Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.

Содержание работы

Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87

Файлы: 1 файл

Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье.docx

— 498.92 Кб (Скачать файл)
  1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.
  2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

Выделяют типичные кризисы семьи, которые в психологии считаются нормативными, через которые проходят многие семьи.

Прежде всего, кризисом является сам факт вступления в брак [32]. Особенно если свадьбе предшествовал период ухаживания, во время которого люди воспринимают друг друга через розовые очки. Вступление в брак приводит к изменению образа жизни, смене социального статуса. Для женщин перемена фамилии может приводить к «кризису идентичности» (Э.Эриксон). Меняется характер быта, появляются новые родственники, к которым нужно привыкнуть, меняются даже гастрономические пристрастия супругов.

Этот период адаптации супругов друг к другу длится в течение первого года. И по окончании первого года совместной жизни появляется кризис первого года жизни в браке. За это время супруги притираются друг к другу и выходят из кризиса с пониманием ответственности друг перед другом и перед семьей, либо появляется желание расстаться, и брачная проба считается неудачной. Первый пик разводов после первого года совместной жизни [33].

Второй кризис в семье может проявиться после рождения первого ребенка, даже если этот ребенок является желанным. Опять меняется уклад жизни, меняется распределение нагрузок в семье. Если молодая мать полностью уходит в заботы о ребенке, что вполне естественно, многими мужьями это воспринимается как потеря внимания к ним. Некоторые мужчины ревниво относятся к заботам о ребенке, воспринимая это так, что ребенок отнял у них любовь и заботу жены.

Следующий кризис связан с появлением второго ребенка в семье, особенно если разница в возрасте у детей свыше 5 - 7-ми лет. Между детьми начинается соперничество, которое выражается в том, что дети начинают тянуть «одеяло» родительской любви на себя. У более старших детей появляются признаки ревности, злобного отношения к маленькому. Иногда это проявляется в нарочитой детскости поведения, ребенок начинает сюсюкать, имитируя себя в более младшем возрасте, чтобы к нему относились так же, как к маленькому, с повышенной заботой и вниманием. От родителей требуется очень большое терпение и понимание того, что происходит с ребенком на этой стадии.

Кризис в отношениях может возникнуть после того, как ребенок начинает посещать детский сад или школу. К этому времени материнская стирка пеленок отходит на второй план, и ребенку все чаще и чаще требуется отцовское влияние, а многие отцы оказываются к этому не готовы или отстраняются от воспитательной роли, ограничивая свою функцию только финансовым обеспечением семьи. В семьях возникают трения по проблемам воспитания детей, отношениям к ценностям, материальным, духовным и так далее.

Следующий период представляет собой совпадение по времени двух кризисов: это подростковый кризис у детей и кризис 40-летних у их родителей. В этом возрасте родители переоценивают свои ценности, а дети бунтуют, требуя предоставления больших полномочий, оспаривают родительскую власть. Наложение двух кризисов приводит к тому, что семья начинает разрываться изнутри, раздираемая противоречиями.

Изучение особенностей развития ребенка в семье невозможно без деления на возрастные периоды, именно поэтому, выявляя закономерности развития ребенка, многие авторы прибегают к созданию периодизаций. Одна из первых возрастных периодизаций, в которой большое место отводится детству, была создана в рамках психоанализа 3. Фрейдом [4,34]. З.Фрейд основным критерием развития человека считает его сексуальность.

Несколько иные критерии легли в основу периодизации Э. Эриксона [35]. Развитие ребенка обусловлено уровнем культуры и экономики общества, в котором он живет. «Каждая последующая стадия и соответствующий ей кризис определенным образом соотносится с одним из базисных элементов общества по той простой причине, что цикл человеческой жизни и институты человека эволюционировали вместе»

Первый этап (от рождения до года) получил название «базисное доверие против базисного недоверия» [35]. На этом этапе чрезвычайно важной вехой является формирование позитивных отношений матери с ребенком. Если мать проявляет чуткую заботу по отношению к потребностям малыша, любовь и нежность, ребенок начинает чувствовать, что у него все в порядке, что он является самим собой и что его поведение соответствует ожиданием других людей. Младенец приобретает чувство доверия к миру, отсутствие которого влечет за собой ряд серьезных расстройств и заболеваний.

Вторая стадия, соответствующая возрастному периоду от года до трех лет, получила название «автономия против стыда», завершение которого обеспечивает проживание кризиса «Я сам». Быстрый темп развития ребенка делает его более самостоятельным. Родители все чаще начинают прибегать к контролю, ограничениям и запретам. Постоянные одергивания создают основу для возникновения у ребенка чувства собственной ничтожности. «Чрезмерное пристыживание приводит не к истинной правильности поведения, а к скрытой решимости попытаться выкрутиться из положения, незаметно ускользнуть, если, конечно, эта чрезмерность не кончается вызывающим бесстыдством» [36,37]. Ребенок может приобрести чувство сомнения и стыда и уже в этом возрасте начнет бросать вызов обществу в виде детских проклятий и грубых выражений. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы научиться уважать детскую автономию и не подавлять ее чрезмерно. Только в том случае ребенок будет идти дальше по жизни с чувством справедливости и войдет в следующий возрастной период, который называется «инициатива против чувства вины», полноправным членом общества.

Третий этап «Инициатива или чувство вины» Дети в возрасте 4-5лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаться общаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

Четвертый этап «Трудолюбие или чувство неполноценности». В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Э.Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период, особенно сильный вред, наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

Пятый этап. Подростковый период от 11-16 лет. Данный период сопровождается кризисом социального развития, напоминающий кризис трех лет «Я сам», но теперь это «Я сам» реализуется в социальном смысле. Данный кризис характеризуется определенной остротой, Симптомы кризиса следующие:

1) Наблюдается снижение продуктивности учебной деятельности даже в тех областях, в которых ребенок явно одарен.

2) Негативизм. Иногда эту фазу и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом трех лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, он враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, хотя начинается позже, в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С. Выготский пишет о трех вариантах поведения [27,38].

Первый вариант негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Такая реакция наблюдается у 20 % подростков.

При втором типе ребенок потенциальный негативист. Негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние окружающей среды: семейные конфликты, угнетающее действие обстановки, давление взрослых. Таких детей большинство, примерно 60%. Третья ситуация когда негативных явлений нет вовсе. Она встречается у 20 % детей.

В подростковом возрасте резко возрастает чувствительность детей к различного рода психотравмам, конфликтам, утратам, неприятностям. Особое значение имеют две группы факторов, имеющих хронический характер: это неправильное воспитание и конфликтные ситуации.

Во вторую группу включаются следующие ситуации: эмансипационный конфликт, в том числе насильственное лишение, прерывание общения со сверстниками, отвержение, неумение вступать в контакты, повышенное нереализуемое притязание на лидерство, конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительной или воображаемой), конфликт на почве краха завышенных притязаний, конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самому себе.

Из приведенного перечисления видно: в значительной степени психологические конфликты подростка это конфликты не только с самим собой, но практически всегда с непосредственным окружением.

В этот период отмечается повышенная утомляемость подростка, при этом неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.

В подростковом возрасте появляется первый пик суицидальной активности, возникает риск негативных зависимостей, связанных с осознанием и переживанием психологического кризиса.

Особенно чувствительны к последствиям психологического кризиса следующие категории подростков: подростки, перенесшие насилие, ставшие жертвами жестокого обращения в семье в различных бытовых ситуациях, подростки, перенесшие психическую травму в связи со смертью родителей, с потерей близких, подростки, оказавшиеся в ситуации развода родителей, застенчивые подростки, подростки, перенесшие аборт и другие серьезные медицинские вмешательства, одаренные дети, уже имеющие высокие результаты по сравнению со своими сверстниками.

В этот период резко возрастает недовольство своим телом, раздражительность, вызванная гормональными перестройками, глубоко меняется отношение к миру, возникает потребность в независимости, появляется грубость, цинизм, нонконформизм. Многие подростки тяжело переживают стремление быть таким, как все, и одновременно не похожим ни на кого, не таким, как все.

В данный период дети осознают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т.п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становиться то, что Э.Эриксон называет диффузией идентичности.

Ряд исследователей выделяет юношеский кризис 17-19 лет и отмечают три общих способа преодоления кризисных ситуаций в этом возрасте.

Первый это эффективное разрешение кризисных ситуаций благодаря осознание смысла использования конструктивных копинг-стратегий, внутренних ресурсов.

Второй способ это неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл и сильной сосредоточенности на собственных эмоциональных переживаниях.

Третий уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.

Специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное проживание кризисных ситуаций и умение увидеть в ней смысл. Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к жизненным аспектам трудных ситуаций, наделять их особым смыслом.

Специфической особенностью юношей в этом возрасте является стремление снижать эмоциональную значимость кризисной ситуации за счет ухода от ее глубокого осознания. Юноши теряются, сталкиваясь с кризисом, оказываются слишком захваченными негативными переживаниями, что заставляет их в итоге уходить от осознания своих переживаний.

Успех при разрешении данного кризиса зависит от того, как  были разрешены пять предыдущих конфликтов.

Таким образом, в развитии семьи и семейных взаимоотношений закономерным является прохождение различных кризисов. Решающее значение в детско-родительских отношениях приобретает образ партнера и отношений с ним, выполняющий ориентирующую функцию в построении этих отношений каждым из участников.

Как было показано в работах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Л.А. Петровской, эффективность общения определяется адекватностью и согласованностью образов партнеров, включая «образ Я», образ партнера, образ «Я для партнера» и образ отношений с партнером. Опыт психологического консультирования родителей по вопросам психического развития и воспитания детей позволяет выделить следующие причины трудностей общения и взаимодействия в детско-родительских отношениях: неадекватность образа ребенка у родителя, образа «Я как родитель», образа детско-родительских отношений у родителя и у ребенка, образа родителя у ребенка. Рассмотрим некоторые варианты искажения перечисленных образов, выполняющих функцию ориентировки и регуляции детско-родительских отношений, более подробно.

Неадекватность образа ребенка «глазами родителя» может выступать в следующих вариантах ориентирующего образа: неадекватный образ потребностей и мотивов ребенка, неадекватный образ возрастно-психологического статуса ребенка, искаженный образ индивидуально-личностных особенностей ребенка.

Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье