Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:53, дипломная работа
Предмет исследования: совместные игры со сверстниками как средство становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние совместных игр на становление самооценки у детей раннего и дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: применение совместных игр окажет положительное влияние на самооценку у детей раннего и старшего дошкольного возраста, если:
Введение
3
ГЛАВА1.
Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста
1.1
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
7
1.2
Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте
13
1.3
Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте
19
1.4
Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
24
Выводы по теоретической части исследования
29
ГЛАВА2.
Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками
2.1
Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста
32
2.2
2.3
2.4
Анализ результатов исследования
Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр
Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)
38
44
49
Выводы по эмпирической главе
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
ЛИТЕРАТУРА
А, Б, В – критерии.
ВУ – высокий уровень 0 человек (0%);
СУ – средний уровень 0 человек (0%);
НУ – низкий уровень 20 человек (100%).
Приложение 10
Контрольный эксперимент
Протокол наблюдения
Цель: изучение уровня самооценки детей подготовительной к школе группе по методике «Круги Лонга или Самооценка»
ДОУ №7
№ п/п |
Самооценивание |
Умение называть и оценивать качество личности |
Умение аргументировать оценку личности сверстника |
Баллы |
Уровень | ||||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
|||
1. |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
2. |
2 |
- |
- |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
3. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
1 |
- |
5 |
ВУ |
4. |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
5. |
2 |
- |
- |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
6. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
1 |
- |
5 |
ВУ |
7. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
6 |
ВУ |
8. |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
9. |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
10 |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
11. |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
3 |
СУ |
12. |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
13. |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
- |
1 |
- |
4 |
СУ |
14. |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
15. |
2 |
- |
- |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
16. |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
4 |
СУ |
17. |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
18. |
- |
1 |
- |
- |
- |
0 |
- |
1 |
- |
2 |
НУ |
19. |
- |
1 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
5 |
ВУ |
20. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
6 |
ВУ |
А, Б, В – критерии
В - высокий уровень 16 человек (80%);
С - средний уровень 3 человека (15%),
Н – низкий уровень 1 человек (5%).
Протокол наблюдения
Цель: изучение уровня самооценки детей раннего возраста по методике «Круги Лонга или Самооценка»
ДОУ №7
№ п/п |
Самооценивание |
Умение называть и оценивать качество личности |
Умение аргументировать оценку личности сверстника |
Баллы |
Уровень | ||||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
|||
1. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
2. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
3. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
4. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
5. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
6. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
7. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
8. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
9. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
10 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
11. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
12. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
13. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
14. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
15. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
16. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
17. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
18. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
19. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
20. |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
НУ |
А, Б, В – критерии
В - высокий уровень 0 человек (0 %);
С - средний уровень 0 человек (0 %);
Н – низкий уровень 20 человек (100%).
Приложение 11
Контрольный эксперимент
Протокол наблюдения
Цель: изучение уровня самооценки детей подготовительной к школе группе по методике «Какой Я?»
ДОУ №7
№ п/п |
Имя ребенка |
Критерии |
Баллы | |||||||||
Хоро-ший |
обб-рый |
Умный |
Аккурат-ный |
Послуш- ный |
Внима-тельный |
Вежли –вый |
Умелый (способ –ный) |
Трудолюбивый |
Честный |
|||
1. |
Катя У. |
иногда |
да |
иногда |
иногда |
иногда |
да |
да |
да |
да |
да |
8 ВУ |
2. |
Соня К. |
да |
иногда |
иногда |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
9 ВУ |
3. |
Настя Б. |
да |
да |
да |
да |
иногда |
да |
да |
да |
иногда |
да |
9 ВУ |
4. |
Маша Т. |
да |
да |
да |
нет |
да |
да |
да |
да |
нет |
да |
8 ВУ |
5. |
Никита К. |
да |
да |
да |
да |
иногда |
иногда |
да |
иногда |
да |
да |
8.5 ВУ |
6. |
Тоня П. |
да |
да |
да |
иногда |
иногда |
да |
иногда |
иногда |
да |
да |
8 ВУ |
7. |
Матвей П. |
иногда |
иногда |
иногда |
да |
да |
иногда |
да |
иногда |
Не знаю |
нет |
6.5 СУ |
8. |
Миша М. |
да |
да |
иногда |
да |
да |
иногда |
да |
Не знаю |
да |
да |
8.5 ВУ |
9. |
Дима К. |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
10 ВУ |
10. |
Надя В. |
да |
Не знаю |
Не знаю |
да |
да |
да |
да |
Не знаю |
нет |
да |
7 СУ |
11. |
Маша К. |
да |
да |
иногда |
да |
да |
иногда |
да |
да |
нет |
да |
8.5 ВУ |
12. |
Карина Д. |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
иногда |
да |
да |
9.5 ВУ |
13. |
Ира Т. |
да |
да |
да |
да |
да |
иногда |
да |
иногда |
да |
да |
9 ВУ |
14. |
Ваня Б. |
да |
да |
иногда |
иногда |
да |
иногда |
да |
иногда |
да |
да |
8.5 ВУ |
15. |
Рома С. |
да |
Не знаю |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
9.5 ВУ |
16. |
Ксюша Х. |
да |
да |
да |
да |
Не знаю |
да |
да |
да |
да |
да |
9.5 ВУ |
17. |
Настя Ц. |
да |
да |
да |
иногда |
да |
да |
да |
да |
иногда |
да |
8.5 ВУ |
18. |
Кристина К. |
да |
да |
иногда |
нет |
да |
да |
да |
нет |
иногда |
да |
7 СУ |
19. |
Тимофей З. |
да |
да |
иногда |
иногда |
иногда |
да |
иногда |
иногда |
иногда |
да |
7 СУ |
20. |
Ксюша Ч. |
да |
да |
иногда |
да |
да |
иногда |
да |
иногда |
иногда |
да |
8 ВУ |
Протокол наблюдения
Цель: изучение уровня самооценки детей раннего возраста по методике «Какой Я?»
ДОУ №7
№ п/п |
Имя ребенка |
Критерии |
Баллы | |||||||||
Хоро-ший |
Добрый |
Умный |
Аккурат-ный |
Послуш- ный |
Внима-тельный |
Вежли –вый |
Умелый (способ –ный) |
Трудолюбивый |
Честный |
|||
1. |
Лика К. |
да |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
3 НУ |
2. |
Сережа С. |
да |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
3 НУ |
3. |
Саша Т. |
да |
молчит |
молчит |
да |
да |
да |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
5 НУ |
4. |
Ника К. |
да |
молчит |
молчит |
да |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
3 НУ |
5. |
Артем В. |
да |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
2 НУ |
6. |
Варя Р. |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
1 НУ |
7. |
Лера К. |
да |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
2 НУ |
8. |
Степа Н. |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
1 НУ |
9. |
Гриша Г. |
да |
молчит |
молчит |
да |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
4 НУ |
10. |
Миша Б. |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
1 НУ |
11. |
Василиса Л. |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
1 НУ |
12. |
Федя П. |
да |
да |
молчит |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
4 НУ |
13. |
Яна А. |
да |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
2 НУ |
14. |
Данил Д. |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
1 НУ |
15. |
Маша Ш. |
да |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
2 НУ |
16. |
Сережа О. |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
1 НУ |
17. |
Саша Е. |
да |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
2 НУ |
18. |
Марина З. |
да |
молчит |
молчит |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
2 НУ |
19. |
Денис К. |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
1 НУ |
20. |
Артур Н. |
да |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
молчит |
1 НУ |
Приложение 12
Уровень развития самооценки детей подготовительной к школе группы
Уровень развития самооценки |
Методика « Лесенка» (В. Г Щур) |
Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка» |
Методика «Какой Я» Р.С. Немов |
Средний показатель | ||||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
Высокий |
17 |
85% |
16 |
80% |
16 |
80% |
16 |
80% |
Средний |
2 |
10% |
3 |
15% |
4 |
20% |
3 |
15% |
Низкий |
1 |
5% |
1 |
5% |
0 |
0% |
1 |
5% |
Приложение 13
Уровень развития самооценки детей раннего возраста
Уровень развития самооценки |
Методика « Лесенка» (В. Г Щур) |
Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка» |
Методика «Какой Я» Р.С. Немов |
Средний показатель | ||||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
Средний |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
Низкий |
20 |
100% |
20 |
100% |
20 |
100% |
20 |
100% |