Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат
Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).
Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы
Личностная центрация преподавателя является интегральной и системообразующей характеристикой деятельности педагога. При этом полагается, что именно центрации преподавателя определяют всё многообразие этой деятельности: стиль, отношение, социальную перцепцию и т.д.
А.Б. Орлов выделяет семь основных центраций, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и в конкретных педагогических ситуациях: эгоистическая (на интересах своего "Я"), бюрократическая (на интересах администрации), конфликтная (на интересах коллег), авторитетная (на интересах родителей), познавательная (на требованиях средств обучения и воспитания), альтруистическая (на интересах, потребностях обучаюшихся), гуманистическая (на интересах и проявлениях своей сущности и сущности других людей). Именно гуманистическая центрация противостоит первым шести типам центрации, отражающим реальность традиционного обучения. Изменение направленности этих центраций в сторону гуманистической центрации называется децентрацией преподавателя и является одной из задач современного образования [169]. Таким образом, децентрация - это смещение центра учебно-воспитательного процесса от личности преподавателя к личности студента, "центрированность" на его интересах, жизненных установках, взглядах, психологических особенностях [80]. Проявлением всех этих психологических способностей личности преподавателя являются такие коммуникативные качества, как артистизм, вежливость, внимательность, мательность, умение слушать, уважительность, тактичность, терпимость, доброта, что предполагает умение установить с обучающимися доброжелательные, доверительные отношения и создать на занятиях положительный психологический климат.
Итак, для осуществления
успешной коммуникативной деятельности
преподавателю необходимо иметь
следующие коммуникативные
4) Умение владеть
Как результат активного
взаимодействия личности и среды
выделяются объективные и субъективные
ситуации по преобладающей роли внешних
обстоятельств или личности. Ситуация
- это система субъективных и объективных
элементов, объединяющихся в деятельности
субъекта. Объективные элементы - совокупность
элементов среды или фрагмент
среды на определённом этапе жизнедеятельности
индивида. К субъективным элементам
относятся межличностные
В последнее время получили
развитие исследования конфликтных
ситуаций в учебно-воспитательном процессе
как фактора, влияющего на развитие
личности положительно. Вслед за требованиями
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального
Ситуация как система
взаимоотношений не рождается произвольно.
Студентам можно задать определённые
ситуативные позиции, сама же ситуация
возникнет и будет
До сих пор в педагогике
для решения учебных и учебно-
Критерии оценки ситуации с платформы гуманистической педагогики - идентификационный, эмпатический, учитывающий индивидуальные особенности обучаемого и его отношение к обучающему, не принимались в расчёт. Отсюда способы разрешения ситуаций, воздействующие на обучаемого как на объект обучения.
Гуманистическая педагогика, провозглашающая отношение к обучаемому как к ценности, требует иного подхода к разрешению ситуаций, чем это было принято в воздейственной педагогике: равнопартнёрская позиция нуждается в установлении доверительных, уважительных, "реципрокных" взаимоотношений, положительного эмоционального фона, иных, чем было принято раньше, способов настроя обучающихся на усвоение знаний и решение учебной задачи. Изменение внутренней структуры учебной ситуации, расстановки сил, децентрация преподавательской позиции, снятие авторитаризма, принципиально новая организация связей между ее субъективными и объективными элементами ведёт, по нашему мнению, к более высокому уровню усвоения знаний, умений и навыков. Ситуация - есть такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая, благодаря ее отраженности, в сознании порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность.
Полагаем, что при личностно-
5) Отношение к обучаемому как к ценности. Отношение к обучаемому как к ценности - это важнейший компонент коммуникативной культуры преподавателя. Взаимосвязь и взаимовлияние общения и отношения относятся к числу самых неразработанных проблем психологии и педагогики. Особый интерес представляет, по причине почти полного отсутствия исследований на эту тему, изучение влияния отношения на ход и результаты общения. Результаты педагогического общения предполагают стимулирование познавательной активности обучаемых, формирования положительного отношения к учебному процессу. Культура отношений преподавателя - базисный компонент общей педагогической культуры, включающий доминирующую установку на другого и другое (другого человека, другой способ мышления, другое в себе) на основе равнозначимости в проявлении и развитии каждого. Полагаем, что отношение к обучаемому как к ценности, являясь структурным компонентом коммуникативной культуры преподавателя, положительно влияет на познавательную активность обучаемых. Теория отношения В.Н. Мясищева предполагает три аспекта отношения: включающий результаты познания конкретного объекта действительности; эмоциональный, интегрирующий все состоявшиеся эмоциональные отклики на этот объект; поведенческий - как актуализированный ответ на него [162]. Рассматривая ценностное отношение к обучаемому, охарактеризуем его аспекты:
Когнитивный аспект включает:
изучение психического состояния обучаемого,
анализ причинно-следственных связей
поведения, неадекватности реакций, семейно-бытовых
условий; изучение обучаемого как ценности,
взаимосвязанной с другими
Эмоциональный аспект предполагает следующие элементы: внутреннее отношение к обучаемому, затрагивающее систему нравственных, мировоззренческих ценностей преподавателя, его убеждение в том, что обучаемый входит в эту систему, его установки и направленность на личность обучаемого как ценность; эмоциональный аспект предполагает также развитие отношения во времени, что имеет две стороны: чем больше времени преподаватель уделяет общению со студентами, тем ярче эмоциональный фон их отношений. С другой стороны - негативное прошлое обучаемого, известное преподавателю, не должно формировать предвзятое отношение к нему преподавателя, всегда должна присутствовать вера в изменения свойств личности в лучшую сторону и вдохновлять преподавателя на дальнейшие, более близкие и полезные отношения со студентами.
Поведенческий аспект, вытекающий из двух предыдущих, вероятно, является самым сложным и требующим от преподавателя внутренних и внешних усилий. Методологической основой рассмотрения этого аспекта является трансактный анализ (положение коммуникантов в позициях "родитель, преподаватель, студент) [38]. Формирование доверительных, уважительных, равнопартнерских отношений между преподавателем и студентами зависит от таких обозначенных выше коммуникативных качеств как эмпатия, идентификация, децентрация и рефлексия.
В психолого-педагогических работах последних лет активно исследуются идентификационные и эмпатические процессы во взаимоотношениях "студент - преподаватель". С.В. Салыкова определила факторы развития эмпатии, Л.Л. Надирова обозначила методы формирования эмпатии у студентов, О.К. Агавелян и Р.О. Агавелян рассматривают эмпатию как фактор готовности к профессионально-педагогической деятельности. Активно изучаются рефлексиные свойства преподавателя и студентов. Этой проблемой занимаются Б.З. Вульфов, Н.В. Маркова, О.Ю. Шаврина и другие. Большое число работ посвящено развитию коммуникативных способностей и формированию коммуникативных умений будущих преподавателей в свете гуманистических тенденций подготовки кадров для российского образования [3, 28, 37, 165].
Поведенческий аспект ценностного отношения к обучаемому характеризуется его вербальным и невербальным оформлением. К вербальному (речевому) общению преподавателя предъявляются высокие требования. Пути и способы развития речи и развития речевой культуры преподавателя отражены в работах таких учёных и исследователей как Л.А. Введенская, Б.Н. Головин, Ф.Н. Гоноболин, А.А. Леонтьев, Л.Г. Павлова, В.В. Соколова, С.Г. Тер-Минасова и другие [48, 60, 61, 127, 220, 233]. Через формирование культуры речи преподавателя, совершенствование умений свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения лежит путь к установлению отношений сотрудничества между преподавателем и обучающимися. Невербальный аспект поведения преподавателя предполагает умелое использование кинестетических средств общения: жеста, мимики, телодвижений, вхождение в пространственную сферу обучаемого - касание, жесты, выражающие симпатию, юмор и т.п. Этот аспект поведенческой культуры преподавателя очень мало изучен, лишь обозначен в работах С.И. Вутена, А.А. Радугина, И.И. Рыдановой [181, 202]. Методологической основой изучения этого аспекта является учение о пространственной психологии Э. Холла, основателя проксемики [242, 271]. Некоторые зарубежные авторы обозначают границы такого общения и дают соответствующие рекомендации.
Обзор вышеупомянутых работ показывает, что такой компонент коммуникативной культуры преподавателя как ценностное отношение (ЦО) к обучающемуся привлекает всё большее внимание исследователей. Изучая эмоциональный аспект ЦО, исследователи основное внимание уделяют эмпатическим и рефлексивным способностям преподавателя. Мы считаем это правильным и необходимым. Безусловно, и общество, и школа, и вуз, переходя от авторитарной к личностной, от монологической к диалогической и полилогической позициям в системе отношений, нуждается в воспитательных методиках, направленных на формирование умений устанавливать положительные отношения с партнёрами по общению, уважать и ценить его точку зрения и критично относиться к себе.
Цепочка идентификация - эмпатия
- рефлексия прослеживается в процессе
диалогического общения и ведёт, как правило,
к продуктивному общению. Но мы не обнаружили
в работах достаточно последовательного
и полного рассмотрения такого важного
элемента ЦО как децентрация. По данному
выше определению И.А. Зимней и А.Б. Орлова,
децентрация - это центрация преподавателя
на интересах обучающегося в отличие от
других центраций - на интересах обучаемого,
администрации, родителей и иных субъектов
[80, 169]. Следовательно, именно этот элемент
ЦО к обучающемуся является основой для
остальных (рис.1).
Децентрация
идентификация - эмпатия - рефлексия
Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки