Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: совместные игры со сверстниками как средство становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки у детей раннего и дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: применение совместных игр окажет положительное влияние на самооценку у детей раннего и старшего дошкольного возраста, если:

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА1.
Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

1.1
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
7
1.2
Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте
13
1.3
Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте
19
1.4
Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
24
Выводы по теоретической части исследования
29

ГЛАВА2.
Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

2.1
Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста
32
2.2
2.3

2.4
Анализ результатов исследования
Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр
Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)
38
44

49
Выводы по эмпирической главе
57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Диплом Люда Проверка.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Обработка и  анализ результатов по методике «Лесенка» в подготовительной к школе группе.

По результатам данной методики 17 человек (85% от общего числа  детей) имеют высокий уровень  развития самооценки, они ставят себя на 6, 7 ступени лесенки, что означает неадекватную завышенную самооценку. Дети, адекватно оценивающие себя,  составляют 10% от общего числа группы, они ставят себя на 4, 5 ступень. Они имеют средний уровень самооценивания – 2 человека. На низком уровне находится один ребенок.

 

 

Методика - «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»

Результаты исследования занесены в протоколы Приложение 10 и представлены в таблице 9.

Таблица 9

Уровень развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

Уровень развития самооценки

Ранний возраст

Старший возраст (6-7 лет)

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

0

0%

16

80%

Средний

0

0%

3

15%

Низкий

20

100%

1

5%


 

Обработка результатов  по методике «Круги Б. Лонга» или «Самооценка» в раннем возрасте.

На  контрольном этапе  дети ставили себя на любой понравившийся кружок, не объясняя, почему они это сделали. Это объясняется возрастными особенностями детей. Таким образом, исходя из данных все дети - 20 человек (100%)   имеют неадекватную самооценку.

  Обработка результатов по методике «Круги Б. Лонга» или «Самооценка» в подготовительной к школе группе.

На контрольном этапе  большинство детей 16 человек (80% от общего числа детей) помещали себя на первый кружок с левой стороны. Что означает, высокий уровень самооценки, но не аргументировали свой выбор.

Таким образом, исходя из данных 16 человек (80%) имеют завышенную самооценку, 3 человека (15%) – адекватную и только 1 человек (5%) – заниженную.

 

 

Методика «Какой Я»

(Немов Р. С. Психология - Кн.3: Психодиагностика)

Результаты исследования уровня самооценки старших дошкольников по данной методике занесены в протоколы (см. приложение 11) и представлены в таблице 10.

Таблица 10

Уровень развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

Уровень развития самооценки

Ранний возраст (2-3 года)

Старший возраст (6-7 лет)

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

0

0%

16

80%

Средний

0

0%

4

20%

Низкий

20

100%

0

0%


 

Обработка результатов  детей раннего возраста:

Все дети раннего возраста понимают оценку «хороший». Некоторые дети называли отдельные качества личности, если напоминала, в какой игре  мы так их оценивали («Помнишь, когда ты привез котенка к маме-кошке она что сказала тебе? ..Какой ты заботливый!» и т.д.). Но в основном содержание других качеств личности для них не совсем понятно, даже если пыталась эти понятия объяснить. Никто не смог выбрать оценку из предложенных («да, нет, иногда, не часто»). Таким образом, мы можем сделать вывод, что в раннем возрасте дети не могут оценивать свои качества, если их систематически не оценивают взрослые. Поэтому все дети имеют низкий уровень самооценивания личностных качеств.

Обработка результатов  детей подготовительной к школе  группы:

Проведя исследование по данной методике, мы получили следующие  результаты. Из всей подготовительной к школе группы 16 детей уже могут самостоятельно оценить свои качества личности, аргументировать свой ответ и могут оценить своих товарищей. Средний уровень, имеют 4 человека, они оценивают себя по 4-7 качествам (добрый, хороший, аккуратный, послушный и т.д.). Низкого уровня нет, так как дети в данном возрасте уже могут оценивать не только личностные качества друзей, но и свои.

Средний показатель уровня развития самооценки представляет собой среднеарифметический показатель по трем методикам, по группе в целом. Количественные данные представлены в Приложении 12. По результатам трех методик на контрольном этапе эксперимента была составлена сводная таблица (11) уровня развития самооценки.

Таблица 11

Уровень развития самооценки детей подготовительной  к школе группы

Уровень развития самооценки

Методика « Лесенка» (В. Г Щур)

Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»

Методика «Какой Я» Р.С. Немов

Средний показатель

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

17

85%

16

80%

16

80%

16

80%

Средний

2

10%

3

15%

4

20%

3

15%

Низкий

1

5%

1

5%

0

0%

1

5%


 

Дети старшего дошкольного  возраста, которые условно были отнесены к высокому уровню, составляют большую группу по отношению к общему количеству детей, участвовавших в эксперименте.

Результаты диагностического исследования по группе детей раннего  возраста обобщены и представлены в приложении 13  и таблице 12.

Таблица 12

Уровень развития самооценки детей раннего возраста

Уровень развития самооценки

Методика « Лесенка» (В. Г Щур)

Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»

Методика «Какой Я» Р.С. Немов

Средний показатель

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

Средний

0

0%

0

0%

0

0%

0

0%

Низкий

20

100%

20

100%

20

100%

20

100%


 

Сводные результаты по исследованию уровня развития самооценки  детей в раннем и старшем дошкольном возрасте  представлены в таблице 13.

 

Таблица 13

 Сравнительная таблица уровня развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

(по среднеарифметическим  показателям) 

Уровень развития самооценки

Средний показатель детей 2-3 года

Средний показатель детей 6-7 лет

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

0

0%

16

80%

Средний

0

0%

3

15%

Низкий

20

100%

1

5%


 

Результаты исследования в контрольном эксперименте (по средним показателям).

Рис. 2 Процентное соотношение уровней развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного  возраста (контрольный этап)

 

 

На основании полученных средних показателей уровня развития самооценки, нами была составлена сводная таблица (14) сравнительных результатов на констатирующем и контрольном этапах эмпирического эксперимента.

 

 

 

 

 

 

Таблица 14

Сравнительная таблица уровня развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

(по средним  показателям на контрольном и  констатирующем этапах)

Уровни

Средний показатель

(констатирующий этап)

Средний показатель

(констатирующий этап)

Средний показатель

(контрольный этап)

Средний показатель

(контрольный этап)

Ранний возраст

Дети 6-7 лет

Ранний возраст

Дети 6-7 лет

Высокий

0

0%

13

65%

0

0%

16

80%

Средний

0

0%

6

30%

0

0%

3

15%

Низкий

20

100%

1

5%

20

100%

1

5%


 

 

Произошли изменения  в самооценке у детей, имеющих средний уровень ее развития. Научились адекватно оценивать свои личностные качества и сверстников, аргументировать свою самооценку Соня К., Маша Т., Тоня П.   Это позволило перейти на высокий уровень развития самооценки. Прирост по высокому уровню составляет 15% на контрольном этапе (3 человека), количество детей имеющих средний уровень, уменьшилось на 15% (3 ребенка). К сожалению, остался один ребенок с низким уровнем развития самооценки. Мы это связываем с его личностными особенностями, требующими корректировки психолога.

Таким образом, из таблицы  сравнительных результатов по средним показателям уровня развития самооценки видно, что у детей раннего возраста отсутствует высокий, средний уровень развития самооценки. Все дети имеют низкий уровень развития самооценки, т.е.  имеют неадекватную самооценку, не называют качества личности сверстника, отказываются оценивать или оценивают его неадекватно, отказываются аргументировать оценку личности сверстника, самооценка не совпадает с оценкой сверстников.

У старших дошкольников у 16 детей (80%) преобладает высокий, адекватный уровень оценивания, знают, называют качества личности и оценивают его самостоятельно. Умеют аргументировать оценку личности сверстника. Самооценка у таких детей адекватная и совпадает с оценкой сверстников. Из 20 детей, 3 человека (15%) имеют средний уровень развития самооценки. Они затрудняются в назывании качеств личности самостоятельно, оценивают сверстника с помощью взрослого, затрудняются объяснить оценку качества личности сверстника самостоятельно. Самооценка у них адекватная и частично совпадает с оценкой сверстников.

Таким образом, на  контрольном  этапе эмпирического исследования мы решали задачу диагностирования уровня развития самооценки у детей раннего  и старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего эксперимента. С помощью диагностических методик мы выявили уровень развития самооценки у детей подготовительной к школе группе и группе раннего возраста. Старшие дошкольники на контрольном этапе показали более высокие результаты, чем на констатирующем. Количество детей, имеющих средний и высокий уровни развития самооценки в данной группе больше, чем в группе раннего возраста.

Что бы определить эффективность  проделанной работы, мы сопоставили  данные трех диагностик, а так же результаты первого и третьего этапов эмпирического исследования. Полученные данные свидетельствуют о повышении уровня развития самооценки детей 6-7 лет на контрольном этапе эксперимента.

Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о  следующем: произошло повышение уровня развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста, это позволяет говорить о положительной динамике развития самооценки детей, посредством специально подобранной серии игр. В группе раннего возраста показатели не изменились.

Проведенный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза: об использовании  совместных игр как эффективного средства развития самооценки детей, подтвердилась частично, так как количественных изменений уровня развития самооценки в группе детей раннего возраста не произошло. Мы связываем это не только с возрастными особенностями детей, но и с недостаточностью времени работы с детьми на формирующем этапе эксперимента.

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками