Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать систему методов социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме.
Цель исследования предопределила следующие задачи:
Изучить теоретические источники по проблеме феномена одиночества с целью разработки рекомендаций по совершенствованию социально-психологической помощи одиноким пожилым людям.
Провести анализ социально-психологических проблем одиноких пожилых людей в сельском социуме.
Изучить проблемы и психологические состояния одиноких пожилых людей.
Рассмотреть практическую модель социально-психологической помощи одиноких пожилых людей в условиях сельского социума.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
1 Феномен одиночества в пожилом возрасте………………………………………...8
Проблемы возникающие у пожилых людей с приобретением статуса
«пенсионер»………………………………………………………………………….7
1.2 Психологические проблемы людей пожилого возраста………………………....11
2 Теоретические аспекты проблемы социального обслуживания
пожилых людей на селе...................................................................................................17
2.1 Анализ социальных проблем пожилых людей в сельском социуме....................17
2.2 Социальная среда села, специфика работы в ней…………………………….......21
2.3 Социальное обслуживание как ведущее направление социальной
работы с одинокими пожилыми людьми…………………………………….………..25
2.4 Особенности профессиональной деятельности социального
работника, направленной на пожилого человека…………………………………….28
3Социальная проблема одиночества в пожилом возрасте, пути ее решения в
условиях сельского социума………………………………………………………...36
3.1 Феномен одиночества людей пожилого возраста как социальная проблема……36
3.2 Основные направления социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН…..38
3. 3. Исследование проблемы одиночества у пожилых людей…………...……….….45
3.4 Модель социальной терапии с одинокими пожилыми
людьми, проживающими в сельском социуме…………………………………….…….53
3.5 Инновационные формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми
людьми ……..………………………………………….……………………………………57
Заключение.............................................................................................................................63
Список использованных источников...................................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом_отредактир_Жедик.doc

— 700.00 Кб (Скачать файл)

Позитивно воспринимаемые (одобряемые) стереотипы

Вместе с тем опрос  показал, что существует целый блок стереотипов, которые являются скорее нормами – в основном находятся в согласии с внутренними представлениями стариков о собственном месте и роли в жизненном раскладе, о своих способностях.

  Прежде всего подавляющее большинство согласно с тем, что в их возрасте учеба, образование не нужны и они обязаны заниматься внуками 78,8% (правда последнее расценивается не как обязанность, а как естественная потребность наряду с ведением домашнего хозяйства), при этом городские жители не согласны , что в их обязанность входит заниматься внуками 30,5% они считают, что у них есть собственная личная жизнь, занятия по интересам: посещение музеев, выставок, экскурсий и т.д..

  Согласие большинства проживающих респондентов в сельской местности встречает и утверждение о сложности для пожилого человека общественной работы 50%. В отличие от сельской местности респонденты города считают ,что в пожилом возраст общественная работа не тяжела 58%, а наоборот дает возможность для самореализации, востребованности.

  Наконец, до 3/4 опрошенных считают нормальным, что с возрастом нарушается психика. Гипотетически в отношении к этому утверждению ожидалось более негативное восприятие. Однако многие пожилые люди рассматривают эту способность как обусловленное человеческой природой изменение и спокойно к нему относятся

«Дифференцирующие» стереотипы

Отношение к стереотипам  старости зафиксировало и позиции, отмеченные наибольшими расхождениями  – по ним велико количество неопределенных оценок или они имеют относительно равное соотношение положительно и  отрицательно воспринимающих их респондентов. Это утверждения о снижении с возрастом запросов и потребностей, об утрате деловых качеств как работников, отсутствия сил к общественной работе.

  Вывод: наш анализ способствовал определению тех расхожих суждений, бытующих в обществе, которые встречают у пожилых неприятие и затрудняют адаптацию к жизни на пенсии. Формирование общественного мнения и социально-психологическая работа с пенсионерами должны направляться на смягчение конфликтных моментов и приведение к созвучию представлений различных возрастных групп о затронутой теме.

Однако если сравнить результаты обследования сельских жителей  и города то можно сделать следующий  вывод: городские пенсионеры чувствуют  себя более востребованными , чем  в сельской местности так как у них больше возможностей в городе реализовать свои возможности (заняться общественной работой, работать после выхода на пенсию, посещать клубы по интересам и т.д.) поэтому они не так остро ощущают проблему одиночества, в отличие от сельских жителей, из этого следует ,что необходимо организовывать социально-терапевтическую помощь одиноким людям на селе.

 

3.4 Модель социальной терапии с одинокими пожилыми людьми проживающими в сельском социуме.

Технологию социального  моделирования можно назвать  технологией социального предвидения. Главная задача моделирования – воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель – это аналог оригинала [19]. Целью нашего дипломного исследования стала разработка и апробация модели социальной терапии с одинокими пожилыми людьми. Модель создана на основе социологического исследования, обобщения опыта деятельности ТЦСОН в рамках организации досуга пожилых людей, а также теоретического анализа проблемы.

Целью модели является  повышение эффективности социальной терапии при работе с одинокими пожилыми людьми.

Задачи модели:

  • вовлечение различных специалистов в процесс организации досуга пожилых людей;
  • применение  социальной терапии при проведении досуговых мероприятий пожилых людей;
    • наиболее эффективное разрешение проблемы одиночества у пожилых людей ;
  • формирование у пожилых людей более активной жизненной позиции;
  • поддержка и развитие творческого самовыражения пожилого человека;
  • обеспечение многообразия форм и методов социальной терапии при организации досуга.

Основными принципами организации социальной терапии пожилого человека должны стать системность; комплексность; научность; индивидуальный подход; последовательность; опора на активность пожилого человека в решении собственных проблем; реализации личностного потенциала пожилым человеком; содействие полноценной жизнедеятельности.

Для реализации нашей  модели планируется задействовать  следующих специалистов: специалиста  по социальной работе, психолога, медицинских  работников, педагогов.

Центры социального  обслуживания, осуществляющие социальное обслуживание на дому и срочное социальное обслуживание принимают участие  в организации досуга для своих  клиентов. Организация досуга на дому – индивидуальная работа, где используются специальные формы организации (праздничные поздравления, получение периодической печати, беседы с психологом, налаживание дружеских контактов по телефону и т.д.).

Модель социальной терапии с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме проведена на базе «Территориального Центра Социального обслуживания населения»  г.Каменца предполагает создание отделения психологической адаптации и реабилитации.

 Основными формами деятельности с одинокими пожилыми людьми должны стать индивидуальная, групповая работа.

 При работе с пожилыми людьми предпочтительнее групповая форма работы, так как она обладает особыми преимуществами и считается более действенной. Обычно после  двух-трех сеансов индивидуальной работы клиент переводится на коллективную работу. Состав группы может быть разнообразен как по целям, так и по характеру, и может меняться в зависимости от поставленных и решаемых целей. Технология работы в группе решает различные задачи, помогает разрешению многих проблем, с которыми сталкиваются одинокие пожилые люди.

  Мы предполагаем создание учебных групп для пожилых людей, которые будут очень востребованы. В данных группах пожилые люди смогут получать новые знания. Например изучение искусства садоводства и огородничества, обучение искусству народного танца.

  Следующим направлением групповой работы могут стать группы совместной деятельности. Занятие общим делом всегда было эффективным методом установления надежного контакта, развития способности к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений. Например, посещение музея, театра, с последующим обсуждением, выращивание цветов, резьба по дереву, обучение культуре речи и так далее. Еще одним направлением групповой  работы могут стать тематические вечера, дни здоровья, экскурсии, «посиделки». Эти мероприятия могут проводиться не только на территории Центра, но и по месту жительства. Специалист может собирать обслуживаемых пожилых по 8-10 человек на квартире у кого-либо из них, чтобы отпраздновать Пасху, Рождество, День победы, День пожилых людей (см. приложение В), день рождения. Такого рода «посиделки» на дому помогают создать хорошее настроение, оптимизм, улучшают самочувствие клиентов, являются эффективным механизмом профилактики социального отчуждения пожилых людей.

  Клубы по интересам также являются одной из форм групповой работы. Они  могут объединять клиентов с более высоким интеллектуальным уровнем. На заседаниях клуба могут проводиться мероприятия различной направленности и тематике. Например, на мероприятиях по поддержанию защитных сил организма большое внимание должно уделяться обучению пожилых людей приемам и методам предупреждения недугов, как без применения лекарственных средств избавляться от неприятных ощущений, повышать работоспособность, улучшать сон, нормализовать артериальное давление; обучение гимнастике, массажу, методикам правильного дыхания, психологической медитации, релаксации.

  Востребованным направлением работы с пожилыми людьми может стать создание лектория , в котором позволяют соединить образовательные начала с практикой общения одиноких пожилых людей и эффективное заполнение их свободного времени. Пожилые люди получат возможность преодолеть социальную изоляцию, установить новые контакты, получить новые знания и на этой основе укрепить ощущение собственной значимости, собственного достоинства, оценить уникальность каждого человека. Каждый лекторий по тематике должен быть ориентирован на определенную область знаний: правовые, медицинские, психологические, экономические. Формы работы в лекториях должны быть разные и не повторяться. Например, лекторий правовых знаний может включать изучение следующих проблем: наследование, дарение, завещание; имущественные отношения с родственниками; социальные права и льготы; пенсионное обеспечение; жилищное право; социальное обслуживание и так далее. Лекторий медицинских знаний может включать следующие проблемы: здоровый образ жизни, профилактика заболеваний; зрение в пожилом возрасте: как сохранить и улучшить; первичная медико-санитарная помощь; остеопороз и физическая активность и другие. Одним из важных направлений будет являться проведение лекториев , встреч пожилых людей с учениками школы. Богатый опыт накопленный пожилыми людьми особенно полезен для молодого поколения. Взаимодействие молодого поколения с пожилыми людьми даст чувство востребованости, нужности пожилого человека для общества Занятия могут  проводиться в форме круглого стола, дискуссий, деловых и сюжетно-ролевых игр, консультирование специалистов, спортивного праздника, тестирования.

  Участие в мероприятиях лекториев помогают людям пожилого возраста находить пути выхода из различных жизненных затруднений, обрести адекватное понимание себя и солидарность с другими людьми. Получая дополнительный потенциал образования, слушатели лекториев смогут решать свои проблемы самостоятельно, не дожидаясь помощи из вне и поделиться с окружающими накопленным опытом.

Немаловажную роль играют психологические тренинги с пожилыми людьми (см. приложение Г).

  Группы могут формироваться исключительно из пожилых людей и быть смешанными по возрастному составу. В ряде случаев целесообразно формировать группы исключительно из одиноких пожилых людей – так можно сосредоточиться на их специфических потребностях и проблемах и учесть возрастные требования. Считается, что создание мужских и женских групп нецелесообразно, так как в пожилом возрасте важным является межгендерное общение.

  Одним из необходимых  направлений в работе с пожилыми  людьми является организация  «Школы доброты» где пожилые  люди могут оказать посильную  помощь детям из приютов, детских  домов. Изготавливая изделия в клубе «Серебряная нить» (носочки, шапочки, шарфики, вязанные игрушки и т.д) приносят их в дар детям, при этом чувствуя свою востребованность. Посещая кружки по интересам, между пожилыми людьми существует своеобразное разделение труда. Одни вяжут носки, варежки, шали, свитера, другие вышивают салфетки, рушники, третьи занимаются художественной деятельностью, пишут картины, четвертые продают изделия, картины. Это не только служит формой досуга, но и существенно пополняет бюджеты участников кружка.

При работе с одинокими пожилыми людьми используется индивидуальная форма работы. Социальная терапия на индивидуальном уровне с одинокими лицами пожилого возраста может предусматривать такие виды работ как доставка городской газеты, чаепитие и благотворительные обеды, религиозные мероприятия, доставка писем, праздничные поздравления, беседы с психологом, налаживание дружеских контактов по телефону.

  Мы предполагаем создание передвижной библиотеки, которая будет доставлять художественную и научно-популярную литературу, журналы и газеты. После прочтения материала пожилой человек сможет обсудить его со специалистом и задать возникшие у него вопросы.

  Таким образом, разработанная нами модель позволила усовершенствовать работу Центра, улучшить качество оказываемых услуг в сфере досуга, охватить большее количество граждан пожилого возраста, нуждающихся в помощи при организации досуга, а также позволила более эффективно разрешать проблемы одиноко проживающих лиц пожилого возраста и удовлетворять их потребности в культурно - досуговой сфере, в общении с молодым поколением для передачи своего накопленного опыта.

 

 

3.5 Инновационные формы и методы социальной работы с пожилыми людьми

Исследованием и разработкой  инновационных методов занимается инноватика, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний – социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств.

Инновационные социальные технологии определяются основным средством  выхода из кризисного состояния по следующим причинам:

Во-первых, отсутствие инновационных  социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к  социальным бедствиям.

Во-вторых, социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью. В связи с этим появилась необходимость стандартизировать и унифицировать социальные услуги, отдельные методики, формы, приемы и способы социального действия.

В-третьих, разработка теоретических  основ и практических механизмов общественно-государственного регулирования, новых средств и методов решения социальных проблем в условиях отчужденности, дезинтегрированности людей становятся приоритетными направлениями социальной политики государства. Как и любая социальная деятельность социальные технологии многообразны по целевым функциям, характеру деятельности, конкретному воплощению и результату. Как правило, любая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность.

Любая технология социальной работы не может быть внедрена без  учета особенностей как объектов так и субъектов деятельности, их состояния, ресурсов и мотивов. Так  для решения задач социальной защиты людей пожилого возраста необходимы определенные объективные и субъективные условия и предпосылки, что обуславливает различие технологии социальной работы с ними. В одном случае, например, применяется семейная психотерапия, в другом посещение специализированных центров, в третьем оказывается материальная помощь.

Одной из острых проблем пожилого человека, требующих применения инновационных социальных технологии, является одиночество.

Под воздействием психологических  и социальных травм блокируется  возможность проявления коммуникативной  компетентности пожилого человека. Блокировка нарушает проявление субъективности личности в общении, ведет к деформации отношений пожилого человека с другими людьми, фрустрации. Устранение деструкции может обеспечить комплексная социальная терапия, синтезирующая все три основных уровня общения:

Информация о работе Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме