Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:16, дипломная работа
Цель исследования – исследовать систему методов социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме.
Цель исследования предопределила следующие задачи:
Изучить теоретические источники по проблеме феномена одиночества с целью разработки рекомендаций по совершенствованию социально-психологической помощи одиноким пожилым людям.
Провести анализ социально-психологических проблем одиноких пожилых людей в сельском социуме.
Изучить проблемы и психологические состояния одиноких пожилых людей.
Рассмотреть практическую модель социально-психологической помощи одиноких пожилых людей в условиях сельского социума.
Введение...........................................................................................................................3
1 Феномен одиночества в пожилом возрасте………………………………………...8
Проблемы возникающие у пожилых людей с приобретением статуса
«пенсионер»………………………………………………………………………….7
1.2 Психологические проблемы людей пожилого возраста………………………....11
2 Теоретические аспекты проблемы социального обслуживания
пожилых людей на селе...................................................................................................17
2.1 Анализ социальных проблем пожилых людей в сельском социуме....................17
2.2 Социальная среда села, специфика работы в ней…………………………….......21
2.3 Социальное обслуживание как ведущее направление социальной
работы с одинокими пожилыми людьми…………………………………….………..25
2.4 Особенности профессиональной деятельности социального
работника, направленной на пожилого человека…………………………………….28
3Социальная проблема одиночества в пожилом возрасте, пути ее решения в
условиях сельского социума………………………………………………………...36
3.1 Феномен одиночества людей пожилого возраста как социальная проблема……36
3.2 Основные направления социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН…..38
3. 3. Исследование проблемы одиночества у пожилых людей…………...……….….45
3.4 Модель социальной терапии с одинокими пожилыми
людьми, проживающими в сельском социуме…………………………………….…….53
3.5 Инновационные формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми
людьми ……..………………………………………….……………………………………57
Заключение.............................................................................................................................63
Список использованных источников...................................................................................
- защитника, которая заключается в защите прав и интересов пожилого человека .
Таким образом, деятельность социального работника состоит из многофункциональных ролей, каждая из которых выполняет свою функцию. Однако социальный работник, осуществляя какую-либо обязанность, может осуществлять одну или несколько ролей, а в процессе выполнения он может выполнять несколько различных функций. Например, когда пожилой человек попадает в трудную жизненную ситуацию (взаимоотношения в семье), то социальный работник выступает в роли консультанта, посредника, защитника.
Необходимые навыки специалиста по социальной работе с пожилыми людьми:
- коммуникативные (уметь вступать в контакт с клиентом, вызывать доверие к человеку, уметь сопереживать, соблюдать конфиденциальность, правильно воспринимать критику и т.д.);
- диагностические
(умение изучать личность, анализировать
конкретную жизненную ситуацию,
творчески перерабатывать
- интеракциональные (активно влиять на поступки человека);
- педагогические (обладать искусством помогать людям);
- саморегулятивные
(контролировать эмоции, поступки; уметь
вовремя разоружаться
Профессиональные знания необходимые для оказания социальной помощи и услуг пожилым людям, группам, организациям или обществу. Это знания о поведении пожилого человека, геронтологии, социально-психологических особенностей пожилого возраста, физиологических процессов, протекающих у пожилых людей, особенности их социализации и т.д., а также специфики оказания социальных услуг. Знания о законодательной базе по защите прав пожилых людей и социальных программах, ценностях и этике. Стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации. Основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях.
Профессиональное умение и навыки заключаются: в анализе конкретной жизненной ситуации, решении социальных проблем пожилого человека, защите его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с пожилыми людьми; в поддержке таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, честность в профессиональной деятельности; в сознательном и разумном использовании собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях [14]; в умении не поучать, не приказывать, не запрещать. Вдохновлять и побуждать пожилого человека к действию, инициативе, творчеству, уважать достоинство и уникальность личности; в умении слышать пожилого человека, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта; в умении быть коммуникабельным, контактным, уметь «разговорить» пожилого человека, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих; в умении быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, не допускать унижения достоинства пожилого человека формами оказываемой ему благотворительной помощи; в умении быть неформальным в работе с пожилым человеком, выполнить роль советчика, помощника пожилого человека в решении им собственных проблем; строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; в умении находить в себе помощников, поддерживать участие общественности в развитии социальной работы [46]; в умении проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных; в умении правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.
Профессиональные мотивации и сознания, выражаются: в глубокой и искренней заинтересованности в пожилых людях и работе с ними; в настрое на работу в трудных условиях и решение сложных социальных проблем; в признании и принятии того факта, что часто один человек должен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех [14]; всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать пожилого человека; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе пожилых людей; защищать его от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения; в соблюдении высоких нравственных стандартов своего поведения.
Суть профессиональной деятельности состоит в том, что специалисту по социальной работе необходимо знать особенности клиентов, систему помощи пожилому человеку, административную работу, лучше других представлять природу социальных явлений. При этом социальный работник должен передавать знания другим, а также самосовершенствоваться. Большую роль в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе играет, и обладание индивидуальной способностью и профессиональным чутьем .
Отметим следующее, что профессионализм социального работника тесно связан с профессиональной культурой. Е.И.Холостова рассматривает культуру как развитие и формирование духовной сферы профессиональной деятельности [28]. Так, строгость и требовательность - это качества, характерные для позиций ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется, что эти качества не должны трансформироваться в жестокость и жесткость. Очень важно, чтобы специалист по социальной работе относился к качеству своей работы, не преувеличивая своих возможностей и своей роли в достижении успеха. В тоже время излишний критицизм, неуверенность в себе, усталость могут препятствовать продуктивной деятельности социального работника. Общаясь с клиентом, специалист по социальной работе должен все время отмечать положительные сдвиги: позитивное подкрепление - мощный стимул для самоорганизации клиента.
Самым главным в социальной работе с пожилыми людьми должно стать умение устанавливать контакт с наиболее некоммуникабельными пожилыми людьми, работникам необходимо овладеть искусством общения с пожилыми людьми, т.к. в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность.
Овладение навыками общения с пожилыми людьми - не простая задача, помимо умения выслушать пожилого человека с пониманием его нужд необходимо с то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключается его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний. Важно не дать пожилому человеку быть ведущим в беседе и в дальнейших контактах. Следует очень доброжелательно и уважительно переключить беседу, направляя ее в нужное для социального работника русло. Немаловажным является и умение достойно закончить беседу, не обидев пожилого человека и убедив его своим поведением, что все его проблемы будут учтены и по возможности удовлетворены. Никогда не нужно категорически отказывать в проблемах или утверждать, что все просьбы будут выполнены [24].
Рассматриваемые задачи социальной работы с пожилыми людьми, роли и функции социального работника не исчерпывают всей его профессиональной деятельности. Однако они позволяют проследить и выявить главную стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника с пожилыми людьми, а именно умение, желание идти к пожилым людям, находить формы общения с ними, что бы им помочь. Общение выступает как одна из форм главных ролей социального работника с пожилыми людьми. При этом оно происходит на разных уровнях: специалист по социальной работе как представитель государства, оказывающий помощь и наконец социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, так как в итоге самым главным является конкретный человек [24].
Таким образом, самым высоким показателем профессионализма специалиста по социальной работе является доверие пожилого человека, принятие советов, все усилия должны быть направлены на активизацию пожилого человека, побуждение его самостоятельно разрешить личные проблемы.
Вне всякого сомнения, добросовестное исполнение трудовых обязанностей является единственным мерилом профессиональной пригодности специалиста по социальной работе. Возникновение естественного чувства благодарности со стороны обслуживаемого пожилого человека за оказываемую помощь и поддержку. А со стороны специалиста по социальной работе – сочувствия и доброжелательной заинтересованности, осознания своей собственной значимости и необходимости в решении самых разнообразных проблем нуждающегося человека, приобретение опыта и профессиональных знаний и есть то гармоничное сочетание спроса и предложений, к которому стремится вся система социального обслуживания.
Анализируя различные подходы к старению, мною отмечено, что на первый план выдвигается понимание индивидуального старения как объективного социального риска и связанная с ним необходимость создания предпосылок и условий для адаптации к ограничениям жизнедеятельности в пожилом возрасте. Пожилые граждане сельской местности нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей: полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, социально -медицинском уходе и помощи.
В организации
социальной работы с пожилыми
людьми в сельском социуме
необходимо учитывать всю
В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.
В целях наилучшего приспособления к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.
Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что все пожилые люди, живущие в одиночку, испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе, и в кругу семьи, хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми.
Исследования, проведенные Перланом и его коллегами, вывели гораздо больше фактов одиночества среди старых одиноких людей, которые проживали с родственниками, чем среди других стариков, которые жили одни. Оказалось что социальные контакты с друзьями , соседями снижали их чувство одиночества у одиноко проживающих пожилых людей и повышали чувство собственной пригодности , ощущения нужности и востребованности.
Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.
Старость реальной жизни – это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приходят к трагическому противоречию. Возможно, в конце концов придется отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни - достаточная награда за такой отказ.
Есть еще другой аспект одиночества, жертвой которого становятся чаще мужчины, чем женщины, это одиночество, наступающее в результате интеллектуальной активности, наряду со снижением физической. Женщины не только живут дольше, чем мужчины, но и в целом меньше поддаются воздействию старения. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам: «трудолюбивой пчелке некогда печалиться». Большинство пожилых женщин способны окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. С уходом на пенсию количество дел у мужчин уменьшается, зато количество дел у его жены заметно увеличивается. В то время как мужчина пенсионер теряет свою роль «добытчика» средств существования, женщина никогда не расстается с ролью домашней хозяйки. С уходом на пенсию мужа женщина сокращает денежные расходы на ведение домашнего хозяйства, ее здоровье ухудшается и снижается жизненная энергия.
Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых женщин, усиливается по мере традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад, к роли матери», теперь уже по отношению к мужу. Теперь, в ее обязанности входят следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин.
По проведенным исследованиям «овдовевшие мужчины более одиноки, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке и овдовевших, не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества» [32, с. 21]. Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены чувству одиночества, чем люди, живущие одни; но опять же такое влияние больше испытывали мужчины, чем женщины. Одинокие мужчины принадлежали к группе наиболее страдающих от одиночества людей; мужчины, состоящие в барке, относились наименее подверженных чувству одиночества людей, женщины состоящие в браке, а также живущие одни, занимали промежуточное положение между первыми двумя группами. Такие данные частично объясняются различием в организации свободного времени у мужчин и женщин пожилого возраста. Результаты показали, что две третьи одиноких мужчин, занимаются делами, связанными с уединением, тогда как свыше две трети одиноки женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности.
Проведенные исследования социологов показали, что большинство пожилых людей (56%) проживают вместе с детьми, причем в 45% таких семей есть внуки, 59% пенсионеров имеют супруга (супругу). Одинокие составляют 13%. Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23%, то для одиноких этот показатель - 38%.
Можно сделать следующий вывод: при оказании помощи одиноким необходимо учитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству. Дружеские связи, социальное окружение и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству для оказания помощи одиноким. Помощь одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.
В решении проблемы одиночества важное значение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.
Информация о работе Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме