Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа
Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.
Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87
министерство образования и науки Республики Казахстан
Оверченко Д.А.
Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье
специальность 5В050300 – « Психология»
Павлодар 2012
Обозначения и сокращения
В настоящей дипломной работе применяются следующие сокращения:
вторичная диагностика в.д.
глава
город
заведующий
издательство
и другое
и прочее
и так далее
и тому подобное и т. п.
количество
литература
младший
процент
первичная диагностика
п.д.
раздел
страница
то есть
Нормативные ссылки
В настоящей дипломной работе использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 7.12-93 Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати;
Рекомендация. Р 50-77-88 «Правила выполнения диаграмм» и ГОСТ 2.319-81;
ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) и ГОСТ 7.32-91 «Реферат и аннотация»;
ГОСТ 2.106-96 «Текстовые документы»;
ГОСО РК 5.03.016-2009 «Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Высшее образование. Основные положения». Правила выполнения дипломной работы (проекта) в высших учебных заведениях.
ЗАДАНИЕ
Содержание
Введение
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в
современной психологии
1.1 Понятие семьи и семейных
отношений. Типы семейных отношений
1.2 Особенности подросткового
возраста
1.3 Развитие автономии
и индивидуализации
1.4 Семья и подростковый
кризис
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми
2.1 Диагностика взаимоотношений
в семье
2.2 Коррекционная работа
2.3 Анализ результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А. тест Г.Шмишека
– К.Леонгарда
Приложение Б. тест Т.Лири
Приложение В. тест К.Томаса
Приложение Г. тест-опросник
А.Я. Варга, В.В. Столин
Приложение Д. тест «Рисунок
семьи»
Приложение Е. Коррекционная
программа
Приложение Ж. Тренинговая программа
для подростков
Введение
Подростковый период развития личности характеризуется как кризисный и представляет собой переход от детства к взрослой жизни. Особенности его протекания откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Главной возрастной задачей развития подростка является формирование самосознания, развитие устойчивого ощущения собственного «Я», развитие самоопределения и идентичности.
Подростковый возраст - это период, в который ребёнок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет нравственное развитие, формируются убеждения. Чаще всего, убеждения подростка не совпадают с общественным мнением, вследствие чего и возникают проблемы подростка в обществе. Многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитие подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями, семейные ценности и уже сложившиеся традиции.
Актуальность работы заключается в том что, проблема влияния взаимоотношений в семье на становление личности была и остается одной из значимых проблем семейной и возрастной психологии. В данной работе будет предпринята попытка, раскрыть данную тему и выявить, каким образом взаимоотношения в семье претерпевают изменения в период кризиса подросткового возраста.
Научная новизна и практическая значимость работы состоит в рассмотрении семьи как системы взаимоотношений и построение коррекционной работы на основе методических разработок специалистов Евразийского института практической психологии.
Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Доминирование ценности семейных отношений — одна из наиболее существенных социально-психологических характеристик семьи как разновидности малой группы.
Сфера отношений между родителями и детьми внутри одной семьи многогранная, сложная и деликатная. Главным в данной сфере взаимоотношений является понятие «роли». Роль родителей в системе детско-родительских отношений заключается в формирование личности ребенка, мира его мыслей, стремлений, и воспитание его собственного «Я» [1]. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на «жизнь» семьи в целом. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости [2].
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Роль образа родителя и ребенка в системе семейных взаимоотношений состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития личности подростка[3].
Одной из главных функций семьи является создание условий для развития личности всех членов.
Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.
Объект исследования: взаимоотношения в семье.
Предмет исследования: влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
Гипотеза исследования: целенаправленная реализация системы профилактических мероприятий с семьей, способствует минимизации негативных проявлений подросткового возраста, тем самым обеспечивает гармонизацию отношений в семье.
Методологическую основу работы составляет принцип научности, системности и доступности.В качестве основных методов исследования были использованы:
База исследования: ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 города Павлодара». В исследовании приняли участие 21 пара родитель/ребенок, возраст подростков 13-14 лет, возрастной диапазон родителей 32 - 45 лет.
1Проблемы подросткового возраста, построение семейных взаимоотношений в современной психологии
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений
Семья как социальный институт изучался философами, историками, социологами, педагогами и психологами во все времена. Исследованием проблем семьи в разное время занимались Э. Эриксон, В.И. Гарбузов, В.И. Дружинин, О.А. Карабанова, А.А. Бодалев, Л.Н. Столин, А.Я. Варга.
В Республике Казахстан проблемами семьи занимаются И.М. Шерьязданова, А.Н. Мамбетова, С.М. Джакупов, М.В. Коляева, Г.Н. Канищева и другие исследователи [4].
На сегодняшний день существуют различные определения понятия «семья». В психологическом словаре семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений [5].
По мнению Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгина, семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена [6].
Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. В жизни каждого человека родители играют ответственную роль. Они дают ребенку образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением и отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию [7].
Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье