Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:16, дипломная работа
Цель исследования – исследовать систему методов социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме.
Цель исследования предопределила следующие задачи:
Изучить теоретические источники по проблеме феномена одиночества с целью разработки рекомендаций по совершенствованию социально-психологической помощи одиноким пожилым людям.
Провести анализ социально-психологических проблем одиноких пожилых людей в сельском социуме.
Изучить проблемы и психологические состояния одиноких пожилых людей.
Рассмотреть практическую модель социально-психологической помощи одиноких пожилых людей в условиях сельского социума.
Введение...........................................................................................................................3
1 Феномен одиночества в пожилом возрасте………………………………………...8
Проблемы возникающие у пожилых людей с приобретением статуса
«пенсионер»………………………………………………………………………….7
1.2 Психологические проблемы людей пожилого возраста………………………....11
2 Теоретические аспекты проблемы социального обслуживания
пожилых людей на селе...................................................................................................17
2.1 Анализ социальных проблем пожилых людей в сельском социуме....................17
2.2 Социальная среда села, специфика работы в ней…………………………….......21
2.3 Социальное обслуживание как ведущее направление социальной
работы с одинокими пожилыми людьми…………………………………….………..25
2.4 Особенности профессиональной деятельности социального
работника, направленной на пожилого человека…………………………………….28
3Социальная проблема одиночества в пожилом возрасте, пути ее решения в
условиях сельского социума………………………………………………………...36
3.1 Феномен одиночества людей пожилого возраста как социальная проблема……36
3.2 Основные направления социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН…..38
3. 3. Исследование проблемы одиночества у пожилых людей…………...……….….45
3.4 Модель социальной терапии с одинокими пожилыми
людьми, проживающими в сельском социуме…………………………………….…….53
3.5 Инновационные формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми
людьми ……..………………………………………….……………………………………57
Заключение.............................................................................................................................63
Список использованных источников...................................................................................
Главное для пожилых людей – не попасть в ситуацию одиночества, самоизоляции. Пожилому человеку необходимы социальные контакты, даже, если он не работает; не поддаваться апатии, бездеятельности; не настраивать себя на ожидание несчастья. Уход за собой, за близкими людьми вызывает сознание определенной полезности и важности для пожилого человека, не проникаться жалостью к себе.
Очень тяжелое состояние пожилых людей – безнадежность и отчаяние. Важно у таких лиц формировать установку: жизнь продолжается, пусть с трудностями, болезнями, лишениями, но продолжается, и надо жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь.
Практика показывает, что существуют различные категории пожилых людей, а именно: не нуждающиеся в помощи; частично утратившие трудоспособность; нуждающиеся в обслуживании; требующие ухода.
В зависимости от принадлежности к той или иной категории разрабатываются программы социальной помощи, выбираются методы и приемы работы с пожилыми людьми. Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми является уважение к личности. Необходимо принимать клиента таким, каков он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Профессиональная компетентность социального работника заключается в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете принадлежности клиентов к определенной социальной и профессиональной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно- бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов дают возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и путь ее решения. У пожилых людей должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым.
Для этого используются различные приемы: выяснив проблему, помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы, принять меры к конкретной помощи действием: навести порядок в комнате немощной старушки, доставить медикаменты, слабослышащим – новый слуховой аппарат, пригласить к участию в конкурсах творческих работ (по пошиву, вязанию, цветоводству и т.д.).
В социальной работе с пожилыми следует руководствоваться принципами корректности и тактичности. «Не навреди!», «Не лезь в чужую душу». Пусть висят портреты и старые картины в комнатах пожилых, пусть их окружают любимые вещи до тех пор, пока они сами с ними не расстанутся. Важной установкой в работе с пожилыми людьми является принятие их не только в качестве ее объекта, но и как субъекта. Это помогает определить и подключить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке, самозащите.
Наблюдения подтверждают, что такой метод служит импульсом для улучшения как физического, так и духовного самочувствия людей «третьего возраста». Особое внимание следует уделить приему пожилых клиентов. При первой встрече предпочтителен нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.
Каждая встреча-беседа с пожилым человеком индивидуальна, но можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые целесообразно учитывать в практической деятельности, определить выбор места для приема пожилого человека.
Идеальный вариант – когда клиент садится спиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущему прием, чтобы видеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как и излишняя отдаленность, мешают контакту.
Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи избегая при этом суетливости и заигрывания, нежелательна и «бурная атака» в начале беседы. Уместно применять некоторые приемы аттракции (расположения клиента к себе).
Контакт становится оптимальным, если социальный работник при общении использует улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты, ободряющую мимику.
Обращаться к клиенту уместно по имени и отчеству, тем самым поддерживая его достоинства, и подчеркивая свое уважение. Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.
Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т.е. восприятия друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе более глубокого взаимоотношения.
Часто пожилой клиент излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.
Положительно действует обращение социального работника к клиенту: «Давайте познакомимся, как мне Вас называть?», но если клиент растерян, его можно подбодрить репликами: «Слушаю Вас, Иван Дмитриевич», «Какие у Вас проблемы?» и т.д. Социальный работник должен обладать такими коммуникативными качествами как наблюдательность, эмпатия, умение слушать и «строить» диалог. Не следует советовать, указывать, делать назидания. Эти меры не располагают к откровенности и доверительности.
Специалист по социальной работе, работающий с пожилыми людьми, должен знать психологические особенности людей этого возраста. Это поможет ему правильно построить свою работу, найти общий язык с престарелыми людьми, объективно оценить ситуацию, причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения проблемы. На формирование психики всех людей, и пожилых в частности, оказывают воздействие биологические и социальные факторы, под воздействием которых у пожилого человека происходят изменения.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: помочь пожилому человеку сегодня – это прежде всего воспринять и понять его мир, мир человека «третьего возраста».Особенное внимание специалистам отделения в своей работе необходимо уделять вопросу психологической реабилитации граждан пожилого возраста на базе клубов общения. Создание клубов общения расширяет сферу воздействия срочной психологической помощи в отделении и способствует психопросвещению населения, что в свою очередь помогает желающим решать личностные проблемы, улучшая тем самым их психическое и физическое состояние. В клубах, как правило, собираются пожилые люди, которые дома чувствуют себя одинокими, кто пережил какую-либо психологическую травму (например, потерю близкого человека и т.д.). Посетители клубов могут найти единомышленников, новых друзей. Клубы являются «отдушиной» для посетителей, «светом в окошке». Так, например, психологический клуб «Гармония» может собирать граждан пожилого возраста, в том числе инвалидов, членов их семей, понимающих необходимость и пользу психологических знаний.
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА СЕЛЕ
2.1 Анализ социальных проблем пожилых людей в сельском социуме
Совсем недавно демографическое постарение рассматривалось как незначительная проблема, относящаяся только к компетенции демографов. Но сейчас прояснился и полностью осознан быстрый рост этого явления. Нет никаких сомнений в его распространении по всему миру, и его последствия действуют во всех секторах социальной активности. Всплеск интереса научной общественности к многочисленным и разнообразным проблемам позднего периода жизни человека очевиден. Международное сообщество заметило проблему постарения населения и провозгласило необходимость создать «общество для всех возрастов» [22, с. 11].
В широком смысле под старением населения понимают увеличение среднего возраста населения, который зависит от уровня смертности, средней продолжительности жизни и других показателей. В узком смысле под старением населения понимают постепенное увеличение доли граждан пожилого и старческого возраста в составе населения. Старость – это такой возрастной период жизни человека, который является её заключительной фазой, характер и время наступления которой обусловливаются биологическим процессом возрастных изменений организма человека [22].
Знание характеристик способов жизнедеятельности пожилых людей в общественных процессах вместе со всеми статистическими данными по демографическим изменениям и структуре населения являются необходимыми предпосылками для выполнения согласованной всесторонней политики в отношении к пожилому и старческому возрастам.
О том, что во всём мире наблюдаются определённые изменения, связанные с постарением населения, говорится во многих работах и книгах, посвященных проблемам старости. Приводятся впечатляющие цифры, подкрепленные таблицами и мнениями авторитетных людей, объясняются причины, вызвавшие небывалый, беспрецедентный рост количества стареющего населения во многих странах мира. При этом проблема старости рассматривается в трёх аспектах. Первый посвящен демографическим и экономическим аспектам, второй связан с медицинскими особенностями старости, в основном гериатрическими исследованиями. И, наконец, третий, связан с социальной защитой пожилых людей, которая охватывает широкий спектр вопросов. Хотя старение населения является, прежде всего, процессом, характеризуемым демографическими показателями, оно обусловлено в значительной степени социально-экономическими и культурно-историческими причинами.
Учёные, изучающие природу старения, выделяют самые разные группы пожилых людей: бодрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; ещё работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные, домоседы; проводящие интенсивно и разнообразно свой досуг [22, с. 11].
Многие авторы считают возможным разграничить такие понятия, как «старик» и «пожилой человек»: старик – это человек, с возрастом невосстановимо утративший свои физические и душевные силы. Наиболее распространенное мнение среди авторов заключается в том, что единого критерия старости не существует. Группа людей в возрасте 60-75 лет, для которой характерны большая или меньшая утрата возможностей материального обеспечения и почти полное сохранение способности самообслуживания, определяется как группа пожилых людей. Рамки пожилого возраста в любом случае всегда будут условными, ибо психологическая, биологическая или социальная границы всегда останутся индивидуальными [20]. В подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.
В Республике Беларусь распространены термины «лица старше трудоспособного возраста», «пожилые люди». С позиции социологического подхода вполне приемлемо и адекватно понятие «лица старше трудоспособного возраста» отнести и к понятию «люди пожилого возраста», но в определенных и пространственных рамках. Этот вывод можно подтвердить следующим: во-первых, при достижении пенсионного возраста, а в Беларуси это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, у человека меняется его экономический, демографический и социальный статус. Из категории трудоспособного он переходит в категорию старше трудоспособного; теряет экономическую свободу становится получателем пенсии; и, наконец, приобретает новый статус - пенсионер; во-вторых, в пенсионном законодательстве пожилой возраст указывается с 55 лет для женщин, 60 – для мужчин. [20]. Это отсчет юридической границы старости в нашей стране.
Рост числа пожилых людей в сельской местности и их доли в составе населения не может рассматриваться только как демографический фактор, определённый количественный сдвиг в возрастной структуре населения. Для объективного рассмотрения и оценки этого явления необходима реализация комплексного социального подхода. Место пожилых людей сельской местности в социально – демографической общности рассмотрено с учетом биологической и трудовой составляющих социальной структуры сельского населения современной Беларуси. На основании сравнительного анализа статистических данных определены элементы социальной структуры, характеризующие место пожилых людей в ней: в биологической составляющей социальной структуры сельского населения Беларуси в настоящее время каждый третий является пожилым человеком; в трудовой структуре – 22,5 % занятых являются работающими пенсионерами.
Это объективный процесс, который должен учитываться при разработке перспектив развития социальной политики, направленной на решение геронтологических проблем. Согласно статистическим данным в 2006 году из 2976,8 тыс. сельского населения республики –1046,4 тыс. граждан пожилого возраста. Более того, в 90-е гг. в сельской местности ушло на пенсию почти полмиллиона человек. При этом удельный вес трудоспособного сельского населения к 2000 г. сократился до 45,2%, а пенсионного – увеличился до 34,3%. В нашей стране лица, проживающие в сельской местности в возрасте от 60 до 74 лет составляли в 1970 г. – 12,6%, в 1979 г. – 14,5%, в 1989 – 17,8%, в 2009 г. – 22,8%, что свидетельствует об увеличении доли пожилых людей в составе сельского населения [20].
Для социального работника важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанный с образом и уровнем жизни пожилых людей в сельской местности, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями. Поэтому для того, чтобы успешно работать с гражданами пожилого возраста в сельской местности, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности.
Представляя обобщённый социально-психологический портрет пожилого человека, проживающего в сельской местности, выделим типичные особенности их жизнедеятельности. Каковы основные психологические проблемы людей «третьего возраста»?
1. Страх перед возможными ошибочными решениями, стремлением избежать всяких новшеств.
2. Стремление доказать своё право на уважение, даже тогда, когда на него никто не посягает.
3. Ослабление процессов внутреннего торможения.
Информация о работе Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме