Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать систему методов социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме.
Цель исследования предопределила следующие задачи:
Изучить теоретические источники по проблеме феномена одиночества с целью разработки рекомендаций по совершенствованию социально-психологической помощи одиноким пожилым людям.
Провести анализ социально-психологических проблем одиноких пожилых людей в сельском социуме.
Изучить проблемы и психологические состояния одиноких пожилых людей.
Рассмотреть практическую модель социально-психологической помощи одиноких пожилых людей в условиях сельского социума.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
1 Феномен одиночества в пожилом возрасте………………………………………...8
Проблемы возникающие у пожилых людей с приобретением статуса
«пенсионер»………………………………………………………………………….7
1.2 Психологические проблемы людей пожилого возраста………………………....11
2 Теоретические аспекты проблемы социального обслуживания
пожилых людей на селе...................................................................................................17
2.1 Анализ социальных проблем пожилых людей в сельском социуме....................17
2.2 Социальная среда села, специфика работы в ней…………………………….......21
2.3 Социальное обслуживание как ведущее направление социальной
работы с одинокими пожилыми людьми…………………………………….………..25
2.4 Особенности профессиональной деятельности социального
работника, направленной на пожилого человека…………………………………….28
3Социальная проблема одиночества в пожилом возрасте, пути ее решения в
условиях сельского социума………………………………………………………...36
3.1 Феномен одиночества людей пожилого возраста как социальная проблема……36
3.2 Основные направления социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН…..38
3. 3. Исследование проблемы одиночества у пожилых людей…………...……….….45
3.4 Модель социальной терапии с одинокими пожилыми
людьми, проживающими в сельском социуме…………………………………….…….53
3.5 Инновационные формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми
людьми ……..………………………………………….……………………………………57
Заключение.............................................................................................................................63
Список использованных источников...................................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом_отредактир_Жедик.doc

— 700.00 Кб (Скачать файл)

 

«РЕЛАКСАЦИЯ»

Прогулка по поляне с водопадом

 

2. ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Многочисленные исследования показывают, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или раннего ухода на пенсию. Статистика говорит, что семеро из десяти не могут найти достойного собеседника и друга по причине неэффективного общения.

Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.).

Инструкция: Вашему вниманию предлагается методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека.

Перед Вами 16 вопросов на каждый из которых Вы должны ответить утверждением "да" или "нет". Следует помнить, что нет "правильных" или "неправильных" ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

Заранее благодарим Вас!

  1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой кончит говорить и даст Вам возможность высказаться?
  2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?

 

  1. Слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится?
  2. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции?
  3. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?

6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо 
несущественные?

7. Мешают ли Вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности 
в его понимании?

9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?

10. Всегда ли Вы слушаете собеседника?

  1. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?
  2. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?
  3. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными 
точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?

15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре?

16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и 
вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?

 

Обработка результатов: даются 1 балл за ответ «ДА» на вопросы 1,6, 10, 11, 12, 13, 14. За ответ «НЕТ» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 15,16. Подсчитывается количество баллов.

 

Интерпретация

  • 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания
  • от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации.

Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.

- 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).

 

«КАРУСЕЛЬ» Назначение:

- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;

- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный

Примеры ситуаций:

• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

• После длительной разлуки вы встречаете близкого родственника, вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

«РЕФЛЕКСИЯ»

Назначение

- совершенствование коммуникативной культуры.

Группа садится в круг, и все желающие поочередно высказывают свои впечатления по этому занятию. Что понравилось, что неприемлемо, какие пожелания. Не надо принуждать высказываться, говорят только по желанию.

 

ЭТАП № 2 ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

 

Цель. Прежде чем изучать и отрабатывать навыки уверенного поведения, необходимо понять суть уверенности в себе. Данное упражнение поможет участникам психокоррекционной группы отличать уверенность от неуверенности и агрессивности.

Необходимое время. 1 час.

Материалы. Не требуются.

Подготовка. Не требуется.

Процедура. Каждому участнику группы предлагается продемонстрировать неуверенную поведенческую реакцию, агрессивную реакцию и уверенную реакцию в некой гипотетической ситуации. Например, можно представить, что ваш друг «забыл» вернуть взятые в долг деньги. Агрессивная реакция в этом случае может быть такой: «Черт! Я так и знал, что тебе нельзя доверять. Сейчас же верни мои деньги!» Неуверенная реакция может быть выражена такими словами: «Прости, я не хочу быть назойливым, но, может быть, ты не будешь слишком задерживаться с возвратом этих денег?» Наконец, уверенное поведение может включать такую фразу: «Я полагал, что мы договорились: ты должен был вернуть мне деньги сегодня. Буду очень признателен, если ты сможешь сделать это не позднее пятницы».

 

Надо, чтобы свои способы поведения продемонстрировали все участники группы, даже если времени каждому хватит только на один из трех вариантов. Для этого каждому из участников должна быть предложена ситуация, отличная от тех, что были ранее предложены другим. Если при работе над этими ситуациями прибегать к ролевым играм, участники группы могут отождествлять себя с самыми уверенными, неуверенными или агрессивными людьми из числа их знакомых. При этом они должны помнить, что невербальное поведение говорит о человеке не меньше, чем произносимые им слова, поэтому интонации, жесты и позы должны соответствовать изображаемой реакции. Если для этого упражнения используют ситуации, которые приведены ниже, можно либо вызывать добровольцев из числа участников группы, либо обходить всех по очереди. При этом надо, чтобы каждый получил обратную связь от участников группы, которая будет оценивать степень уверенности или агрессивности его реакций. Абсолютно правильных реакций в таких случаях не бывает, и их обсуждение может быть очень информативным.

 

Ниже приведены примеры ситуаций для упражнений в уверенном, неуверенном и агрессивном поведении.

  1. Приятель лезет к вам с разговорами, а вы ужасно спешите, и вот чтобы отделаться от него, вы говорите: ...
  2. Вы заказали в ресторане запеченную курицу, но она оказалась пережаренной. Вы говорите официанту: ...
  3. За ремонт телевизора вы получили счет на сумму, которая на 25 долларов превышает предварительную оценку. Вы говорите служащему мастерской: ...
  4. Вы ловите на себе взгляд привлекательной особы противоположного пола и чувствуете, что, возможно, заинтересовали ее (или его) собой. Вы подходите к ней (к нему) и говорите: ...
  5. Собака вашего соседа использует ваш газон как отхожее место. Вы подходите к соседу и говорите ему: ...
  6. Ваш ребенок (внук) поставил вас в неловкое положение, без вашего ведома пригласив в гости незнакомого вам человека. Вы говорите ему: ...
  7. Вы смотрите фильм в кинотеатре, а позади вас кто-то громко болтает. Вы оборачиваетесь и говорите: ...
  8. Вы пришли в ресторан, но вас не устраивает место, которое вам предложили. И вы говорите официанту: ...
  9. Ваш знакомый (знакомая) приглашает вас куда-либо, но вам с ним не очень-то интересно. И вы говорите: ...

Ю.Ваш друг просит вас одолжить ему вашу машину, но вы не считаете его

таким уж хорошим водителем. Вы говорите ему: ... 11.Ваш приятель ставит вас в неловкое положение, рассказывая при всех

истории о вас, и вы говорите ему: ...

 

Релаксационный тренинг

 

Цель. Релаксационный тренинг может быть частью программы тренинга уверенности в себе и применяться для снижения торможения и борьбы со специфическими страхами и тревогой.

 

Необходимое время. Полчаса или больше.

 

Материалы. Специальные магнитофонные записи.

 

Процедура. Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на бедра. Стопы стоят на полу. (Или можно лечь на спину на пол.) Закройте глаза. Сделайте два-три глубоких вздоха, обращая внимание на то, как воздух наполняет легкие до самой диафрагмы. Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение в кулаке. Через 5-10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место чувству расслабленности и комфорта. Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15-20 секунд снова сожмите правую руку в кулак, испытывайте чувство напряжения в руке в течение 5-10 секунд и опять разожмите кулак. Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке. Через 15-20 секунд повторите всю процедуру левой рукой. Старайтесь сосредоточиться только на тех группах мышц, которые вы напрягаете и расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы.

 

Используйте имеющееся у вас время на выполнение таких же циклов напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия, необходимые для напряжения мышц):

  1. руки - сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы;
  2. руки - разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы;
  3. плечи - поочередно горбите и распрямляйте их;
  4. шея - наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь;
  5. рот - открывайте его как можно шире;
  6. язык - надавливайте им на нёбо;
  7. глаза - крепко их зажмуривайте;
  8. лоб - поднимайте брови как можно выше;
  9. спина - прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у вас не в порядке!);

10.ягодицы - сокращайте ягодичные мышцы;

11.живот - втягивайте его к позвоночнику;

12.икры - прижимайте пальцы ног к верху обуви.

 

Добиваясь расслабления определенной группы мышц, каждый раз убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте два-три глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему телу – от рук до плеч и далее – к груди, туловищу, ногам. Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим.

 

В циклах напряжения/расслабления можно упражняться дома. Освоив эти навыки, вы научитесь быстро расслаблять любые отдельные группы мышц без их предварительного напряжения.

 

Поведенческие контракты

 

Цель. Это упражнение дает пример того, что весьма характерно для групп тренинга умений – постановки конкретной цели в работе над поведением. Данное упражнение также позволяет попрактиковаться в «формировании» поведения и получить подкрепление.

Необходимое время. 1 час или более.

Материалы. Не требуются.

Подготовка. Руководителю может помочь опыт поведенческой терапии.

Процедура. Участники группы выбирают, что в своем поведении в группе они хотели бы изменить.

 

В поведении участников надо выбрать то, что чаще наблюдается в ходе естественных для группы процессов. Это может быть (хотя и не обязательно) один из навыков уверенного поведения (например, умение начинать или прерывать разговор, устанавливать зрительный контакт, выступать с критикой), или, наоборот, это может быть признак неуверенности (обкусывание ногтей, неуместные улыбки). Выбранное поведение должно быть легко наблюдаемым, конкретным и не слишком сложным. Цели лучше определять позитивно – как то, к чему надо прийти, а не то, от чего надо избавиться. Например, приобретение умения слушать будет позитивным определением цели, состоящей в том, чтобы отучиться слишком много говорить. Кроме того, надо, чтобы участники группы получили инструкции о форме обратной связи. Возможно, участник предпочитает получать обратную связь от конкретных членов группы или в оговоренное время или определенным образом.

 

На то чтобы определиться с индивидуальными задачами каждого участника группы, может уйти около часа. Обратная связь в процессе дальнейшей работы над их поведением может осуществляться спонтанно или только в специально отведенное для этого время. Важно, чтобы в группе находили признание и положительное подкрепление любые успехи каждого из участников на выбранных ими путях работы над своим поведением.

 

Упражнения по репетиции поведения

 

Цель. Репетиция поведения – это основной метод тренинга умений, является хорошим введением в процедуру репетиции поведения и прокладывает путь к более сложным и приближенным к реальности процессам, которые будут происходить в группе позднее.

 

Необходимое время. 1,5-2 часа.

 

Материалы. Бумага и карандаши.

 

Процедура. Вообразите гипотетическую ситуацию, в которой вам хочется вести себя уверенно, и запишите ее. Возможно, вы предпочтете потратить несколько минут на «мозговой штурм» с участием всей группы, чтобы в голову пришли новые идеи. Но при этом ситуация, выбранная каждым участником группы, должна иметь для него личное значение. Скорее всего, выбранные ситуации будут касаться либо умения обращаться с просьбой и отвечать отказом, либо навыков поведения в условиях критики, либо способности сообщать о своих положительных или отрицательных чувствах. Затем группа должна быть поделена на подгруппы по пять-шесть человек. В каждой из них кто-то вызывается быть первым и очень коротко описывает ту стрессовую ситуацию, которую хочет проработать, например необходимость внушить знакомым и родственникам что, не смотря на то, что вы пенсионер, вы активный, инициативный и умудренный опытом человек.

Информация о работе Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме