Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: совместные игры со сверстниками как средство становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки у детей раннего и дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: применение совместных игр окажет положительное влияние на самооценку у детей раннего и старшего дошкольного возраста, если:

Содержание работы

Введение
3
ГЛАВА1.
Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

1.1
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
7
1.2
Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте
13
1.3
Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте
19
1.4
Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
24
Выводы по теоретической части исследования
29

ГЛАВА2.
Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

2.1
Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста
32
2.2
2.3

2.4
Анализ результатов исследования
Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр
Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)
38
44

49
Выводы по эмпирической главе
57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Диплом Люда Проверка.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 

На основании критериев мы выделили три уровня развития оценки сверстников и самооценки ребенка: высокий, средний, низкий. Каждый уровень определялся на основе качественных и количественных показателей выделенных критериев (таблица 1).

В соответствии с критериями можно охарактеризовать группы детей  с разным уровнем развития оценки сверстника и самооценивания.

Высокий уровень:  дети знают, называют качества личности и оценивают его самостоятельно. Умеют аргументировать оценку личности сверстника, так же самостоятельно.  Самооценка у таких детей адекватная и совпадает с оценкой сверстников. ВУ – высокий уровень (6-5) баллов

Средний уровень: дети затрудняются в назывании качеств личности самостоятельно, оценивают его с помощью взрослого, затрудняются объяснить оценку качества личности сверстника самостоятельно, самооценка адекватная, совпадение самооценки с оценкой сверстников частичное; СУ – средний уровень (4-3) балла

Низкий уровень: не называют качества личности сверстника, отказываются оценивать или оценивают его неадекватно, отказываются аргументировать оценку личности сверстника. Неадекватная самооценка, не совпадение самооценки с оценкой сверстников. НУ – низкий уровень меньше 3 баллов

С целью определения  исходного уровня  самооценки детей  раннего и дошкольного возраста были использованы диагностические методики  «Лесенка» (В. Г. Щур), и методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка», «Какой -Я»

На первом этапе исследования проводилось изучение самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста.

Методика  « Лесенка» (В. Г Щур)

Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Подготовка:  деревянная или нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Описание методики и анализ результатов: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.  Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает нарисованную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три – вниз. При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т. е на самой нижней ступеньке – самые плохие и т.д.».  После этого ребенку дается фигурка человечка. Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит друг (подруга): «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит Полина? Почему ты так считаешь?» 

Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»

Данная методика разработана  Б.Лонгом, Р.Зиллером, Р.Хендерсоном в 1986 году.

Эта методика представляет собой оригинальную символическую проективную пробу, направленную на измерение самоотношения и самоидентичности. Разработчики методики исходили из предположения, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими ребенка и других значимых для него людей, может быть интерпретирована как психологическая дистанция; позиция левее других- как переживаемая ценность «Я».

Самооценка определяется как восприятие субъектом его  ценности и значимости.

Перед испытуемым кладется лист бумаги с восемью кружками, выстроенными в одну линию, и предлагается выбрать кружки для себя и для  других людей из его окружения. Чем  левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

Испытуемому также дается инструкция: «Представьте, что перед  вами находится альбом с фотографиями. Укажите крестиком, в каком круге  находится ваша фотография»

Интерпретация результатов: круги 1 и 2 – завышенная самооценка; 3,4,5 – адекватная; 6,7, 8 – заниженная.

 

Методика «Какой я?»

(Р.С. Немов Психология - Кн.3: Психодиагностика)

Эта методика предназначается  для определения самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых качеств  личности. Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом Приложение 3, спрашивает у ребенка, как он себя сам воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В данной методике оцениваются следующие качества личности:

Хороший

Добрый

Умный

Аккуратный

Послушный

Внимательный

Вежливый

Трудолюбивый

Умелый (способный)

Честный

Ответы оцениваются  по вербальной шкале: да, нет, не знаю, иногда (не всегда). Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

10 баллов – очень  высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.

 

Результаты исследования будут представлены в следующем  параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

 

Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально, и протоколы результатов представлены в Приложение 2, полученные данные обобщены в таблице 2

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

Таблица  2

Уровень развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

Уровень развития самооценки

Ранний возраст

Старший возраст (6-7 лет)

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

0

0%

14

70%

Средний

0

0%

5

25%

Низкий

20

100%

1

5%


 

Анализ результатов  детей раннего возраста:

Для понимания детьми раннего возраста инструкции данной методики, использовала наглядный материал: картинки с изображением веселого, спокойного, и плаксивого ребенка. Ребенок считал себя хорошим, и, глядя на картинки водил фигуркой по ступенькам. Ставил фигуру на ступеньку не соответствующую картинке, так как он не понимал, какая из «ступенек», что обозначает. При напоминании: «На высокой ступени - стоят хорошие дети»,- малыши в основном не реагировали на указание. Ставили фигурку на любую понравившуюся ступень.  Объяснить, почему он поместил себя на эту ступеньку, ребенок не мог. При этом, дети, поставившие себя на разные ступеньки, не смогли обосновать такую самооценку. Таким образом, 20 человек (100%) данной группы по критерию адекватности оценивания себя имеют неадекватную самооценку, что соответствует низкому уровню развития самооценки.

 

Анализ результатов  детей подготовительной к школе  группы:

По расположению себя на ступеньках лестницы 3 (15%) человека имеют адекватную самооценку, а 17 (75%) человек неадекватную (завышенную), они ставят себя на 6-7 ступеньки лестницы. По критериям оценивания своих личностных качеств и сверстника были получены следующие результаты-14 (60%) человек имеют высокий уровень - эти дети называют свои личностные качества («Я не жадный», «Я не обзываюсь», «Я не дерусь» и т.д.) и сверстника, аргументируют свой ответ. Дети, которые затрудняются называть свои личностные качества и сверстника, не могут самостоятельно аргументировать ответ, имеют средний уровень самооценивания и составляют 25% от общего количества детей группы. Один ребенок имеет низкий уровень, так как отказался объяснять, за какие личностные качества он поставил себя на самую высокую ступеньку – 7. И не смог объяснить, куда его поставят друзья, и какие личностные качества они при этом выделяют.

 

Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»

Организовав диагностирование и проанализировав полученные результаты см. Приложение 3, мы представляем их в таблице 3.

Таблица 3

Уровень развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

Уровень развития самооценки

Ранний возраст

Старший возраст (6-7 лет)

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

0

0%

13

65%

Средний

0

0%

6

30%

Низкий

20

100%

1

5%


 

Анализ результатов  детей раннего возраста:

В данной группе дети раннего возраста ставили себя в основном на средние кружки (3, 4, 5), что по методике означает адекватная самооценка. Все дети 20 человек не смогли объяснить, почему они это сделали, ответы других были такими: «потому что…», «хочу…», «нравится…». Таким образом, 20 детей (100%) группы раннего возраста (2-3 лет), имеют неадекватную самооценку.

Анализ результатов  детей подготовительной к школе  группы:

Большинство детей подготовительной к школе группе 13 человек (65% от общего числа детей) помещали себя на первый кружок с левой стороны. И не аргументировали свой выбор. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого. Таким образом, исходя из результатов обследования 13 детей старшего возраста (65%) имеют завышенную самооценку, 6 человек (30%) – адекватную и только 1 ребенок (5%) – заниженную.

 

Методика «Какой Я»

(Р.С. Немов Психология - Кн.3: Психодиагностика)

 Результаты исследования  детей 6-7 лет представлены в протоколах ( Приложение 4),  их в таблице 4.

 

Таблица 4

Уровень развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста

Уровень развития самооценки

Ранний возраст

Старший возраст (6-7 лет)

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

0

0%

12

60%

Средний

0

0%

8

40%

Низкий

20

100%

0

0%


 

Анализ результатов детей раннего возраста:

Все дети раннего возраста понимают оценку «хороший», но содержание других качеств для них не понятно, даже если пыталась эти понятия объяснить. Так как в данной методике используются понятия, они для детей раннего  возраста сложны и не понятны, даже если давалась их интерпретация («Трудолюбивый – значит, любит трудиться, помогать маме», «смелый – значит, не боится» и т.д.). Никто не смог выбрать оценку («да, нет, иногда, не часто»). Таким образом, мы можем сделать вывод, что в раннем возрасте дети не могут оценивать свои качества, если их не оценивают взрослые.

Анализ результатов  детей подготовительной к школе  группы:

По результатам данной методики несколько детей подготовительной к школе группе - 12 человек (60% от числа) оценивали себя высоко, т.е они на большинство вопросов отвечали «да» («Ты хороший?», «Ты аккуратная?», Ты трудолюбивый?» и т.д.). Средний уровень имеют 8 человек они оценивают себя по 4-7 качествам (добрый, хороший, аккуратный и т.д.). Низкого уровня нет, так как дети в данном возрасте уже могут оценивать не только личностные качества друзей, но и свои.

Средний показатель уровня развития самооценки представляет собой среднеарифметический показатель по трем методикам, по группе в целом. Количественные данные представлены в Приложениях 5 , а также в таблице 5.

Таблица 5

Сводная таблица  изучения самооценки детей подготовительной к школе группы

Уровень развития самооценки детей раннего и дошкольного  возраста

Методика « Лесенка» (В. Г Щур)

Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»

Методика «Какой Я»

Средний показатель

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

14

75%

13

65%

12

60%

13

65%

Средний

5

15%

6

30%

8

40%

6

30%

Низкий

1

10%

1

5%

0

0%

1

5%

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками