Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: совместные игры со сверстниками как средство становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки у детей раннего и дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: применение совместных игр окажет положительное влияние на самооценку у детей раннего и старшего дошкольного возраста, если:

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА1.
Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

1.1
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
7
1.2
Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте
13
1.3
Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте
19
1.4
Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
24
Выводы по теоретической части исследования
29

ГЛАВА2.
Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

2.1
Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста
32
2.2
2.3

2.4
Анализ результатов исследования
Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр
Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)
38
44

49
Выводы по эмпирической главе
57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Диплом Люда Проверка.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО «Омский  педагогический колледж № 1»

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Становление самооценки детей раннего и дошкольного  возраста в процессе совместных игр  со сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 5 курса 51 ДО группы

Коррекционно-педагогического отделения

Выдрицкая Людмила  Вячеславовна

 

Специальность: 050704 Дошкольное образование

 

Дополнительная  квалификация: воспитатель детей раннего

возраста

 

Научный руководитель: преподаватель

психологических дисциплин

Мельникова Людмила  Аркадьевна

 

 

 

 

 

 

 

ОМСК 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата защиты: «_________»_____________________ 2011г.

 

 

 

Оценка: ____________      /__________________________/

(отлично,  хорошо, удовлетворительно)

 

 

 

Председатель ГАК:____________    /__________________/

(подпись)  (ФИО

 

 

 

Содержание

Введение

3

ГЛАВА1.

Теоретические аспекты  изучения самооценки детей раннего  и старшего дошкольного возраста

 

1.1

Основные направления  изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов

7

1.2

Становление и развитие самооценки детей в раннем  возрасте

13

1.3

Особенности формирования и развития самооценки в           дошкольном возрасте

19

1.4

Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста

24

Выводы по теоретической  части исследования

29

   

ГЛАВА2.

Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного  возраста в процессе совместных игр  со сверстниками

 

2.1

Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста

32

2.2

2.3

 

2.4

Анализ результатов  исследования

Формирующая экспериментальная  работа по развитию самооценки детей  раннего и старшего дошкольного  возраста посредством серии игр

Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и  старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)

38

44

 

49

Выводы по эмпирической главе

57

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

59

   

ЛИТЕРАТУРА

63

   

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                      67


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В психологической литературе, как в отечественной, так и  зарубежной самооценке уделено большое  внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона,  М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов.

В исследованиях отечественных  психологов, акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, ее подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. Проблема самооценки рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки, а также - самосознания и самооценки.

Проблема становления  самосознания и самооценки как его компонента, рассматривались в работах: Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Выготского Л.С., Леонтьева A.H., Мерлина B.C., Рубинштейна С.Л., Столина В.В., Чесноковой И.И., Шороховой Е.В.

В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места, среди других людей относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает  возможности и результаты деятельности других. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а  развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Ранний возраст –  чрезвычайно важный и ответственный  период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём, все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка,  но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.  

Ребенок в старшем  дошкольном возрасте начинает отдавать себе все более ясный отчет  в побудительных силах и последствиях своих поступках. Это становиться  возможным в связи с тем, что  у дошкольника развивается самосознание - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение.

Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы О.А. Белобрыкиной,  Л.И. Божович, В.А. Горбачевой,  А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько,  Л.И. Уманец. 

B.C. Мерлин указывал  на зависимость самооценки от  оценки испытуемого своей социальной  группой, от его отношения к  ней. В своих работах С.Л.  Рубинштейн указывал,  самооценка как стержневое образование личности, строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка ребенка формируется под влиянием оценки окружающих: взрослых – родителей и педагогов, а так же сверстников. Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему влияния оценки сверстников на самооценку старших дошкольников.

Актуальность исследования продиктована необходимостью формирования самооценки у детей, так как старший дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком  самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки.

Подходы к решению  проблемы становления и развития самооценки детей на разных возрастных этапах отражены в работах Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, Г.Л. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.

Существует противоречие: между необходимостью становления самооценки в раннем возрасте и развития адекватной дифференцированной самооценки у детей старшего дошкольного возраста обеспечивающей успешность обучения и недостаточным использованием  развивающего потенциала  совместных игр для решения данной  задачи.

Проблема исследования: какое влияние оказывают совместные игры на становление самооценки  детей раннего и старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки у детей раннего и дошкольного возраста.

.

Предмет исследования: совместные игры со сверстниками как средство становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста.         Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки у детей раннего и дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: применение совместных игр окажет положительное влияние на самооценку у детей раннего и старшего дошкольного возраста, если:

- подобрать серию игр, направленных на создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

- опираться в играх  на оценку личностных и деловых  качеств ребенка. 

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить уровень развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста.
  3. Подобрать, экспериментально апробировать серию игр, направленных на  развитие самооценки.  
  4. Определить эффективность работы

Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; классификация; конкретизация, обобщение;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

1.1. Основные  направления изучения самооценки  в трудах отечественных и зарубежных  психологов

 

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем  психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.

Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, Г.Л. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.

Первопроходцем в области  изучения самооценки можно назвать  У. Джемса, который начал изучать  этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна  успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.

У. Джемс выделял зависимость  самооценки от характера взаимоотношений  индивида с другими людьми. Его  такой подход являлся идеалистическим, так как общение индивида с другими людьми рассматривалось независимо от реальной основы этого общения - практической деятельности.

В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре  «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений  индивида о себе, сопряженная с их оценкой» [7].

В психоаналитической теории рассматривается положение, что  складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим  действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.

Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем  поведении несовместимыми с ее стержневыми  мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я». Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера.

Бихевиористы анализируют  самооценку с точки зрения теории научения (Бандура А., Мид Г., Скиннер  Б.). А. Бандура рассматривает самооценку как подкрепляющий фактор действия, он определяет самооценку, как один из компонентов регулирующих поведение, широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики.

В гуманистической теории А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс  придерживались точки зрения, по которой  образ, складывающейся у индивида о  самом себе, может быть неполным, искаженным. Мнения окружающих, усвоенные с детства представления, собственные притязания, все это при определенных условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Чтобы преобразовать эту картину и добиться адекватной самооценки, нужно изменить реальную систему отношений, в которой она сложилась, а именно изменить социальную позицию личности, систему ее взаимоотношений с другими людьми, характер ее деятельности.

В интеракционистском подходе  Вебстер М., Кули Ч„ Мид, Д., Собичек Б. внимание акцентируется на личности, которая формируется на основе опыта, получаемого индивидом при взаимодействии с другими. То есть, самооценка, и представление человека о себе обусловливаются реакциями и мнениями других о человеке. Кули Ч. создал теорию «зеркального Я», где важное значение имеет субъективно интерпретируемая обратная связь, получаемая от других людей, как главного источника данных о собственном «Я».

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками