Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:53, дипломная работа
Предмет исследования: совместные игры со сверстниками как средство становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки у детей раннего и дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: применение совместных игр окажет положительное влияние на самооценку у детей раннего и старшего дошкольного возраста, если:
Введение
3
ГЛАВА1.
Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста
1.1
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
7
1.2
Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте
13
1.3
Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте
19
1.4
Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
24
Выводы по теоретической части исследования
29
ГЛАВА2.
Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками
2.1
Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста
32
2.2
2.3
2.4
Анализ результатов исследования
Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр
Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)
38
44
49
Выводы по эмпирической главе
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
ЛИТЕРАТУРА
Выводы по эмпирической части исследования
Целью второй главы было описание эмпирического исследования по проблеме развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 7» Центрального административного округа г. Омска, в подготовительной к школе группе(6-7 лет) и группе детей раннего возраста (2-3 года).
Основным методом исследования развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста, стал психолого-педагогический эксперимент, который включал три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В ходе констатирующего и контрольного этапов эмпирического исследования нами использовались следующие методы: диагностическое обследование по методикам: «Лесенка» автор В.Г. Щур, «Круги Лонга» или «Самооценка», «Какой Я?» и педагогический эксперимент.
На первом этапе
эмпирического исследования мы
решали задачу
На этапе формирующего
эксперимента нами были
На контрольном этапе эмпирического исследования мы решали задачу - диагностирования уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего эксперимента. С помощью диагностических методик мы выявили изменения уровня развития самооценки у детей раннего возраста и подготовительной к школе группе. Дети старшего дошкольного возраста показали более высокие результаты, чем дети раннего возраста. Количество детей, имеющих средний и высокий уровни развития самооценки в данной группе старших дошкольников изменился на 15 %, по сравнению с констатирующим этапом эмпирического исследования. Результаты детей раннего возраста не изменились.
Полученные результаты на контрольном этапе позволяют говорить о положительной динамике развития самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством специально подобранной серии игр, а значит о частичном подтверждении гипотезы, выдвинутой на начальном этапе исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, мы можем отметить, что самооценка представляет собой центральное звено произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места, среди других людей относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение ребенка к миру предметов существенно меняется. По мнению, Д.Б. Эльконина это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности.
В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка.[28] При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении.
Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми.
К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не, только в игровой, но также и в других видах деятельности.
В старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Развитию самооценки способствует игровая деятельность. Игра помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. Бывает так, что у ребенка уже есть негативный опыт общения и им приходится заново учиться доверять другим.
С помощью игры можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Она позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность.
В игровой деятельности детей, которую взрослый не может жестко регламентировать, особенно важно научиться управлять оценочными отношениями и таким путем способствовать развитию самооценки дошкольников в соответствии с нравственными нормами.
В нашем исследовании предполагается, что игры будут являться эффективным средством для развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста. Эмпирическое исследование проводилось в группах детей раннего и старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 7» Центрального административного округа г. Омска. В эксперименте участвовали 40 детей возрасте 2-3года и 6-7 лет.
Эмпирическое исследование состояло из трех этапов: констатирующая диагностика, формирующий эксперимент, контрольная диагностика. Экспериментальная работа проводилась в первую и вторую половину дня в естественной, привычной для детей обстановке.
Цель эмпирического исследования: обосновать целесообразность использования совместных игр со сверстниками как средства развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста.
Первым этапом нашей работы стал констатирующий эксперимент, цель которого - определить исходный уровень развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста. Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень развития самооценки у детей раннего возраста низкий, а у старшего дошкольного возраста является высоким. В связи с этим возникла необходимость в разработке серии игр, направленных на повышение самооценки детей.
Цель формирующего этапа экспериментальной работы – подобрать и апробировать серию игр направленных на развитие адекватной самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент состоял из следующих подэтапов: 1) подбор и дифференциация игр по уровню сложности; 2) организация первой серии игр с достаточно простыми дидактическими задачами; 3) организация второй серии игр, с дидактическими задачами высокой степени сложности.
На контрольном этапе эмпирического исследования перед нами стояла цель: изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего эксперимента.
Используемые нами методы исследования остались прежними. Организация поэтапной экспериментальной деятельности позволила нам объективно оценить уровень развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста, провести на основании полученных данных формирующий эксперимент, анализ положительных результатов которого продемонстрировал эффективность обозначенных условий организации совместных игр как средства развития самооценки детей. В ходе контрольного этапа эмпирического исследования мы выявили, что результаты в подготовительной к школе группе повысились. У 16 детей (80%) старшего дошкольного возраста преобладает высокий, адекватный уровень оценивания, знают, называют качества личности и оценивают его самостоятельно. Умеют аргументировать оценку личности сверстника. Самооценка у таких детей адекватная и совпадает с оценкой сверстников. Из 20 детей, 3 человека (15%) имеют средний уровень развития самооценки. Они затрудняются в назывании своих качеств личности, оценивают сверстника с помощью взрослого, затрудняются самостоятельно объяснить оценку качества личности сверстника.
По средним показателям уровня развития самооценки видно, что у детей раннего возраста отсутствует высокий, средний уровень развития самооценки. Все дети имеют низкий уровень развития самооценки, т.е. имеют неадекватную самооценку, не называют качества личности сверстника, отказываются оценивать или оценивают его неадекватно, отказываются аргументировать оценку личности сверстника, самооценка не совпадает с оценкой сверстников.
Сравнения полученных результатов констатирующего и контрольного экспериментов подтверждают, что предложенная нами работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста на материале серии игр эффективна.
Итак, задачи нашего исследования решены, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась частично, цель достигнута. В нашем исследовании мы доказали, что использование совместных игр служило эффективным средством развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Список детей раннего возраста
Список детей подготовительной к школе группы
Приложение 2
Констатирующий эксперимент
Протокол наблюдения
Цель: изучение уровня самооценки детей подготовительной к школе группе по методике «Лесенка»
ДОУ №7
№ п/п |
Умение называть и оценивать качество личности |
Умение аргументировать оценку личности сверстника |
Баллы |
Уровень | |||||
. |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
|||
1. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
2. |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
СУ | |
3. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
4. |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
СУ | |
5. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
6. |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
СУ | |
7. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
8. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
9. |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
СУ | |
10. |
- |
1 |
- |
- |
- |
0 |
1 |
НУ | |
11. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
12. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
13. |
2 |
- |
- |
- |
- |
0 |
2 |
СУ | |
14. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
15. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
16. |
2 |
- |
- |
- |
1 |
- |
3 |
ВУ | |
17. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
18. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
19. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ | |
20. |
2 |
- |
2 |
- |
- |
4 |
ВУ |