Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа
Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.
Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87
Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на всех членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.
И.А. Фурманов выделяет два уровня внутрисемейных отношений:
- система межличностных отношений. Основу этого уровня составляют в основном разнообразные диадные и триадные отношения (рис. 1).
МАТЬ
Рисунок 1. Схема диада и триада отношений в семье (И.А. Фурманов)
- система внутрисемейного
взаимодействия. Она более сложная
и включает супружеские
Вместе с тем И.А. Фурманов указывает, что многие нарушения поведения и личностные нарушения возникают и определяются не только нарушением системы и стиля семейного воспитания, но и особенностями восприятия и интерпретации ребенком тех или иных действий родителей [8].
В психологии существует несколько вариантов классификации семьи по типам. В современных условиях семью характеризует:
Для понимания процесса формирования взаимоотношений психологи вводят понятия «тип семьи», «позиция взрослого», «стили воспитания», «роль ребенка в семье».
К числу исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М.Арутюняна. По его мнению, существует 3 варианта семьи:
Что касается первых двух типов, то они относятся к разным вариантам общей модели семьи. Третья модель относится к классификации гуманистических психологов [7].
Вместе с тем М.Арутюнян проводит очень интересный анализ следствий воспитания в детоцентрической семье и причин массового распространения этого типа семьи в современном обществе. Он считает инфантилизм молодежи - прямым следствием воспитания в детоцентрической семье.
Причины возникновения детоцентризма на его взгляд следующие:
Аномальная семья - предмет особых забот, и является источником проблем; следовательно, является предметом изучения. При этом в научной литературе главное внимание уделяется отношениям матери и ребенка, а чаще - грубым вариантам нарушений в развитии ребенка из-за ненормальных условий воспитания.
Главным в анализе системы взаимоотношений является понятие «роли». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям, определяет стиль воспитания [9]. По мнению В.И. Гарбузова существует 3 типа «неправильного воспитания»:
Особенно чувствителен к отклонениям в стиле родительского воспитания, является детский возраст. У ребенка одновременно существуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и достижениях и - вместе с тем - потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы». Далее в нашей работе более подробно описано влияние роли и типа воспитания на развитие личности ребенка.
Наиболее подробную схему анализа семьи предложила Е.А. Личко. Приведем ее описание, которое включает следующие характеристики и их варианты:
1) структурный состав:
- полная семья (есть мать и отец);
- неполная семья (есть только мать или отец);
- искаженная или
2) функциональные особенности:
- гармоничная семья;
- дисгармоничная семья.
Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяются следующие причины дисгармонии:
С.Н. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребенку отличаются высокой психологической напряженностью и многообразны в своих проявлениях. Частыми типами отношений являются: внимательное, боязливое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадеживающее.
Понятие «функции семьи» отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов. Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для членов семьи и родственников, но и для общества в целом [11]. Основными функциями семьи являются:
Д.В. Харчев, К.А. Антонова, У.Г Медков, Э.Навайтис выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семью принуждают определенные исторические обстоятельства [12].
Специфические функции семьи, к которым относится рождение (репродуктивная функция), содержание детей (хозяйственно-бытовая) и их воспитание (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, с организацией производства и потребления, отдыха и досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
С течением времени происходит изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.
Нарушения функции семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Нарушения возникают вследствие разнообразных факторов: особенностей личности членов семьи и их взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи.
Таким образом, анализ понятий семья, семейные взаимоотношения, знания типологии и функций семьи способны помочь в консультировании семей по вопросам семейных взаимоотношений.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Под системой воспитания понимается определение целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Существуют различные варианты определения термина «родительская позиция». А.С. Спиваковская квалифицирует ее как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним [13]. А.Я. Варга и В.А. Смехов определяют родительскую позицию как триединство эмоционального отношения родителя к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка.
Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье