Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: совместные игры со сверстниками как средство становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки у детей раннего и дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: применение совместных игр окажет положительное влияние на самооценку у детей раннего и старшего дошкольного возраста, если:

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА1.
Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

1.1
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
7
1.2
Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте
13
1.3
Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте
19
1.4
Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
24
Выводы по теоретической части исследования
29

ГЛАВА2.
Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

2.1
Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста
32
2.2
2.3

2.4
Анализ результатов исследования
Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр
Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)
38
44

49
Выводы по эмпирической главе
57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Диплом Люда Проверка.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 

В целом дети с высокой  самооценкой более активны и  самостоятельны, чем дети с заниженной самооценкой. У детей старшего дошкольного возраста с адекватной самооценкой проявляется, как и активность, так и в некоторых ситуациях пассивность. Дети, которые условно были отнесены к высокому уровню, составляют относительно небольшую группу по отношению к общему количеству детей, участвовавших в эксперименте.

Проанализировав результаты диагностических методик, полученных при обследовании  детей раннего возраста, мы получили возможность обобщенно представить количественные данные трех методик в Приложениях 6 а также в таблице 6.

Таблица 6

Сводная таблица  изучения самооценки детей раннего  возраста

Уровень развития самооценки детей раннего и дошкольного  возраста

Методика « Лесенка» (В. Г Щур)

Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»

Методика «Какой Я»

Средний показатель

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

Средний

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

Низкий

20

100%

20

100%

20

100%

20

100%


 

На основании обобщенных результатов (двух сводных таблиц 5, 6) по средним показателям уровня развития самооценки была составлена сравнительная таблица (7) уровня развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста.

Таблица 7

Сравнительная таблица уровня развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста (по средним показателям)

Уровень развития самооценки

Средний показатель (дети2-3 года)

Средний показатель (дети 6-7 лет)

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

0

0

13

65%

Средний

0

0

6

30%

Низкий

20

100%

1

5%


 

 

Результаты  исследования в констатирующем эксперименте (по средним показателям).

 

Рис. 1 Процентное соотношение уровней развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного  возраста (констатирующий этап)

 

Таким образом, из таблицы сравнительных результатов по средним показателям уровня развития самооценки видно, что у детей раннего возраста отсутствует высокий, средний уровень развития самооценки. Все дети имеют низкий уровень развития самооценки, т.е.  имеют неадекватную самооценку, не называют качества личности сверстника, отказываются оценивать или оценивают его неадекватно, отказываются аргументировать оценку личности сверстника, самооценка не совпадает с оценкой сверстников.

У старших дошкольников 13 человек (75%) преобладает высокий, адекватный уровень оценивания, знают, называют качества личности и оценивают его самостоятельно. Умеют аргументировать оценку личности сверстника. Самооценка у таких детей адекватная и совпадает с оценкой сверстников. Из 20 детей, 6 человек (30%) имеют средний уровень развития самооценки. Они затрудняются в назывании качеств личности самостоятельно, оценивают сверстника с помощью взрослого, затрудняются объяснить оценку качества личности сверстника самостоятельно. Самооценка у них адекватная и частично совпадает с оценкой сверстников.

Мы предполагаем, что  при условии  целенаправленной совместной игровой деятельности с детьми раннего  и старшего дошкольного возраста у них может произойти изменение  самооценки, и они должны продемонстрировать более высокие показатели.

 

 

2.2. Формирующая  экспериментальная работа по  развитию самооценки детей раннего  и старшего дошкольного возраста  посредством серии игр

 

Цель формирующего этапа экспериментальной работы – подобрать и апробировать серию игр направленных на развитие адекватной самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста. 

Формирующий эксперимент  состоял из следующих подэтапов: 1) подбор и дифференциация игр по уровню сложности; 2) организация первой серии игр с достаточно простыми дидактическими задачами; 3) организация второй серии игр,  с дидактическими задачами высокой степени сложности.

Первый подэтап.

Подбор и дифференциация игр осуществлялись по принципу взаимодополняемости  и постепенного усложнения дидактических  задач, реализуемых в конкретных играх.  При этом игры на развитие самооценки сменяли одна другую. Некоторые из подобранных игр развивали одновременно несколько сторон самоценки. Следует отметить, что   деление подобранных игр по целям достаточно условно, так как многие из них способствовали решению нескольких проблем, и не только в развитии познавательной сферы ребенка, но и в эмоционально – волевой (снятие чувства напряжения, страха, формирование выдержки, целенаправленности, развитие уверенности в себе и т.д.). Всего на этапе формирующего эксперимента нами было организовано и проведено 10 игр (некоторые игры повторялись по инициативе детей). Некоторые из проведенных игр являются авторскими (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина и др.), другие были разработаны либо модифицированы нами. Некоторые игры проводились нами неоднократно по просьбе детей, что давало возможность на основе возникшего интереса успешнее решать задачи по развитию самооценки дошкольников. Дидактические игры организовывались в свободное время, чаще в первую половину дня. Используемые формы организации детей на игру–подгрупповая. Время проведения игры – 10-15 минут в подготовительной к школе группе и 3-7 минут с детьми раннего возраста.

Первая серия  игр

 В эту серию вошли игры с простой дидактической задачей направленной на развитие самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста.

Цель:  создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, повышение самооценки, помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети, дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми.

 

Методика организации: постановка учебных и игровых задач, ориентация на их выполнении при сохранении игрового контекста, объяснение правил игры, создание сюрпризных ситуаций, введение новизны в каждую последующую игру.

В данную серию вошли  следующие игры: «Я очень хороший», «Ладошки», «Комплименты», «Зайки и слоники»,  «Имя», «Ситуации» (Приложение 7).

Анализ результатов проведения игр с детьми раннего возраста.

Дети данного возраста  еще не умеют устанавливать взаимоотношения со сверстниками, поэтому совместные игры проходили с педагогом. У детей возникал интерес и потребность вместе играть только при наличии сюрпризных моментов или ярких игровых, эмоционально переживаемых моментов. К дифференцированным оценкам: «ты был внимательным», «заботливым » относились равнодушно, если не объясняла значение слова и подтверждала их сравнением  «это значит хороший». Эффективным был прием речевого проговаривания оцениваемого качества личности со всеми детьми и индивидуально с ребенком, к которому относилась эта оценка. В целом дети были заинтересованы и слушали меня внимательно.

 

Анализ результатов проведения игр с детьми 6-7 лет

В данной серии было проведено 6 игр. Для детей игры были не сложными. Маша К. с неадекватно завышенной самооценкой. В большинстве случаев она пытается решить любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. К похвале воспитателя она относится как к чему-то само собой разумеющемуся. Но если похвала отсутствует, то это может вызвать у нее недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. Главное для нее - быть в центре внимания взрослого. Поэтому во время игры обращала внимание детей, на то, как она ведет себя в коллективе (сдерживается, не обзывается, спрашивает разрешения). Девочка старается выполнять правила игр. Тоня П. с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонна анализировать результаты своей деятельности, пытается выяснить причины своих ошибок. Она уверена в себе, активна, уравновешена, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчива в достижении цели. Стремится сотрудничать, помогать другим, она достаточно общительна и дружелюбна. Я поддерживала её адекватную самооценку с помощью игр «Комплименты» и «Ситуации», цель которых поддержание адекватной самооценки.

Вторая серия  игр

Цель: повышение уверенности в себе, повышение самооценки.

Методика организации: постановка учебных и игровых задач, ориентация на их выполнении при сохранении игрового контекста, объяснение правил игры, уточнение правил игры, создание сюрпризных ситуаций, введение новизны в каждую последующую игру. 

В данную серию вошли  следующие игры: «Найди детёныша для мамы», ««Клеевой дождик», «Постройка скамейки», «Постройка ступенек».

Всего в данной серии  было использовано 4 игры, некоторые  из которых повторялись не один раз (Приложение 8).

Анализ результатов проведения игр с детьми раннего возраста.

Детям данной группы было интересно играть, особенно в игру «Найди детеныша для мамы», детей учили понимать значение слов: заботливый, внимательный, аккуратный через решение игровой задачи, когда ребенок привозил детеныша к нужным родителям, задавали вопрос требующий употребление этих слов. («Каким ты был водителем? – заботливым), активную речь детей поощряли. Им настолько было интересно, что приходилось играть несколько раз.

Количество детей, которые  пытались использовать оценку своих  когнитивных умений (умею находить детеныша для мамы, умею строить  скамеечку, лесенку) изменилось. Дети хвалили себя «Я –хороший?..» и ждали продолжения оценки от воспитателя: «Да ты заботливый». Такой ответ  удовлетворял детей. Но употреблять самостоятельно оценку затруднялись.

Анализ результатов  проведения игр с детьми 6-7 лет.

 Дети проявляли  большую заинтересованность и активность в игровой деятельности. Правила этих игр приходилось повторять, давать указания по их выполнению, а иногда играть вместе с детьми. Следует отметить, что именно эта серия игр была наиболее эффективной. Особое внимание обращала на детей с неадекватно завышенной самооценкой и детей с заниженной самооценкой. Группировала их для игры с детьми, имеющими адекватную самооценку и доброжелательными в общении. Никита К. не склонен анализировать результаты своих действий и поступков. Так как у него низкая самооценка, то оценка педагога для таких детей очень значима. И поэтому старалась положительно отмечать его личностные качества и умения перед детьми (Никита умеет играть честно, соблюдает правила игры). Катя У. имеет неадекватно завышенную самооценку, несдержанна, пытается обратить внимание на себя, не умеет слушать других. Поэтому во время игры обращала внимание детей на её поведение и отмечала лучшие стороны личности: учится выслушать замечание спокойно, старается довести дело до конца. Дима имеет завышенную самооценку, он  чаще всего не осознает свои неудачи. Он склонен к демонстративному поведению и доминированию. Он стремится всегда быть на виду. Для него и детей Насти Ц. и Кристины К. предлагалась игра «Я и другие» и ее модификации «Расскажи о своем друге (слева, справа)». Цель этих игр видеть достоинства других детей и оценивать свои качества адекватно.

Таким образом,  проведение подобранной нами серии игр,  позволило систематизировать работу по повышению самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста. Кроме того, дети имели возможность  поупражняться в общении со сверстниками, у них развивались навыки взаимодействия в команде, так как некоторые игры имели групповую форму организации.  Организованная и проведенная таким образом работа, позволила нам перейти к завершающему этапу исследования – контрольному.

 

2.3. Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)

 

На контрольном этапе  эмпирического исследования перед нами стояла цель: изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего эксперимента.

 Используемые нами  методы исследования остались  прежними «Лесенка» авт. В. Г Щур, «Круги Б. Лонга» или «Самооценка» (Б.Лонг, Р.Зиллер, Р.Хендерсон),  «Какой я?» Р.С. Немов Психология - Кн.3: Психодиагностика,  что, на наш взгляд, дает нам возможность наиболее объективно оценить полученные результаты.

Методика «Лесенка»  авт. В. Г Щур

Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Данная методика проводилась  с детьми раннего и старшего дошкольного  возраста, результаты исследования занесены в протоколы Приложение 9 и представлены в таблице 8.

Таблица 8

Уровень развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

Уровень развития самооценки

Ранний возраст

Старший возраст (6-7 лет)

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

0

0%

17

85%

Средний

0

0%

2

10%

Низкий

20

100%

1

5%


 

Обработка и  анализ результатов по методике «Лесенка» в группе раннего возраста. Дети в данной возрастной группе имеют низкий уровень самооценки. Так как считают себя очень хорошими и ставят себя только на высокие ступени лесенки, это объясняется возрастными особенностями развития личности ребенка. Они оценивают себя со слов окружающих взрослых, в основном от родителей, что он – «ребенок хороший». Аргументация и критичность в данном возрасте отсутствует. Дифференциации личностных качеств и умений нет.

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками