Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: совместные игры со сверстниками как средство становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки у детей раннего и дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: применение совместных игр окажет положительное влияние на самооценку у детей раннего и старшего дошкольного возраста, если:

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА1.
Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

1.1
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
7
1.2
Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте
13
1.3
Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте
19
1.4
Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
24
Выводы по теоретической части исследования
29

ГЛАВА2.
Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

2.1
Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста
32
2.2
2.3

2.4
Анализ результатов исследования
Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр
Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)
38
44

49
Выводы по эмпирической главе
57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Диплом Люда Проверка.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества.

Большие возможности  в формировании у ребенка педагогически  целесообразной самооценки имеет игра. [9]. Игра помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. Бывает так, что у ребенка уже есть негативный опыт общения и им приходится заново учиться доверять другим.

С помощью игры можно  помочь ребенку понять, что он сам  может быть успешным. Моделируя жизненные  ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Она позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность.

В процессе игры дети научаются правилам хорошего тона, в них культивируется культура общения. Именно в игре прививается и закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый.

Игра способствует выявлению  творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения принимать самостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства.[7].

Анализ литературы свидетельствует  о том, что трудности ребенка  старшего дошкольного возраста в  игровом общении со сверстниками во многом обусловлены его высокой  самооценкой и недооценкой партнеров  по игре (Т.В. Антонова, К.Я. Больцис, А.А. Рояк, Т.А. Репина). В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра - это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника. [11, с. 170]. Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает детям старшего дошкольного возраста возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества.

На протяжении всего  раннего возраста у ребенка постепенно развивается способность брать на себя роль в игре и наделять ею игрушечные персонажи. Первоначально он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя, укладывая куклу спать, делая ей укол или строя гараж для машины, действует как мама, врач или строитель. Если ребенка, катающего в коляске  куклу, спросить, кто лежит в колясочке,  малыш  скажет, что это кукла, а если поинтересоваться, кто он  сам в этой игре, он назовет свое имя. Такая игра получила название «роль в действии». После двух - двух  с половиной лет у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей,  шофером, куклу дочкой или сыночком и пр. Также как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослых. Если они не помогают малышу в этом, ролевое поведение формируется значительно позже.

Игра помогает детям  ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. Бывает так, что у ребенка уже есть негативный опыт общения и им приходится заново учиться доверять другим. Игровое пространство помогает ускорить и обезопасить этот процесс. Сверстники объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра становится самостоятельной  деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер». Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми или сверстниками, но и собственного практического опыта, полученного в том числе в игре. В игре можно не только формировать самооценку, но и развивать ее регулятивную функцию. Игра помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. Бывает так, что у ребенка уже есть негативный опыт общения и им приходится заново учиться доверять другим.

С помощью игры можно  помочь ребенку понять, что он сам  может быть успешным. Моделируя жизненные  ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Она позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность.

 

 

Выводы по теоретической  части исследования

В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Самооценка (англ. self-esteem) в психологическом словаре рассматривается как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми, отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка характеризуется  по следующим параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая самооценка; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная; 5) устойчивости и др.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Вопросы онтогенеза самооценки, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов.

Развитие у ребенка  способности оценивать себя психологи  соотносят с такими феноменами, как  самовыделение и принятия себя в  расчет (В.В. Столин); с возникновением этических инстанций, обусловливающих  произвольность поведения (Л.И. Божович); с появлением представлений о своих возможностях (Х. Хекхаузен).

Формирование самосознания; появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой  идентичности является основными направлениями развития психики детей в раннем возрасте.

В раннем возрасте у детей  отмечается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя, по мнению М.И. Лисиной, превалирует эмоциональная составляющая, которая отражает глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых

Старшие дошкольники, в  основном, верно, осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.[17].

Развитие подлинной  самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов  своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.[27]

Для того чтобы научиться  правильно оценивать себя, ребенок  должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Это происходит далеко не сразу. Большие возможности в формировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки имеет игра. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Вопрос о формировании самооценки в игровой деятельности детей, как показывает анализ литературы, остается еще недостаточно изученным. Именно, благодаря способности ребенка к эмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношения окружающих, реализуется важнейшая функция психического - регуляторная.[4]. В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими. Ребенок может увидеть себя «глазами» других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера по игровому общению. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям. С помощью игры можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Она позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность.

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

 

2.1. Определение исходного уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста

 

Эмпирическое исследование проводилось в группах детей раннего и старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 7» Центрального административного округа г. Омска. В эксперименте участвовали 40 детей  возрасте 2-3года и 6-7 лет (см. Приложение №1). Эмпирическое исследование состояло из трех этапов: констатирующая диагностика, формирующий эксперимент, контрольная диагностика. Экспериментальная работа проводилась в первую и вторую половину дня в естественной, привычной для детей обстановке.

Цель эмпирического  исследования: обосновать целесообразность использования совместных игр со сверстниками как средства развития самооценки у детей раннего и  старшего дошкольного возраста.

Задачи эмпирического исследования: выявить уровень развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста; подобрать и апробировать игры для развития самооценки, определить эффективность подобранных игр.

  1. Первым этапом нашей работы стал констатирующий эксперимент, цель которого - определить исходный уровень развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста. Для реализации цели были определены следующие задачи: подобрать методы диагностического исследования уровня развития самооценки  детей; определить критерии уровня развития самооценки детей и оценки сверстников детьми раннего и старшего дошкольного возраста; провести диагностическое обследование уровня развития самооценки детей и оценки сверстников детьми раннего и старшего дошкольного возраста; проанализировать полученные результаты, обосновать становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками.

Для проведения констатирующего  эксперимента были  определены следующие  методы: диагностический (методика «Лесенка» В.Г. Щур, «Круги Б. Лонга» или «Самооценка», «Какой –Я»).

Для практического обоснования становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста нами были использованы авторские критерии В.Г. Щур, и Б. Лонга. Данные критерии и показатели их качественной и количественной выраженности с указанием соответствующих диагностических методик представлены в таблице 1.

 

 Таблица 1

Критерии, показатели, уровни развития самооценки детей раннего  и дошкольного возраста

    

 

Критерии

оценки

 

Качественные показатели критерия оценивания

Количественное выражение  показателя  в баллах

 

Уровень оценивания

(В, С, Н)

1

Реалистичность самооценивания

-адекватная самооценка

 

-неадекватная самооценка (завышенная или заниженная)

 

-отказ от самооценивания

2

 

1

 

0

Высокий

 

Средний

 

Низкий

2

Умение называть и  оценивать качество личности

-знает, называет качества  личности самостоятельно и оценивает  его,

-затрудняется в названии  качества личности самостоятельно, оценивает его с помощью взрослого,

- не называет качества  личности, отказывается оценивать или оценивает неадекватно.

2

 

1

 

 

 

0

Высокий

 

Средний

 

 

 

Низкий

3

Умение аргументировать  оценку личности сверстника

-самостоятельно аргументирует  оценку личности сверстника,

-затрудняется объяснить  оценку качества личности сверстника  самостоятельно,

-отказывается аргументировать  оценку личности сверстника

2

 

1

 

 

0

Высокий

 

Средний

 

 

Низкий

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками