Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать систему методов социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме.
Цель исследования предопределила следующие задачи:
Изучить теоретические источники по проблеме феномена одиночества с целью разработки рекомендаций по совершенствованию социально-психологической помощи одиноким пожилым людям.
Провести анализ социально-психологических проблем одиноких пожилых людей в сельском социуме.
Изучить проблемы и психологические состояния одиноких пожилых людей.
Рассмотреть практическую модель социально-психологической помощи одиноких пожилых людей в условиях сельского социума.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
1 Феномен одиночества в пожилом возрасте………………………………………...8
Проблемы возникающие у пожилых людей с приобретением статуса
«пенсионер»………………………………………………………………………….7
1.2 Психологические проблемы людей пожилого возраста………………………....11
2 Теоретические аспекты проблемы социального обслуживания
пожилых людей на селе...................................................................................................17
2.1 Анализ социальных проблем пожилых людей в сельском социуме....................17
2.2 Социальная среда села, специфика работы в ней…………………………….......21
2.3 Социальное обслуживание как ведущее направление социальной
работы с одинокими пожилыми людьми…………………………………….………..25
2.4 Особенности профессиональной деятельности социального
работника, направленной на пожилого человека…………………………………….28
3Социальная проблема одиночества в пожилом возрасте, пути ее решения в
условиях сельского социума………………………………………………………...36
3.1 Феномен одиночества людей пожилого возраста как социальная проблема……36
3.2 Основные направления социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН…..38
3. 3. Исследование проблемы одиночества у пожилых людей…………...……….….45
3.4 Модель социальной терапии с одинокими пожилыми
людьми, проживающими в сельском социуме…………………………………….…….53
3.5 Инновационные формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми
людьми ……..………………………………………….……………………………………57
Заключение.............................................................................................................................63
Список использованных источников...................................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом_отредактир_Жедик.doc

— 700.00 Кб (Скачать файл)

          Пожилые годы в своем большинстве – это богатство общества. В каждом из них прожитые годы накопили столько богатства: наблюдений, мудрости, знаний.

          День пожилых людей – наш  общий день. Как будем относиться  к старости, такой каждый из  нас ее и встретит.

          У Льва Толстого есть рассказ для детей о стариках. Малыш мастерит из деревяшки посудину. Когда родители спрашивают, зачем он ее делает, простодушно объясняет, что будет кормить их из этой посудины, когда они состарятся. Не за общим столом, а за печкой, где они сейчас кормят дедушку. Отец с матерью устыдились и вывели дедушку из-за печки, за общий стол усадили. Вот такая простая мораль на вечную тему отцов и детей. До того простая, что ни убавить, ни прибавить нечего. Только и остается – следовать этой морали в жизни. Наверняка и старикам-родителям, и взрослым детям станет легче жить.

 

 

 

 

 Чтец:

Мы порой жестоки  к старикам бываем,

Часто обижаем наших  матерей,

Как нас воспитали, быстро забываем,

Служим ли примером для  своих детей?

 

Вспомните слова мои, выросшие дети:

Не жалейте ласки  старым и больным,

Вы с годами сами будете мудрее

Доброта вам будет  счастьем дорогим.

(ИЛЬИНА, А. Поэзия наших  сердец.- Киров, 1989. – 48с.).

 

Музыкальная пауза  в исполнении коллектива Видомлянского  СДК.

 

  Мы немного отвлеклись и поучаствуем в конкурсе «Дополни поговорку».

    1. … - делу венец (конец).
    2. На … не плеть покупают, а овес (коня).
    3. Взялся за …, не говори, что не дюж (гуж).
    4. Хвали … днем, а день вечером (вечер).
    5. … живи, … учись (век).
    6. Заставь дурака богу молиться, он себе … расшибет (лоб).
    7. Пришла …, отворяй ворота (беда).
    8. Всякий … о храбрости беседует (трус)

 

   Сентябрь-октябрь  – это время сбора урожая. Ну, кто, как не вы, самые заядлые  дачники и огородники. Только  благодаря вашему трудолюбию  на столе у нас и огурчики, и помидорчики, яблочки, морковка, цветы… Всего не перечесть. Давайте оставим суету и неразбериху наших дней, оглянемся назад на 20,30,40 лет, вспомним счастливые дни, а помогут нам в этом хорошие песни.

 

Муз. Пауза: 2 песни.

 

Чтобы осень человеческой жизни была также прекрасна, как и робкая весна, нужно бороться, потому, что природа никогда ничего не дала просто так, даром. Все есть борьба. Боритесь за свою жизнь. Призовите всю свою мудрость, силы, и сосредоточтесь только на прелестях несуетной свободы. Поверьте, краски вашего осеннего букета зависят только от вас. Ведь вы так богаты! Богаты и счастливы тем, что видите, как бегут, меняя форму, облака в небе, слышите стук дятла на сосне, гуляете, читаете, или просто общаетесь с подругами сидя на лавочке возле дома.

Какая бы погода ни стояла в нашей душе, улыбайтесь миру и, вспомнив своих знакомых, порадуйтесь за тех, кто смог преодолеть себя и найти свое место в жизни. Порадуйтесь за родителей, чьи дети добры и здоровы, порадуйтесь за невест, которые нашли свою судьбу и любимого. Порадуйтесь за соседей, достроивших дачу, порадуйтесь за всех нас, здесь собравшихся, и очистите себя внутренне от всей накипи, которая пристает к нам в наших житейских хлопотах. Прежде всего нужно освободиться от зависти. Ибо, как говорил священник, отец Валентин Амфитеатров, который читал проповеди в московском храме Святых Константина и Елены, зависть как порок превышает все другие. Завистливому и стремиться не к чему, он постоянно мучается  и терзается с мыслию, что другие живут лучше его. Завистник и в земной, и в загробной жизни будет также терзаться и завидовать радости и славе других. Любовь к ближним соединяет людей. Зависть же – разлагает, разъединяет их. Давайте призадумаемся над вышесказанным.

 Музыкальная пауза : 2 песни.

 

     Один писатель писал так: «Мы серьезны как страховые агенты». А ведь так и есть. Чтобы вокруг не происходило, мы реагируем, словно: жить или умереть. И это касается как тел небесных, так и домашней суеты. А между тем, в нашей жизни рассыпано столько смешного и забавного, что, как только мы научимся это замечать, нам будут меньше требоваться таблетки «от нервов».

    Я уверена,  что каждый может вытащить  из своей памяти множество  смешных случаев. Если вы хотя  бы что-то записывали,у вас  бы получилась «книжечка семейного  смеха».

 

 Вспомним  смешные истории, ситуации, в которые  вы попадали в жизни.

 

Итак, дорогие гости, будем  же мудры и потому не слишком серьезны. И даже принимая очень важные решения, например, по ремонту квартиры, или  грозно сводя брови узнав го проделках  детей и внуков, оставим в уголках наших губ место для легкой улыбки, а также при себе хорошее настроение и  споем частушки.

 

Ну, а сейчас нам свои частушки подарит коллектив  Видомлянского СДК.

 

   Как цветку  невозможно жить без света  и солнца, так человек вянет, угасает в одиночестве. Нам, людям, для жизни, счастья и здоровья нужны не вещи и лекарства, а – люди.

   Забудьте про  одиночество: наберитесь сил и  переступите тот магический круг, который часто мы своими руками  очеркиваем вокруг себя и отгораживаемся от мира, погружаясь, все глубже в свои невзгоды. Все мы в этом мире зависим друг от друга. Выгляните в окно, понаблюдайте за жизнью во дворе. Будьте внимательны и чутки, и вы почувствуете, что нет одиночества, просто где-то протерлась связка между людьми и надо поскорее крепче завязать узел. Ведь всегда найдутся люди, готовые помочь, поддержать в трудный час, скрасить долгие вечера. Не будем замыкаться в себе. Поделимся накопленным опытом, знаниями  друг с другом. От этого вы станете не только еще богаче, но и здоровее.

 

Муз пауза: 1 песня.

 

Вечная молодость, бессмертие…  Что это – красивая фантастика или возможная реальность? А пока мы только на пути к бессмертию, нам  надо без болезней, в приятном расположении духа жить, не поддавайтесь гнету набегающих лет. И, конечно же, готовить свой организм к будущей здоровой жизни. Нужно уже имеющимися способами не давать организму стареть и когда объявят, что лекарства против старения созданы, быть готовыми принять их и жить до 100 лет. Поэтому обязательно нужно:

  • Вести активный образ жизни;
  • Побольше читать, думать, ведь известны факты, объясняющие большую продолжительность жизни людей читающих, знающих, думающих, образованных. А в том, что вы все такие и есть, мы не сомневаемся, т.к. неоднократно в этом сегодня убеждались.
  • Для долголетия нужен высокий эмоциональный настрой. Долгожители в основном - оптимисты. Подавленность, дипрессия, злость являются важной причиной ускоренного старения.
  • Выработайте разумное отношение к пище. Задайтесь целью поменьше употреблять жирной пищи, побольше растительной.
  • Употребляйте достаточное количество витаминов.

 

Муз. пауза: 1 песня.

 

  Наш праздник завершается  и хочется верить, что он останется  в ваших сердцах, как и наша  любовь к вам.  Благодарим вас,  за то, что пришли сегодня на  наше мероприятие. Особую благодарность хочется выразить коллективу Видомлянского сельского дома культуры  за хорошие песни, подаренные сегодня для вас, уважаемые гости. Желаем всем вам счастья, крепкого здоровья, оптимизма, мира и благополучия вам и вашим семьям.

 

 

 

 

Приложение Г

 

ЭТАП №1. ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (для одиноких пожилых людей)

 

ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА:

- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Отработка навыков понимания других людей,себя, а также взаимоотношений между людьми;

  • овладение навыками эффективного слушания;
  • активизация процесса самопознания и самоактуализации;
  • расширение диапазона творческих способностей;

Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения»

Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.

Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.

 

Занятие

Информационное сообщение ведущего о невербальных каналах коммуникации:

  • глаза и контакт с помощью взгляда;
  • лицо и лицевая экспрессия;
  • жесты;
  • позы;
  • тактильные ощущения (касания);
  • дистанция во время общения.

Успешность занятия во многом определяется мотивацией обучения эффективному общению.

«АССОЦИАЦИИ» Назначение:

- раскрепощение, знакомство участников тренинга.

Каждый из участников тренинга называет свое имя и личностное качество, с которым он себя ассоциирует, начинающееся на ту же букву, что и его имя, например: Тамара – трудолюбивая, Оля – обаятельная, Владимир -вольный и т.д. Затем, каждый произносит свое имя, добавляя к нему придуманное качество, причем, проговаривая все то, что до него говорилась.

 

«ВИЗУАЛЬНОЕ ЧУВСТВОВАНИЕ» Назначение:

- совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга.

Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и через 2-3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других членов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Задание: каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.

 

«ЗДРАВСТВУЙТЕ» Назначение:

- формирование коммуникативных умений и мимических выражений чувств.

Начинает один из участников занятия, обращаясь к соседу по левую сторону, с чувством радости от встречи проговаривает: «Здравствуйте...», выражая свою отношение к нему голосом, жестом, улыбкой.

 

«СОСРЕДОТОЧЕНИЕ» Назначение:

- формирование навыка чувствования.

«Закройте глаза...Возьмите правой рукой руку соседа... Подержите ее в своей. Старайтесь не открывать глаза, сосредоточится на звуках вокруг Вас, сосредоточьте внимание на том, что слышите... узнайте эти звуки, определите их. Сконцентрируйте внимание на ладонях соседа справа и слева, которых вы касаетесь. Постарайтесь определить какая ладонь теплее, какая холоднее (30 сек).

 

«АВТОПОРТРЕТ» Назначение:

- совершенствование лингвистических навыков саморпрезентации. Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человекам и

надо, чтобы он узнал вас. Опишите себя, найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может, вам присущи обращающие на себя внимание жесты.

 

«ДЕВИЗ» Назначение:

- совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.

Все участники поочередно, по кругу проговаривают какую футболку, с какой надписью-девизом они бы купили себе, если бы была такая возможность. Постарайтесь, чтобы ответ был не случайным, надпись отражала ваше кредо, его основной жизненный принцип (как девиз на щите рыцаря), а цвет футболки отвечал вашему характеру.

 

«ГОВОРЮ ЗА ДРУГОГО» Назначение:

- совершенствование навыков взаимодействия на психологическом уровне;

- развитие воображения и эмпатии.

Один из участников садится на стул в центре круга. Другой участник встает у него за спиной и кладет ему на плечи свои руки. Участники по кругу задают сидящему вопросы. Он молчит, за него отвечает стоящий за его спиной исходя из представления, как бы на этот вопрос ответил сидящий. По окончанию упражнения сидящий оценивает правильность ответов стоящего.

Возможные вопросы:

  1. Ваш любимый цвет?
  2. Ваше любимое мужское имя?
  3. Ваше любимое женское имя?
  4. С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: кошек, собак, птиц или аквариумных рыбок или кого-то другого?
  5. Смотрите ли телевизионные сериалы? (Да, нет, иногда)
  6. Самая неприятная для вас человеческая черта?
  7. Самое ценное для вас человеческое качество?
  8. Самое любимое времяпрепровождение?
  9. Книги какого жанра вы предпочитаете?

10.Минимальный размер пенсии, соответствующий вашему труду и

устраивающий вас? 11. Скольких внуков вы хотели бы иметь?

12.Поддерживаете ли вы отношения с бывшими сослуживцами?

 

Обсуждение. Вопросы сидящему: «Что ты чувствовал, слушая вопросы и ответы?»

Вопросы стоящему: «Что тебе помогало чувствовать ответ?»

«СНЯТИЕ ЗАЖИМОВ»

- совершенствование навыков координации.

Участники садятся в неудобную позу: не поворачивая туловища и шеи оглянуться; прижать подбородок к ключице и поднять вверх плечи или выдвинуть вперед плечи; сесть неестественно прямо; коснуться пальцами руки основания задней ножки стула и т.п. В такой позе сжать губы и провести к-л. мыслительную операцию: 14 * 7=98. Затем резко расслабиться и понять, что в жизни есть ситуации, когда можно все отмести и расслабиться и насколько станет легче.

Информация о работе Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме