателя будет
зависеть от уровня культуры его педагогического
общения. Поэтому, употребляя термин "коммуникативная
культура преподавателя", мы имеем
в виду культуру педагогического
общения и сознательно
В отечественной психолого-
Основное различие понятий "деятельности" и "общения" заключается в том, что деятельность схематически представлена формулой "субъект - объект", а общение - "субъект - субъект". Так называемое "манипулятивное" общение, в сущности, строится по деятельностной схеме и как таковое общением не является. "В общении же никто из партнёров не может рассматриваться в качестве объекта, так как каждый из них является активным субъектом этого процесса, определяющим его динамику и содержание." [185].
Таким образом, современная
психологическая наука
Особый вид общения - коммуникации - это педагогическое общение. Культивируемая до недавнего времени авторитарная педагогика являлась выражением исключительно деятельностного подхода к педагогическому общению. Педагогическое общение являлось в основном средством организации учебной деятельности учащихся, а также средством передачи учебной информации. Доверительное, сочувствующее, т.е. "фатическое" общение было случайным, нежелательным, считалось, что преподаватель должен быть "закрытым", а внеклассное общение сводилось к проведению мероприятий, что являлось продуктом не столько творчества учащихся, сколько организующе-направляющей деятельности педагогов.
Под профессионально-педагогическим
общением мы понимаем систему взаимодействия
педагога и воспитуемых, содержанием
которого является обмен информацией,
познание личности, оказание воспитательного
воздействия. Педагог выступает
как активатор этого процесса,
организует его и управляет им.
В последние годы появились работы,
трактующие педагогическое общение
с несколько иных позиций и ставящие
его в зависимость от "педагогической
культуры" преподавателя. Так, например,
Н.В. Седова рассматривает педагогическую
культуру как культуру отношений в контексте
общечеловеческой культуры сквозь призму
связей с образованием, деятельностью,
общением. М.В. Евдокимова трактует педагогическую
культуру как динамичную систему ценностей
и способов творческой деятельности.О.З.
Краскова говорит о необходимости формирования
у студентов психолого-педагогических
знаний и развития личностных качеств,
необходимых для осуществления эффективного
профессионального взаимодействия. И.В.
Гришняева изучает коммуникативную культуру
преподавателя как систему трёх компонентов:
мотивационного, содержательного, процессуально-
Но педагогическая и входящая в неё коммуникативная культура в основном рассматриваются как сотворчество, совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций, то есть ценностный и деятельностный аспекты культуры преобладают над личностным. Кроме того, в работах мы не обнаружили целостной структурно-функциональной модели коммуникативной культуры (КК) преподавателя, анализа составляющих её идеала.
Коммуникативная культура преподавателя
проявляется в его
Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки