Становление психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).

Содержание работы

Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 498.70 Кб (Скачать файл)

На второе место по значимости речевого воздействия следует поставить  грамотность и логическую стройность речи. Хорошая общая подготовка слушателей требует от лектора правильно, литературно  выражать мысли. Если же в лекции допускаются  неправильные ударения, отсутствует  стилистическое богатство, то это резко  снижает авторитет лектора. Культура речи означает умелое, свободное использование  всех средств и выразительных  возможностей литературного языка.

Из сказанного видно, что  эффективность лекции или выступления  прямо пропорциональна степени  включенности выступающего и слушателей в информационное общение. И это  зависит как от содержательности и информативности лекции, так  и методов ее изложения. При этом существенную роль играет отношение  аудитории к лектору, его привлекательности, авторитетности. В методическом плане  следует иметь в виду стойкость  первого впечатления о лекторе. Его оценка аудиторией и формирование образа в коллективном сознании начинается с восприятия внешности и заканчивается  проникновением во внутренний мир выступающего. Слушатель, составив о лекторе чувственное  представление, дает психологическую  интерпретацию его личности. Все  это вместе и определяет отношение  слушателей к лектору и к его  выступлению.

Конечно, искусство общения  и его функции более ярко проявляются  при разрешении конфликтов, в индивидуальных и коллективных беседах, протекающих  в формах дискуссии, полемики, споров.

В деятельности педагогического  работника все большее распространение  получают активные формы общения, требующие  более высокой культуры и корректности. Умение выслушивать собеседника, понимать его, искренне переживать за оппонента  требуют от педагога выдержки, способности  регулировать свое эмоциональное состояние. Нельзя допускать так называемого  ролевого общения, когда с позиций  своей должности преподаватель  излишне категорично высказывает  свое мнение, порой с металлическим  оттенком в голосе. Студент, понимая  разницу в занимаемом положении, может внешне принять ваше рассуждение, но в глубине души он останется на прежних позициях и в состоянии неудовлетворенности общением.

Вообще, открытый показ любым  человеком своего превосходства  в знаниях проблемы, в своей  эрудиции затрудняет контакт с собеседником. И, наоборот, личностный подход в общении, проявление заинтересованности к беседе и к собеседнику, аргументированный, правдивый ответ даже с отрицательным  результатом не оставляет разочарования  от общения.

В педагогической деятельности часто приходится общаться со студентами на неприятные для собеседника темы. В таком случае психологи рекомендуют  начать беседу с нейтральных, а лучше  положительных факторов, связанных  с деятельностью реципиента. Это  позволяет сформировать позитивную установку на дальнейшее восприятие информации.

Более подробно мы остановимся  на тактике общения при разрешении спорных вопросов, рассмотрим общение  как межличностное взаимодействие.

Деловое общение в конфликтных  ситуациях требует от собеседников высокой общей культуры, так как  эмоциональная сфера человека окрашивает всю его психическую деятельность, включая и мышление. Поэтому в  состоянии возбуждения общающимся трудно объективно оценивать обсуждаемую информацию, что часто переносится на восприятие личности и формирует неприятие друг друга. В таких случаях конфликт усиливается и вовлекает в свою орбиту других членов коллектива, придает психологическому климату напряженный характер. В этой связи, для педагогического работника возрастает необходимость знаний социально-психологических законов формирования и функционирования межличностных отношений, складывающихся в процессе совместной трудовой деятельности людей и способов общения при разрешении возникающих противоречий.

Такие взаимосвязи и взаимовлияния  протекают на фоне социального контроля, который осуществляется на основе моральных  норм, принятых в обществе, и который  обеспечивает коррекцию поведения, если эти нормы нарушаются, включая  механизмы социального контроля (осуждение, наказание или просто неодобрение). При этом существенную роль играют так называемые ролевые  ожидания. Хочет того человек или  нет, но окружающие ждут от него поведения, соответствующего принятым образцам. И если ролевые ожидания не оправдаются, между собеседниками возникает  психологическое напряжение и, наоборот, соответствие слова и поведения  взаимодействующих людей, приписываемым  ожиданиям друг друга, обеспечивает успешность общения. Вот такое умение человека безошибочно приписывать  другим ожидания того, что они готовы принять, называется тактом. Это не значит, конечно, что тактичный человек  во всех случаях должен следовать  предугадываемым ожиданиям. При  расхождении принципов и убеждений  тактичный человек вступает в  противоречия, но делает это корректно, без оскорбления и унижения личности. Чаще же игнорирование приписываемых  ожиданий ведет к бестактности, под  которой понимается деструкция ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие собеседников.

В педагогической работе нарушение  такта в общении приводит к  крайне нежелательным последствиям - скрытым или открытым конфликтам, падению авторитета педагогического  работника. Поведение, не соответствующее  ролевым ожиданиям, приводит к межличностным  конфликтам, что в свою очередь  отрицательно сказывается на психологическом  климате коллектива.

Под групповым конфликтом понимается столкновение различных  тенденций в межличностных отношениях, связанных с выраженными отрицательными состояниями его участников. В  субъективном плане любой конфликт оценивается человеком отрицательно, так как при этом возникает  психологическое напряжение (стрессовое состояние), которое при длительном протекании с неизвестным результатом  отрицательно влияет не только на жизнедеятельность  организма, но и характер личности.

Вместе с тем, каждый педагог  должен знать, что в объективном  плане конфликт как разновидность  проявления противоречий является источником развития. В основе этих противоречий могут быть предметно-деловые разногласия, способствующие активизации совместной деятельности, решению общественных задач, сближению точек зрения.

Во взглядах ученых на проблему конфликтов порой проявляются две  противоположные линии: в одних  случаях проявляются обоснования  концепции конфликтов как неизбежного  проявления групповой жизни, в других - считают, что с помощью психологических средств возможно полное устранение конфликтных ситуаций путем оптимизации межличностных отношений и повышения психологической грамотности.

"Существуют различные  способы снятия психического  напряжения: принесение извинений  и обращение с просьбой о  прощении; переключение одного или  обоих субъектов конфликта на  другие виды деятельности; предоставление  каждому из них возможностей  для подробного объяснения своей  позиции и своих взглядов на  предмет конфликта, а также  права на свою особую точку  зрения; демонстрация симпатии субъектам  конфликта, готовности проявить  к ним внимание и оказать  поддержку" [135].

В качестве способов разрешения конфликтов ряд педагогов предлагают использовать такие, как юмор, признание  достоинств субъекта конфликта, компромисс, третейский суд, обоюдный анализ и др. [139]. Грамотное разрешение конфликтов - одно из условий создания нормальной психологической атмосферы.

Наши исследования выявили, что при высоком авторитете руководителя коллектива резко снижается количество конфликтных ситуаций, как по вертикали, так и по горизонтали. В этом, несомненно, сказывается так называемый "эффект ореола" [171], порождаемый престижностью  руководителя. "Престиж - это мера того, насколько подчиненные (или  сотрудники) признают превосходство  руководителя в его способностях, знаниях и умениях" [123]. В ходе исследований выявилось, что психологическая  грамотность руководителя позволяет  во многих случаях избежать перерастания противоречий в острый, а иногда и в длительный конфликт.

Оказалось, что в конфликтных  ситуациях решающее значение имеет  не сам факт разногласия, а скорее характер общения и способы разрешения возникших противоречий. Основываясь  на изучении опыта лучших руководителей  педагогических, студенческих коллективов, можно с уверенностью сказать, что  при разрешении конфликтов решающее значение имеют переговоры с конфликтующими сторонами или оппонентами.

Законы психологии диктуют  условия ведения переговоров, и  они должны быть динамичными, не затянувшимися. Это правило, к сожалению, очень  часто нарушается, так как напряженность  переговоров не всегда позволяет  реально оценивать течение времени. Вследствие этого, возникает состояние  психологической утомленности, определяющее временно безразличие к результатам  беседы. Не следует огорчаться, если в первый раз беседа не привела  к окончательному устранению противоречий. Важно, чтобы собеседники ушли с  чувством готовности к дальнейшим контактам. Вот почему переговоры должны заканчиваться  на позитивной ноте. При подведении итогов руководитель должен подчеркнуть  полезность такой беседы и выразить уверенность в том, что ее результаты приблизили ситуацию к разрешению конфликта. С психологической точки зрения этот прием влияет на формирование позитивных установок по отношению  к будущим переговорам, исключает  пессимизм и неверие в возможность  стабилизации отношений.

Таким образом, предварительный  анализ конфликтной ситуации, обдуманное поведение во время переговоров  с учетом индивидуально-психологических  особенностей собеседников является одним  из важных средств разрешения постоянно  возникающих противоречий и совершенствования  социально-психологических отношений  в трудовом коллективе. По мнению английских управленцев М. Вудкока и Д. Френсиса [54], эффективное разрешение конфликтов связано с умением руководителей убеждать людей, находить единственно верные аргументы, строго соблюдать единство слова и дела.

Руководитель и члены  коллектива в целом должны чувствовать, как следует передать информацию, если ее смысл и без того сильно воздействует на эмоциональную сферу  человека, то есть воспитанные люди должны обладать рефлексией, искусством педагогического общения [123].

Характер конфликтов и  эффективность их разрешения во многом зависит от знания закономерностей  внутригрупповой дифференциации в  учебном коллективе. В организации  любого коллектива важным элементом  выступают те многообразные связи, в которые вступают люди в процессе совместной учебной деятельности.

Искусство общения, как и  всякое искусство вообще, сопряжено  с эмоциями, чувствами, переживаниями. Но в ситуации критики эти особенности  общения проявляются особенно остро. Для любого педагогического работника  полезно знать, что опыт руководящей  работы, наряду с положительными сторонами, таит в себе опасность формирования жестких управленческих стереотипов, мешающих восприятию и приятию новых методов и стиля руководства. Установки и стереотипы во многом определяют характер общения человека, его реакцию на возникающие конкретные ситуации. "Под воздействием процесса социализации у человека формируются общие нравственно-эстетические требования и образуются воплощающие эти требования конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим людям" [31].

Великие русские писатели Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М. Горький  разделяли эти мнения. А.С. Макаренко  говорил, что если мы не видим в  человеке ничего положительного, то мы должны сами проектировать положительное  и в соответствии с этим проектом вести человека, воспитывать его. А.С. Макаренко не отрицал значения негативной оценки, он предупреждал об умелом ее использовании для формирования новой личности [144].

В нашем исследовании выявилось, что несправедливость вызывает отрицательное  отношение не только со стороны непосредственных участников, но и всего коллектива. Нельзя проходить мимо случаев, заслуживающих  порицания. Но строгий разговор нужно  вести, как правило, наедине. И только при повторных проявлениях отрицательных  действий следует прибегнуть к публичному осуждению как наиболее сильному средству воспитательного воздействия  на личность.

В новых условиях, для  нахождения истины педагогическим работникам приходится часто общаться в форме  полемики и дискуссий, что требует  от собеседников знаний и соблюдения определенных этических правил.

Полемика и дискуссия - сходные виды коммуникации. Если полемика - это острый спор, столкновение мнений, то дискуссия также связана с  публичным обсуждением спорных  вопросов, хотя и в менее острой форме. Поэтому остановимся только на социально-психологических особенностях полемики.

Полемика - это активный способ закрепления и углубления знаний, развития творческого мышления, умение вести спор. В то же время полемика - эффективный метод убеждения, когда  участники полемики как бы самостоятельно приходят к тому, или иному выводу. Полемика может планироваться по заранее определенным вопросам, но может возникать и при разногласиях в беседе, при обсуждении доклада, проведении круглого стола и других форм общения.

Какова же главная цель полемики? Цель только одна: найти в  споре истину или приблизиться к  ней. Но спор сам по себе, как известно, далеко не всегда рождает истину. Продуктивность полемики зависит, прежде всего, от эрудиции участников, уровня их подготовленности по проблеме спора. Если же оппоненты  стоят на ошибочных и тем более  антинаучных позициях, то от такого спора вряд ли стоит ожидать доброжелательного  результата. Иногда истина сложна и  трудно уловима. Поэтому разовая полемика может и не дать конкретного результата.

Успех полемики во многом зависит  и от умения слушать оппонента, сопереживать его взгляды, выражая это средствами невербальной коммуникации. Нужно смотреть собеседнику в лицо. Пусть ваш  взгляд будет спокойным, пусть он будет живым и выразительным, но на лице не должно появляться безразличие, отвращение, гримасничанье. "Если вы в разговоре хоть каким-нибудь жестом, интонацией голоса, незначительной, казалось бы, фразой дадите понять, что вы считаете себя умнее других, то вы пропали" [95].

Вообще, и мы об этом говорили выше, перцептивная сторона общения имеет большое значение для любого выступающего. Слушатели оценивают его не только по содержанию и форме полемических вопросов и ответов, но и восприятию внешнего облика спорящих, манере их держаться, говорить, выражать свои чувства и отношения.

Правду и честность  в полемике никто не осудит.

Обобщая разговор о социально-психологических  особенностях полемики, как одного из видов коммуникации, сформулируем основные правила ее проведения.

•  Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь полемизировать. С особой точностью определи вопросы, чтобы не начать спорить беспредметно или по другой проблеме.

Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки