Становление психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).

Содержание работы

Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 498.70 Кб (Скачать файл)

•  Выходи на трибуну уверенно, не ройся в записях. Не спеши, пусть тебя рассмотрят, выдержи паузу (3-4 сек.) и начинай речь с чего-нибудь удивляющего, имеющего отношение к теме выступления, но такого, о чем можешь говорить свободно, не читая с листа.

•  Начиная спор, решительно откажись от надежды на то, что тебе поверят на слово.

•  Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.

•  Старайся говорить правильно, не допуская грубых речевых ошибок.

•  В споре все равны и никто не поучает.

•  Излагай позицию откровенно. Умолчание о чем-либо вызывает оживление оппозиции. Больше искренности и не скупись на чувства. Демонстрируй свою личную убежденность. Посеешь скрытость - пожнешь недоверие.

•  Показывай пользу твоих предложений не вообще, а конкретно, вплоть до деталей.

•  Чем дольше ты говоришь, тем меньше остается терпения у слушателей, и в итоге рассеивается их внимание.

•  Веди мысль по трем ступеням: в начале дай определение понятию (дефиниция), далее сравни предмет с чем-либо известным (идентификация), а после приводи аргументы. Этим ты обеспечишь доступность своей аргументации и логичность изложения.

•  Избегай неуместных острот, личных выпадов в адрес оппонента, пренебрежительного тона всего того, что может свидетельствовать о твоем неуважительном отношении к участникам полемики.

•  Если видишь ошибочность своего мнения, имей мужество признать правоту своего противника.

•  Заканчивая свое выступление, подведи итоги, кратко сформулируй выводы.

Из сказанного не трудно сделать вывод, что искусство  делового общения имеет большое  значение для продуктивности труда  любого педагогического работника. В общении, как в фокусе, отражается культурный уровень и интеллект  человека. Закономерное повышение роли "человеческого фактора", овладение  социально-психологическими методами управления людьми вынуждает усилить  внимание к развитию у преподавателя  коммуникативных способностей и, прежде всего, умения установить контакты с  людьми. Процессы установления и поддержания  контакта составляют рамку общения, являются его универсальным компонентом.

В психологии общения различают  взаимодействие людей в процессе совместной деятельности, их общения  между собой, обеспечивающее это  взаимодействие, наконец, контакты, в  которые люди вступают независимо от содержания и функций общения. Педагог  должен уметь войти в разговор, выйти из разговора, поддерживать определенный, так называемый, уровень интимности.

Умение обеспечить контакт, как уже было показано, достаточно сложно по своей структуре. Мы выделяли содержательные умения, т.е. понимание  педагогом, когда и в каком  направлении следует проявить коммуникативную  активность. Но есть и другой круг таких  умений - способность адекватно выразить это намерение (или, как еще его  называют, коммуникативную интенцию) при помощи речи, жестов, мимики.

Часто, говоря о контакте, имеют в виду только одну сторону  дела: как человек вступает в общение  и как он поддерживает установленный  контакт. В действительности все гораздо сложнее, можно вычленить следующие основные функции контакта в общении: включение собеседника в общение, установление уровня интимности, реконструкция достигнутого в предшествовавших актах общения уровня интимности, повышение уровня интимности (сознательная "интимизация" общения), перемена характера общения (от формального к неформальному и наоборот), обеспечение своего лидерства от одного собеседника к другому, выход из общения и т.п. Конечно, не все эти функции одинаково актуальны для социально-ориентированного вида общения, свойственного педагогическому работнику. Но все же большая часть в этом общении присутствует.

И все же центральное место  в публичной коммуникации занимают умения реализовать план общения. Эти  умения включают следующие компоненты:

1.  Выбор и последовательное соблюдение определенного стилистического регистра. Один и тот же лектор в различных аудиториях, выступая на различные и даже на одну и ту же тему, то академичен, подчеркнуто следует нормам официально-делового или научного стиля, то допускает элементы разговорности, ведет как бы непринужденную беседу со слушателями. Умение в том и заключается, чтобы найти нужный в данном случае регистр, в наибольшей степени обеспечивающий эффективность воздействия.

2.  Полное и дифференцированное использование необходимых языковых средств - лексических, грамматических, фонетических и др. Полное - есть привлечение максимума таких средств, предоставляемых языком. Дифференцированное - есть выбор среди них тех, которые наилучшим образом выражают мысль и настроение лектора и наиболее эффективны в данной аудитории.

3. Сознательное и целенаправленное  применение паралингвистических  и других невербальных средств  (громкость речи, логическое ударение, интонация, паузы, мимика, жесты  и т.д.).

4. "Технические" навыки  фонации, то есть умение владеть  своим голосом.

Успех публичной коммуникации зависит, наконец, от социально-психологических  умений. Эти умения обеспечивают способность  создавать и поддерживать в глазах аудитории такой свой образ, который  наиболее выгоден с точки зрения эффективности педагогического  воздействия. В социальной психологии это называется самоподачей.

Каждая форма общения  имеет свои психологические возможности  и особенности. Тем не менее, выделенные нами основные группы коммуникативных  умений в решающей степени обеспечивают эффективность общения.

 
1.3. Сущность и структура  коммуникативной культуры в психолого-педагогических  исследованиях

Термин "культура" относится  к числу самых многозначных, и  объясняется это тем, что сама культура - крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны  человеческого бытия. Именно поэтому  ее изучают многие науки, каждая из которых выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон, формулируя при этом свое понимание и определение  культуры. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 таких определений.

В отечественной литературе культура чаще всего рассматривается  как исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, в  их взаимоотношениях, а также в  создаваемых ими материальных и  духовных ценностях [171].

Это предельно широкое  понимание культуры, которое может  быть использовано для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций, специфических  сфер человеческой деятельности. В  более узком смысле понимают сферу  духовной жизни людей.

Как отмечает С.Г. Тер-Минасова, практически во всех английских определениях слова culture (культура) повторяется слово customs (обычаи, традиции), неоднократно употребляется слово beliefs (верования), а также словосочетание the way of life (образ жизни) [233].

В немецком языке слово "культура" (Kultur) имеет следующие основные значения:

•  совокупность всех духовных, художественных, творческих достижений общества как выражение высокого уровня человеческого развития;

совокупность созданных  в определенную общественную эпоху  характерных духовных, художественных, творческих достижений (восточная культура, культура эпохи Возрождения и  т.п.); утонченность, изысканность человеческого  поведения, речи и т.п. (культурный человек, культурно выражается) [268]. Специалисты  по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

1.  Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2.  Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели, и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3.  Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4.  Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

5.  Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается она из всех результатов такого приспособления.

6.  Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7.  Структурные определения, выделяющие важность моментов организации и моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8.  Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9.  Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных  групп определений охватывает какие-то важные черты культуры. Однако в  целом, как сложный общественный феномен, она ускользает от определения [274].

Философский энциклопедический  словарь дает следующее определение  культуры: "Культура - (лат. cultura) возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда; в системе социальных норм и учреждений; в духовных ценностях; в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе" [237].

Категория "культура" привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и значимостью  для каждого аспекта человеческой жизни и деятельности. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает эффект закрепления за этим понятием множества  смысловых оттенков, что в свою очередь накладывает свой отпечаток  на понимание и употребление термина "культура".

В отечественной культурологии доминируют два исследовательских направления. С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников этой концепции, и применимо понятие культуры. Оно предстаёт как итог предшествующей деятельности человека, являющий собою сложную иерархию значимых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований.

Вторая трактовка понятия  культуры основывается на деятельностном подходе. Культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, как качественная характеристика способов жизнедеятельности человека - как общественной, так и индивидуальной. Поиски содержательного определения культуры привели к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно, к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой истории. С этой точки зрения культура понимается как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе, другими словами, как способ, или технологический контекст деятельности.

Е.В. Бондаревская называет третий - личностный - подход к определению понятия "культура". Этот подход состоит в рассмотрении культуры как среды, растящей и питающей развитие личности [28].

В этих концепциях под культурой  понимаются все проявления человеческой субъективности, свойства и качества, характеризующие меру культурности общества, культурно-исторической эпохи  в её человеческом измерении: уровень  свободы, образованности, нравственности, духовности людей, их способностей к  культурному саморазвитию. Человек  выступает здесь как истинный творец культуры [28, 29, 30].

Б.С. Ерасов выделяет следующие  функции культуры:

1) производство новых  знаний, норм, ценностей, ориентации  и значений;

2) накопление, хранение и  распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;

3) воспроизводство духовного  процесса через поддержание его  преемственности;

4) коммуникативная функция,  обеспечивающая знаковое взаимодействие  между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

5) социализация общества  через создание структуры отношений,  опосредованных культурными компонентами;

6) как дополнительная  форма социализации выделяется  рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведённой для  неё сфере [69, 70].

Таким образом, исходя из всех трёх подходов к определению культуры, а именно, аксиологического, деятельностного и личностного, опираясь на её функции, выделим те составляющие культуры, которые необходимы нам для определения понятия "коммуникативная культура" преподавателя:

1. Духовные и нравственные  ценности, идеалы, нормы.

2.  Знания, умения, навыки осуществления профессиональной деятельности, куда входит и коммуникативная деятельность.

3.  Личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе и другому.

Все три аспекта культуры отражаются в профессиональной подготовке, профессиональной деятельности и профессиональном развитии человека. Охарактеризуем каждый аспект культуры применительно к  педагогическому труду.

Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки