Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат
Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).
Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы
Коммуникативную деятельность определяют как взаимодействие живых существ между собой и их целенаправленные и активные действия с явлениями и предметами объективного мира и на основе обмена информации.
Из вышесказанного становится
понятным, что коммуникативная
Следовательно, коммуникативная
деятельность в процессе образования
- это деятельность, направленная на
осуществление взаимодействия между
преподавателем и студентом. Целью
коммуникативной деятельности является
становление правильных, педагогически
целесообразных взаимоотношений с
обучающимися для наиболее эффективного
их включения во взаимоотношения
с учебной информацией, педагогами,
родителями, окружающими. В ходе коммуникативной
деятельности преподавателя со студентами
должно происходить развитие общечеловеческих,
гуманистических идеалов и
Осуществляя коммуникативную деятельность, преподаватель мобилизует все свои профессионально значимые качества, знания, умения, а также совокупность специфических коммуникативных качеств. Всё это характеризует его коммуникативную культуру.
Попытка определения составляющих
коммуникативной культуры имеется
в "Положении об аттестации педагогических
и руководящих работников учреждений
образования С. - Петербурга". При
этом во внимание принимались проявления
коммуникативной культуры, связанные
с умением реализовать на практике
гуманистические, личностно ориентированные
отношения в ситуациях
1) наличие установки на
реализацию способностей
2) готовность к сотрудничеству с коллегами;
3) готовность к сотрудничеству с родителями, общественностью;
4) речевая культура.
Умение установить гуманистические,
личностно ориентированные
1) ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;
2) способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;
3) умения давать положительную обратную связь другому;
4) умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;
5) конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;
6) уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;
7) способности контролировать свои эмоциональные состояния;
8) речевой культуры, под которой понимается владение нормативной ре- чью, исключающей лексические, стилистические, орфоэпические и другие нарушения.
В этом определении мы не
обнаружили структурно-функционального
единства, упорядоченности компонентов.
Считаем, что готовность к сотрудничеству
сама по себе не может являться выражением
коммуникативной культуры, не учитывается
аттракция как элемент
Как ясно из вышесказанного, понятие "коммуникативная культура преподавателя", или "культура педагогического общения" не имеет чёткого определения, в различных работах называются разные элементы, функции отражены неполно. Поэтому считаем необходимым выявить основные структурные компоненты коммуникативной культуры преподавателя, воспользовавшись методом сравнительно-сопоставительного анализа дефиниций "культура" и "коммуникация", проанализировать составляющие их элементы, определить функции и затем обозначить уровни развития коммуникативной культуры (КК) будущего преподавателя.
Используя приведённые выше определения "культуры" как совокупности ценностных, деятельностных и личностных составляющих и определения общения-коммуникации как "процесса взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, способностями, умениями, навыками и результатами деятельности", построим структуру коммуникативной культуры преподавателя (табл.1).
В правой части таблицы представлены структурные элементы коммуникативной культуры преподавателя, опираясь на которые можно дать следующее определение сущности коммуникативной культуры преподавателя: Коммуникативная культура преподавателя - это специфический способ организации педагогического общения, который характеризуется наличием у преподавателя коммуникативного идеала, системой коммуникативных норм и правил, отношением к обучаемому как к ценности, знанием его индивидуальных особенностей, собственных коммуникативных способностей и умением владеть коммуникативной ситуацией.
Попытаемся подробнее охарактеризовать структурные элементы коммуникативной культуры преподавателя.
1) Знание коммуникативных норм и правил.
История педагогики, демонстрируя
её зависимость от требований морали,
нравственно-этических норм, обычаев,
культурных традиций общества и т.п.,
наглядно показывает изменение системы
норм и правил педагогического общения.
То, что когда-то считалось нормой,
например, телесные наказания, лишение
обеда, в настоящее время кажется
дикостью и наоборот, система абсолютной
свободы в некоторых
Таблица 1
Структура коммуникативной культуры преподавателя
Компоненты философской категории "культуры" |
Компоненты коммуникативной культуры преподавателя |
1. Система социальных норм и правил. |
1. Знание коммуникативных норм и правил. |
2. Совокупность отношений людей к природе; 3. отношений к себе; 4. отношений между собой. |
2. Знание индивидуальных особен- ностей обучающегося. 3. Знание собственных коммуникативных качеств. 4. Умение владеть |
5. Система духовных ценностей. |
5. Отношение к обучающемуся как к ценности. |
6. Продукты материального и духовного труда. |
6. Коммуникативный идеал. |
Современные нормы и правила
педагогического общения
Моральный поступок может противоречить нравственным принципам и наоборот, нравственный поступок - моральным нормам. Знание норм и правил педагогического общения, принятых в обществе, "здесь и сейчас", а также внутренние нравственные принципы, определяющие педагогический, а в нашем случае, коммуникативный поступок преподавателя, ставят его перед выбором, как поступить, как отреагировать на поступок обучающегося, как приспособить, "пристроить" к своим педагогическим задачам коммуникативную ситуацию. Преподаватель в этом выборе свободен, а свобода есть творчество нового, в мире дотоле несуществовавшего, а не есть произвольный выбор между несколькими уже данными в готовом виде, хотя и возможными только путями, но создание нового, особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода.
Считаем, что если эту
свободу выбора коммуникативного поступка
направляют нравственные принципы гуманизма
и нормы гуманистической
2) Знание индивидуальных особенностей обучающегося.
Компонентом коммуникативной культуры преподавателя является знание индивидуальных особенностей и свойств обучаемого. Структурные модели человека, предложенные Б.Г. Ананьевым, дают схематическую основу исследования индивидуальных особенностей и свойств коммуникантов. Схемы демонстрируют различия индивидных, личностных, субъектных и индивидуальных признаков человека. Первые три группы признаков характеризуют человека с точки зрения его принадлежности к определённому типу, а четвёртый признак - индивидуальность - акцентирует внимание на уникальности, неповторимости каждого человека. Общее, особенное неотрывно от единичного, и индивидуальность можно описать, лишь опираясь на указание общих признаков, которые образуют уникальное сочетание в каждом отдельном случае [4].
В соответствии с задачами исследования выделим в предложенных моделях те индивидуальные свойства участников учебного общения, которые соответствуют индивидному, субъектному и личностному уровню.
Так на индивидном уровне следует
учитывать такое свойство нервной
системы как пластичность и укоренённые
в нервной системе такие
На субъектном уровне следует
учитывать прошлый
На личностном уровне учитывается направленность (на себя, на другого, на задачу), социальные роли, склонности, этические особенности, ценностные ориентации.
На уровне индивидуальности
следует учитывать уровень
3) Знание преподавателем
собственных коммуникативных
Учитывая задачи исследования
и принятую модель педагогического
общения, ограниченную рамками учебного
времени, рассмотрим более детально,
какие конкретно
В.А. Кан-Калик считает, что "практически все педагогические способности замыкаются на способностях коммуникативных. Это связано с наличием специфической направленности личности" [96]. Он называет основными следующие коммуникативные способности: психологическая готовность к организаторско-коммуникативной деятельности; коммуникабельность; социальное родство; альтруистические тенденции. В работах последних лет рассматриваются такие важные для педагогической коммуникации свойства личности преподавателя как конфликтность и аттракция [201].
Идентификация представляет
такой способ познания другого, при
котором предположение о
Аффективной формой идентификации является эмпатия. Если при идентификации состояние другого человека определяется на основе рациональной интерпретации, то при эмпатии таким основанием является сопереживание, сочувствие, соучастие. Эмпатические свойства человека, его способность к эмоциональному сопереживанию, сочувствию и отклику на психические состояния другого играют существенную роль в педагогическом общении [193].
Наряду с эмпатией важнейшим свойством преподавателя, обладающего высокой коммуникативной культурой, является способность к рефлексии.
Умение видеть себя глазами другого, оценивать объективно свои педагогические качества, своевременно корректировать поведение и отношение - необычайно важно для педагога.
Менее чётко разработано в литературе понятие децентрации. Центрация понимается в гуманистической педагогике и психологии как особым образом построенное простое взаимодействие преподавателя и обучаемых, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения.
Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки