Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать систему методов социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме.
Цель исследования предопределила следующие задачи:
Изучить теоретические источники по проблеме феномена одиночества с целью разработки рекомендаций по совершенствованию социально-психологической помощи одиноким пожилым людям.
Провести анализ социально-психологических проблем одиноких пожилых людей в сельском социуме.
Изучить проблемы и психологические состояния одиноких пожилых людей.
Рассмотреть практическую модель социально-психологической помощи одиноких пожилых людей в условиях сельского социума.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
1 Феномен одиночества в пожилом возрасте………………………………………...8
Проблемы возникающие у пожилых людей с приобретением статуса
«пенсионер»………………………………………………………………………….7
1.2 Психологические проблемы людей пожилого возраста………………………....11
2 Теоретические аспекты проблемы социального обслуживания
пожилых людей на селе...................................................................................................17
2.1 Анализ социальных проблем пожилых людей в сельском социуме....................17
2.2 Социальная среда села, специфика работы в ней…………………………….......21
2.3 Социальное обслуживание как ведущее направление социальной
работы с одинокими пожилыми людьми…………………………………….………..25
2.4 Особенности профессиональной деятельности социального
работника, направленной на пожилого человека…………………………………….28
3Социальная проблема одиночества в пожилом возрасте, пути ее решения в
условиях сельского социума………………………………………………………...36
3.1 Феномен одиночества людей пожилого возраста как социальная проблема……36
3.2 Основные направления социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН…..38
3. 3. Исследование проблемы одиночества у пожилых людей…………...……….….45
3.4 Модель социальной терапии с одинокими пожилыми
людьми, проживающими в сельском социуме…………………………………….…….53
3.5 Инновационные формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми
людьми ……..………………………………………….……………………………………57
Заключение.............................................................................................................................63
Список использованных источников...................................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом_отредактир_Жедик.doc

— 700.00 Кб (Скачать файл)

- подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных

социальных служб (государственные, общественные, церковные, частные и иные);

- организации социального обслуживания (учреждения и предприятия);

- управления социальным обслуживанием;

- ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно- методическое, информационное) [18, с. 34].

  Исследователи проблем социального обслуживания [18] выделяют две группы функций системы социального обслуживания:

  1) существенно-деятельностные функции (профилактическая, социально- реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная,

  2) нравственно-гуманистические функции (личностно- гуманистическая, социально - гуманистическая).

  Практическая реализация этих функций неразрывно связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро - и микроуровнях.

  Государство гарантирует пожилым людям право на социальное обслуживание. Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и платно через систему соответствующих социальных служб на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого законного представителя. Виды социального обслуживания оказываемые пожилым людям в территориальных центрах:

- материальная помощь: денежные средства, продукты питания, медикаменты, средства санитарии и гигиены, предметы ухода за детьми, одежда, обувь, предметы первой необходимости; специальные транспортные и технические средства профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

- социальный патронаж граждан и семей, нуждающихся в постоянном нестационарном обслуживании: помощь в виде социально-бытовых услуг, содействие в получении медицинской и иной помощи;

- стационарное обслуживание граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе: создание необходимых условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, уходом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга;

- предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства и занятий;

- организация дневного пребывания гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению; людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- консультативная помощь гражданам и семьям в области социально-экономического и медико-социального обеспечения жизнедеятельности, психологической помощи, правовой защиты;

- реабилитационные услуги: помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации граждан, являющихся инвалидами [18, с. 32].

  Социальные услуги – это действия по оказанию помощи клиенту социальной службы в соответствии с видами социального обслуживания. Социальные услуги, оказываемые на дому отделением срочного социального обслуживания, и отделением социальной помощи на дому, предоставляются на условиях частичной оплаты: одиноким пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноким инвалидам 1 и 2 групп (семьям, состоящих из инвалидов 1 и 2) получающим пенсии (с учетом надбавок и повышений) в размере, превышающим 100 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения; одиноко проживающим пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноко проживающим инвалидам 1 и 2 групп (семьям, состоящих из инвалидов 1 и 2), не имеющих на территории Республики Беларусь трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии (с учетом надбавок и повышений) превышает 100 процентов утвержденного БПМ в среднем на душу населения; одиноко проживающим пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноко проживающим инвалидам 1 и 2 групп (семьям, состоящих из инвалидов 1 и 2 групп), не имеющим в населенном пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону. Пенсионерам, имеющим в населенном пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону, а также гражданам, проживающим в семьях, имеющих в своем составе трудоспособных членов семьи, услуги предоставляются на условиях полной оплаты.

  С введением в конце 80-х годов службы социальной помощи на дому растущее количество одиноких и немощных пенсионеров получило возможность получать необходимую помощь от государственных и общественных организаций, таких как Общество Красного Креста и общество «Милосердия». Однако служба не получила повсеместного распространения, услуги оказывались преимущественно в крупных городах. Развернувшийся в начале 90-х гг. кризис ослабил материальную базу и возможность оплачивать услуги социальных работников.

  Новое представление о сущности социального обслуживания внес Закон «О государственных минимальных стандартах» от 13.10.1999 г. В начале 2004 г. в Каменецком районе был открыт Территориальный центр социального обслуживания населения. В структуру Центра входит отделение социальной помощи на дому.

   Целями социального обслуживания являются:

- оказание содействия в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые человек не в состоянии разрешить собственными средствами на основе имеющихся возможностей;

- прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;

- активизация собственных усилий для самостоятельного решения возникающих проблем.

Задачами социального  обслуживания являются:

1.  Информирование  населения о возможности оказания  помощи.

2. Выявления  одиноких пожилых людей и степени их нуждаемости.

3. Сбор информации  и планирование социального обслуживания  пожилых людей.

4. Разработка  и планирование системы мероприятий  по социальному обслуживанию.

5. Изучение условий  проживания пожилых людей в  районе, показателей территориальной доступности медицинского, бытового обслуживания, культурного досуга.

6. Разработка  на основе полученной информации  программы осуществления доступной  помощи и услуг по месту жительства .

  Существенную роль в улучшении социального обслуживания пожилых людей в государственной системе социальной защиты населения сыграла Республиканская комплексная программа «По проблемам пожилых людей на 2001-2005гг.». В соответствии с Протоколом №19 заседания президиума Совета Министров от 12.09.1997 года в целях дальнейшего совершенствования и развития различных форм нестандартного социального обслуживания пенсионеров и инвалидов в Брестской области открыты 284 Дома социальных услуг (в Каменецком районе открыто 5, планируется до конца года открыть еще 2.) Дома социальных услуг открыты с целью улучшения социального обслуживания жителей малых деревень, большинство из которых составляют пенсионеры и инвалиды. В этих учреждениях созданы все условия для собраний, торжественных мероприятий, а также для повседневной деятельности по медицинскому, торговому, бытовому обслуживанию населения. С начала 90-х гг. происходит расширение программы поддержки пожилых людей.

 

2.4 Особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, направленной на пожилого человека

  Понятие социальной работы появилось в XIX веке. Предпосылками для ее становления во всем цивилизованном мире являются попечительства, благотворительность, совместный соборный труд, бескорыстное служение различных общин, а также различные формы социальной помощи и поддержки пожилого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в Республике Беларусь переживает стадию своего становления: идет профессиональная подготовка кадров.

  Отличительной чертой профессии является самоотдача во имя интересов клиента, на которого направлена деятельность социального работника. Деятельность социального работника предусматривает широкий спектр услуг, необходимых пожилым людям.

   Проблемы пожилого человека определяют специфические виды направленности социальной работы: во-первых, это работа с проблемой пожилого человека; во-вторых, с другими службами. Эти две формы в свою очередь классифицируются по видам социальной работы. Так, в первом случае можем говорить, с одной стороны, о характере проблемы пожилого человека (инвалидность, смерть близкого человека и т. п.), с другой – об особенностях пожилого человека. Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с иными службами; с другой – о статусе этих организаций.

  Основные задачи, возлагаемые на профессиональную деятельность социального работника с пожилыми людьми:

- оказывать помощь пожилым людям, видеть и устранять затруднения личного, социального, экономического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;

- помогать пожилым людям справляться с возникшими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;

- защищать беспомощных пожилых людей в соответствии с законом, прибегая к помощи правоохранительных органов;

- способствовать более широкому использованию каждым пожилым человеком собственных возможностей для социальной самозащиты;

- использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом пожилых людей.

  Рассматриваемый круг задач со всей определённостью показывает широчайший диапазон навыков и умений, которые потребуются социальным работникам в работе с пожилыми людьми. Отметим, что в работе с клиентами социальный работник выполняет разнообразные роли с использованием различных рабочих функций. В «Словаре по социальной работе» роль рассматривается как «культурно детерминированная модель поведения, которая установлена для личности, занимающей особое общественное положение» [28, с. 17]. Рабочая функция социального работника может быть охарактеризована как определённая обязанность, задача или деятельность связанная со спецификой профессиональной ролью.

  Итак, конкретизация деятельности социальных работников вытекает из его основных функций: Павленок П.Д.[19, с. 15].

- диагностическая – изучение особенностей пожилого человека, степень направленного мнения на него микросреды, выявление и анализ проблем пожилого человека, постановка «социального диагноза»;

- прогностическая – прогнозирует и вырабатывает определённые модели социальной поддержки, помощи и защиты пожилого человека в сложной жизненной ситуации;

- социально- бытовая – способствует в оказании необходимой помощи пожилым людям в улучшении их бытовых и жилищных условий;

- социально-медицинская – организует работу профилактике заболеваний, осуществляет социально-медицинское обслуживание пожилых людей, способствует овладению оснований оказание первой медицинской помощи;

- психологическая – изучает психологические особенности пожилых людей, консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации и реабилитации пожилого человека, решает проблемы межличностных отношений;

- социально- педагогическая – выявляет интересы и потребности пожилых людей в разных видах деятельности (культурно - досуговой, спортивно-оздоровительной и т. п.), решает вопросы, связанные с их социализацией и адаптацией;

- организационная – способствует организации работы по развитию системы услуг для пожилых людей, налаживает взаимодействие с другими учреждениями;

- правозащитная – используя законы и правовые акты, защищает его права, содействует соблюдению юридических норм .

  Исходя из выше изложенных функций, в работе с пожилыми людьми специалист по социальной работе выполняет следующие роли:

- определителя клиента – установление пожилого человека, испытывающего трудности или находящегося в состоянии риска; обнаружение, выявление условий окружения, создающих проблемы;

- оцениватели, направлены на сбор информации, оценивая проблемы пожилого человека;

- менеджера информации, заключается в классифицировании и анализе полученных о пожилом человеке данных, помощи в принятии решений для действий;

- посредника – оказать содействие в решении жизненных проблем пожилым людям подключая все социальные службы, а также предоставление гарантированных услуг.

- адаптора, направлена на подготовку пожилых людей к предотвращению трудных жизненных ситуаций или повышению их способности приспособляться в изменяющихся социальных процессах;

- организатора, заключающаяся в организации быта, труда и отдыха пожилого человека;

- терапевта, направлена на изменение социального функционирования пожилого человека путем проникновения во внутренний мир, анализа своих чувств, вызванных проблематичными общественными ситуациями или какими-либо аспектами жизнедеятельности, что позволит пожилому человеку достигнуть желаемого личного роста;

Информация о работе Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми в сельском социуме