Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:16, дипломная работа
Цель исследования – исследовать систему методов социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме.
Цель исследования предопределила следующие задачи:
Изучить теоретические источники по проблеме феномена одиночества с целью разработки рекомендаций по совершенствованию социально-психологической помощи одиноким пожилым людям.
Провести анализ социально-психологических проблем одиноких пожилых людей в сельском социуме.
Изучить проблемы и психологические состояния одиноких пожилых людей.
Рассмотреть практическую модель социально-психологической помощи одиноких пожилых людей в условиях сельского социума.
Введение...........................................................................................................................3
1 Феномен одиночества в пожилом возрасте………………………………………...8
Проблемы возникающие у пожилых людей с приобретением статуса
«пенсионер»………………………………………………………………………….7
1.2 Психологические проблемы людей пожилого возраста………………………....11
2 Теоретические аспекты проблемы социального обслуживания
пожилых людей на селе...................................................................................................17
2.1 Анализ социальных проблем пожилых людей в сельском социуме....................17
2.2 Социальная среда села, специфика работы в ней…………………………….......21
2.3 Социальное обслуживание как ведущее направление социальной
работы с одинокими пожилыми людьми…………………………………….………..25
2.4 Особенности профессиональной деятельности социального
работника, направленной на пожилого человека…………………………………….28
3Социальная проблема одиночества в пожилом возрасте, пути ее решения в
условиях сельского социума………………………………………………………...36
3.1 Феномен одиночества людей пожилого возраста как социальная проблема……36
3.2 Основные направления социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН…..38
3. 3. Исследование проблемы одиночества у пожилых людей…………...……….….45
3.4 Модель социальной терапии с одинокими пожилыми
людьми, проживающими в сельском социуме…………………………………….…….53
3.5 Инновационные формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми
людьми ……..………………………………………….……………………………………57
Заключение.............................................................................................................................63
Список использованных источников...................................................................................
Структурируйте ситуацию, выбрав одного из участников на роль родственника. Как можно более уверенно доводите свое мнение до его сведения. Через пару минут сделайте паузу, чтобы получить обратную связь от всей вашей подгруппы. Эта обратная связь должна быть конкретной и конструктивной и касаться именно вашего поведения и ничего больше. После этого скажите, что вам самому понравилось в вашем поведении, и определите, как бы вы хотели его изменить. Если вы зашли в тупик, выслушайте предложения от партнеров. Затем роль родственника берет на себя еще один участник группы, и взаимодействие продолжается. После пары минут репетиции поведения с новым партнером снова сделайте паузу для получения обратной связи и предложений от группы. Продолжайте в том же духе, пока все в группе не получат возможность сыграть свою роль партнера по взаимодействию. Если вы делаете успехи и начинаете все лучше владеть ситуацией, партнеры по группе усиливают противодействие, разыгрывая все большее упрямство и враждебность. При этом важно дать тому, кто тренирует свою уверенность в себе, возможность каждый раз побеждать, чтобы его опыт всегда был позитивным.
ЭТАП № 3 ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ВСЕГДА МОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ БЫТЬ
НЕСЧАСТНЫМ?
В большинстве своем людские огорчения и серьезные эмоциональные расстройства являются совершенно ненужными, и более того — неэтичными. Ведь позволяя тревоге или депрессии одолеть себя, вы действуете против самого себя — и, следовательно, поступаете по отношению к себе несправедливо и нечестно.
Ваше беспокойное состояние оказывает неблагоприятное влияние и на окружающих людей. Оно расстраивает ваших родных и друзей и даже, в какой-то мере, людей, непосредственно с вами не связанных. Цена паники, гнева, жалости к себе неоправданно высока. Она выражается в попусту затраченном времени и средствах, в ненужных усилиях, в напрасной душевной тревоге, в пренебрежении интересами других людей, в глупом растранжиривании возможностей наслаждаться своей единственной жизнью.
главная идея рационально-эмотивной терапии (РЭТ), заключается в том, что в значительной степени мы сами создаем свои чувства. Мы учимся этому у своих родителей и окружающих нас людей или самостоятельно производим как здравые, так и безумные мысли. Сознательно или бессознательно, но в любом случае мы вполне самостоятельно выбираем путь своего мышления, а следовательно, и свои чувства — и те, что во благо себе, и те, что во вред.
Мы можем по своему желанию изменить себя Мы способны преобразовать свои самые устоявшиеся мысли, чувства и действия.
Итак, иногда отрицательные эмоции разочарования и печали лишь поначалу проявляются как «плохие», но по большому счету они помогают вам получить то, что вы хотите, и не получить того, чего вы не хотите.
Вы можете постараться придать больший вес тем неприятностям, которые ждали бы вас, если бы вы получили обещанную работу (долгая выматывающая дорога), и в конце концов испытаете даже некоторое удовлетворение оттого, что не будете работать именно там. Вам потребуется приложить усилия для того, чтобы не переживать из-за неприятностей, но это будет результат вашего свободного выбора.
Итак, у вас есть некоторый выбор естественных, нормальных реакций на утрату работы (или кредита, или чего-то еще). В обычной ситуации вы не станете напрягаться и сознательно рассматривать проблему выбора, вы предадитесь естественным, здоровым чувствам разочарования и недовольства, которые в будущем помогут вам. Вы переживете эти чувства и извлечете из них пользу для себя.
А теперь предположим, что вас несправедливо лишили работы или денег, — в этом случае вы чувствуете крайнюю степень раздражения, депрессию, вы готовы клеветать на себя, вы в ярости. Вы видите, что с вами обошлись несправедливо. И вы усиленно растравливаете свою обиду. И все-таки, можете ли вы в этой ситуации сознательно выбрать отказ от этих, чрезмерно сильных, опасных эмоций?
Да, вы это можете.
Неважно насколько плохо вы действовали; неважно, насколько несправедливо обошлись с вами; неважно, в каких тяжелых условиях вы живете, — у вас всегда (да, ВСЕГДА) остаются способности и силы изменить свои чувства тревоги, разочарования, отчаяния, враждебности. Вы не только можете ослабить эти чувства, вы можете их полностью уничтожить.
Однако чрезмерная тревога, нервозность, ужас и паника, хотя и являются нормальными (и распространенными) чувствами, ни в коем случае не являются здоровыми. Чрезмерная тревога ведет к отчаянию, страху, ужасу. А потому в любом случае сохраняйте чувство осторожности.
Современная психология провела множество экспериментов, которые показали, что, находясь в состоянии паники или депрессии, люди путем изменения своего взгляда на вещи способны преодолеть разрушительные чувства и начать жить более счастливо и спокойно. Благодаря усилиям школ рационально-эмотивной терапии, в настоящее время мы имеем более двух сотен серьезных научных исследований, которые показывают, что обучение людей изменению своего негативного восприятия событий помогает им чувствовать и вести себя гораздо лучше.
РЭТ-упражнение
Данное упражнение продемонстрирует разницу между уместными и неуместными отрицательными эмоциями, возникающими тогда, когда человек раздумывает, как ему не повезло в прошлом, или непосредственно переживает неприятности.
Различие между уместными беспокойством, осторожностью и бдительностью и неуместными тревогой, нервозностью и паникой.
Вообразите себе самое плохое, что может произойти с вами в будущем, — например, потерю хорошей работы, получение травмы в автомобильной катастрофе или утрату любимого человека. Представьте себе как можно живее, что такое событие может вскоре произойти — причем с большой вероятностью. Что вы чувствуете? Что вы говорите себе при этом?
Если вы испытываете уместное беспокойство, то говорите себе примерно следующее: «Конечно, я не хочу, чтобы это со мной случилось, но если уж такое произойдет, я постараюсь с этим справиться». «Если мой друг заболеет или умрет, это будет очень печально. Но я все-таки буду продолжать жить и, возможно, не все последующие годы проведу в тоске и печали». «Если я потеряю зрение, мне будет очень тяжело, но ведь другие радости жизни останутся при мне, не так ли?»
Обратите внимание на то, что все эти мысли констатируют факт утраты и печали, но в то же время добавляют некоторое «но», которое оставляет возможность не только жить дальше, но и радоваться жизни.
Если вы переживаете неуместную тревогу, нервозность или панику, поищите в словах, которые вы говорите самому себе, такие обороты, как «должен», «необходимо», «не могу этого пережить», «невыносимо», «я виноват во всем» и прочие проявления самоуничижения и обобщения. Например: «Если я уйду на пенсию, — мне уже никогда не получить такой хорошей работы — ведь это покажет, насколько я ненужный работник!», или: «Мне нужна гарантия того, что мой супруг ни в коем случае не умрет, потому что, если он умрет, я не вынесу одиночества и останусь несчастной на всю жизнь», или: «Я не должен потерять зрение — если такое со мной случится, это будет ужасно, это будет страшно, я уже никогда не смогу радоваться жизни»
В момент переживания сильных отрицательных, эмоций — неважно, с реальными неприятными событиями они связаны или только с предвкушением оных, — обратите внимание на то, откуда произрастают эти чувства. Естественным образом из ваших желаний и устремлений? Или они являются следствием вами же изобретенных требований, приказов, долга и заповедей? Если так, то ваше беспокойство или настороженность грозят перерасти в тревогу и панику.
ЭТАП № 4 ЧУВСТВА УМЕСТНЫЕ И НЕУМЕСТНЫЕ
Начнем с анализа ощущений несчастья при использовании методов РЭТ. Как разобраться, что вы чувствуете; как оценить, насколько уместными являются ваши чувства?
На первую часть этого вопроса ответить достаточно просто: вы можете узнать, что вы чувствуете, если просто спросите себя: «А что я чувствую?»
Разумеется, в некоторых случаях вы можете занять оборонительную позицию. Вы можете отрицать, что чувствуете тревогу или гнев, потому что не захотите признаваться в таких «неправильных» чувствах.
И все-таки обычно вы этого не делаете. Страдая от сильной тревоги или депрессии, вы чувствуете себя так плохо, что с легкостью признаетесь — по крайней мере, себе! — в том, что переживаете именно эти чувства. Это легко почувствовать — и легко признать.
Но насколько уместными, насколько допустимыми являются эти неприятные эмоции? Вот на этот вопрос ответить гораздо труднее.
Благодаря подходу № 1, гласящему: когда ваши цели или потребности блокируются, вы переживаете как уместные, так и неуместные эмоции.
Вы можете научиться отчетливо различать свои эмоциональные реакции.
РЭТ показывает вам не только как распознать свои отрицательные (и положительные) эмоции, но и как понять, уместными или неуместными они являются. РЭТ поощряет к тому, чтобы вы, полноценно переживая собственные эмоции, в то же время оставались способными взвесить, насколько желательны эти эмоции. Хотите ли вы в действительности переживать именно эти чувства? К чему хорошему или плохому они могут привести?
Например, если вы озабочены мыслью, как бы не стать «ненужным» выйдя на пенсию, и будете чрезмерно озабочены — или сильно встревожены, — то мысль о такой перспективе начинает одолевать вас, отнимая силы и время и убивая уверенность в том, что вы можете быть полезным для близких и родных людей.
Каков же результат? Вы пенсионер и язва в придачу к чувству невостребованности. Или постоянное неприятное ощущение, когда есть масса свободного времени.
Чувства разочарования и сожаления в таких ситуациях являются вполне уместными. Они помогают пережить нежелательные события и бороться за светлое будущее. Паника, депрессия, гнев — напротив, являются неуместными чувствами, которые мешают действовать и парализуют способность работать в направлении улучшения своей жизни.
Практически любая отрицательная эмоция так или иначе может оказаться полезной. Сильная паника может подстегнуть вас быстрее убежать от лесного пожара. Может! Но вряд ли это сработает.
Сильная паника, как правило, дезорганизует вас и парализует до такой степени, что вы не можете быстро бежать от огня. Яростный гнев заставит вас кипеть от негодования, но вряд ли подтолкнет сделать что-нибудь конкретное для того, чтобы побороть несправедливость. А если вы все-таки начнете что-то делать в гневе и ярости, то, скорее всего, наделаете множество глупостей.
У вас есть лучший выбор. Вы можете сознательно выбрать глубокую озабоченность вместо удушающего страха; вы можете выбрать недовольство несправедливостью и решимость бороться против нее.
И это, между прочим, даст гораздо более удовлетворительные результаты! Причем нагрузка на вашу нервную систему будет намного меньше.
Можно также выбрать заботу о своей безопасности вместо паники и ужаса. Можно выбрать неудовольствие и решимость бороться с несправедливостью вместо гнева и обиды.
Гораздо полезнее проявлять озабоченность по поводу неприятных событий. Озабоченность, осторожность, предусмотрительность помогут вам сохранять бдительность и оставаться в безопасности; в то время как неоправданная тревога, паника, страх сделают вас беззащитными. Если к вам относятся несправедливо, вы вполне законно испытываете разочарование, недовольство и решимость принять меры к изменению ситуации. Но можно выбрать и неуместные чувства гнева, ярости — и тогда будете только ныть, страдать и бездействовать.
Подход № 1 утверждает: «Когда ваши цели и потребности блокируются, вы переживаете как уместные, так и неуместные эмоции. С большой пользой для себя вы можете научиться распознавать разницу между этими двумя эмоциональными реакциями».
Контроль над собственными эмоциями
Человек не может быть полностью ответственным за все его неприятности. Напротив. Как уже было отмечено ранее, на вас влияют и ваши гены, и воспитание, которые также способствуют развитию тех или иных расстройств. И тем не менее — в определенной степени — вы можете контролировать свои эмоции. В какой-то мере вы можете сами выбрать, насколько часто вы будете «опрокидывать тележку с яблоками».
В значительной степени (хотя и не полностью) вы сами являетесь творцом своих расстраивающих мыслей и чувств; а потому в вашей власти взять их под контроль и изменить.
Каковы, в общем случае, те цели, преграды на пути к которым делают нас несчастными?
Это, во-первых, выживание, а во-вторых — удовлетворение собственных потребностей и обретение счастья. С самого рождения в вас развита сильнейшая биологическая тенденция к сохранению жизни и к борьбе за получение удовлетворения. Если бы у вас не было желания — цели — быть счастливым, то вы, возможно, не захотели бы продолжать жизнь. Итак, желание жить и быть счастливым, пока мы живы, является сильной врожденной тенденцией и помогает не только сохранению вас как индивида, но и сохранению всего рода человеческого.
Теперь, каким образом вы хотите быть счастливым или удовлетворенным? Кто-то испытывает удовлетворение от одиночества, кто-то — от активного общения с людьми, ну а кто-то — от общения с близким ему человеком. Одни счастливы, когда у них все прекрасно в семье или в бизнесе.
ЭТАП № 5 УСТРАНЕНИЕ БОЯЗНИ СТАРЕНИЯ И СМЕРТИ
(использовать с отдельными клиентами, которые в этом нуждаются)
Для устранения боязни старения и связанного с ним беспокойства выполняем в течение нескольких дней следующее психическое упражнение.
Сев в удобную позу, 1-2 минуты глубоко дышим.
• Затем перед мысленным взором представим зеркало (зеркало души). Вызвав в зеркале свой портрет (представив его), думаем о будущем, о годах, которые пройдут, и о том, что через много лет зеркало души покажет вас таким же, каким отражает в настоящее время. Думаем: «Годы пройдут, но это лицо не постареет».
После 5-минутной паузы выполняем вторую часть упражнения, целью которой является не только успокоение, но и омоложение через образные представления.
Информация о работе Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме