Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.

Содержание работы

Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87

Файлы: 1 файл

Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье.docx

— 498.92 Кб (Скачать файл)

министерство образования и науки Республики Казахстан

  • Павлодарский государственный педагогический институт

  •  

  •  

     

     

     

    Оверченко Д.А.

    Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье

     

     

     

  • ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

  •  

     

     специальность  5В050300 – « Психология»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Павлодар  2012

    Обозначения и сокращения

     

    В настоящей дипломной работе применяются следующие сокращения:

    вторичная диагностика       в.д.

    глава                                     гл.

    город                                    г.

    заведующий                         зав.

    издательство                        изд – во

    и другое                               и др.

    и прочее                               и пр.

    и так далее                           и т. д.

    и тому подобное                 и т. п.

    количество                          кол - во

    литература                           лит.

    младший                              мл.                                  

    процент                                 пр.

    первичная диагностика       п.д.                                 

    раздел                                   разд.

    страница                             с.

    то есть                                 т. е.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Нормативные ссылки

     

    В настоящей дипломной работе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

    ГОСТ 7.12-93 Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати;

    Рекомендация. Р 50-77-88 «Правила выполнения диаграмм» и ГОСТ 2.319-81;

    ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) и ГОСТ 7.32-91 «Реферат и аннотация»;

    ГОСТ 2.106-96 «Текстовые документы»;

    ГОСО РК 5.03.016-2009 «Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Высшее образование. Основные положения». Правила выполнения дипломной работы (проекта) в высших учебных заведениях.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАНИЕ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Содержание

     

    Введение                                                                                                                    7

    1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных

     взаимоотношений в  современной психологии                                                      10

    1.1 Понятие семьи и семейных  отношений. Типы семейных отношений           10

    1.2 Особенности подросткового  возраста                                                               21

    1.3 Развитие автономии  и индивидуализации                                                        24

    1.4 Семья и подростковый  кризис                                                                           28

    2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений

    между родителями и детьми                                                                                     39

    2.1 Диагностика взаимоотношений  в семье                                                            39

    2.2 Коррекционная работа                                                                                        47

    2.3 Анализ результатов исследования                                                                     50

    Заключение                                                                                                                58

    Список использованной литературы                                                                       61

    Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда                                                    63

    Приложение Б. тест Т.Лири                                                                                      67

    Приложение В. тест К.Томаса                                                                                  71

    Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин                                       75

    Приложение Д. тест «Рисунок семьи»                                                                    78

    Приложение Е. Коррекционная программа                                                            79

    Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков                                    87

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Подростковый период развития личности характеризуется как кризисный и представляет собой переход от детства к взрослой жизни. Особенности его протекания откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

    Главной возрастной задачей развития подростка является формирование самосознания, развитие устойчивого ощущения собственного «Я», развитие самоопределения и идентичности.

    Подростковый возраст - это период, в который ребёнок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет нравственное развитие, формируются убеждения. Чаще всего, убеждения подростка  не совпадают с общественным мнением, вследствие чего и возникают проблемы подростка в обществе. Многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитие подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями, семейные ценности и уже сложившиеся традиции.

    Актуальность работы заключается в том что, проблема влияния взаимоотношений в семье на становление личности была и остается одной из значимых проблем семейной и возрастной психологии. В данной работе будет предпринята попытка, раскрыть данную тему и выявить, каким образом взаимоотношения в семье претерпевают изменения в период кризиса подросткового возраста.

    Научная новизна и практическая значимость работы состоит в рассмотрении семьи как системы взаимоотношений и построение коррекционной работы на основе методических разработок специалистов Евразийского института практической психологии.

    Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Доминирование ценности семейных отношений  — одна из наиболее существенных социально-психологических характеристик семьи как разновидности малой группы.

    Сфера отношений между родителями и детьми внутри одной семьи многогранная, сложная и деликатная. Главным в данной сфере взаимоотношений является понятие «роли». Роль родителей в системе детско-родительских отношений заключается в формирование личности ребенка, мира его мыслей, стремлений, и воспитание его собственного «Я» [1]. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на «жизнь» семьи в целом. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости [2].

    Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

    Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Роль образа родителя и ребенка в системе семейных взаимоотношений состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития личности подростка[3].

    Одной из главных функций семьи является создание условий для развития личности всех членов.

    Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.

    Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.

    Объект исследования:  взаимоотношения в семье.

    Предмет исследования: влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье.

    В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

    1. Определить проблему подросткового возраста в соответствии с изученными психологическими подходами в отечественной и зарубежной литературе.
    2. Ознакомиться с подходами, типологией, структурой семейных взаимоотношений.
    3. Оптимизация психокоррекционного воздействия на подростков, имеющих трудности в прохождении подросткового периода, которые приводят к нарушению семейных взаимоотношений.
    4. Определить методологические подходы и принципы переходного возраста.
    5. Разработать коррекционную программу, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.

    Гипотеза исследования: целенаправленная реализация системы профилактических мероприятий с семьей, способствует минимизации негативных проявлений подросткового возраста, тем самым обеспечивает гармонизацию отношений в семье.

    Методологическую основу работы составляет принцип научности, системности и доступности.В качестве основных методов исследования были использованы:

    • личностный тест-опросник определения акцентуации характера Г.Шмишека - К.Леонгарда
    • тест особенностей межличностных отношений Т.Лири
    • тест описания поведения К.Томаса
    • тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столин;
    • проективная методика тест «Рисунок семьи».

    База исследования: ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 города Павлодара». В исследовании приняли участие 21 пара родитель/ребенок, возраст подростков 13-14 лет, возрастной диапазон родителей 32 - 45 лет.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1Проблемы подросткового возраста, построение семейных взаимоотношений в современной психологии

     

    1.1 Понятие семьи  и семейных отношений. Типы семейных  отношений

    Семья как социальный институт изучался философами, историками, социологами, педагогами и психологами во все времена. Исследованием проблем семьи в разное время занимались Э. Эриксон, В.И. Гарбузов, В.И. Дружинин, О.А. Карабанова, А.А. Бодалев, Л.Н. Столин, А.Я. Варга.

    В Республике Казахстан проблемами семьи занимаются И.М. Шерьязданова, А.Н. Мамбетова, С.М. Джакупов, М.В. Коляева, Г.Н. Канищева и другие исследователи [4].

    На сегодняшний день существуют различные определения понятия «семья». В психологическом словаре семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений [5].

    По мнению Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгина, семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена [6].

    Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

    В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. В жизни каждого человека родители играют ответственную роль. Они дают ребенку образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением и отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию [7].

    Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье