Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.

Содержание работы

Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87

Файлы: 1 файл

Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье.docx

— 498.92 Кб (Скачать файл)

Следующим шагом в исследовании было проведение коррекционной программы. Коррекционная группа была открытой. Число участников варьировалось от 11 до 19 человек. Длительность реализации коррекционной программы: 15 недель. Общее число проведенных занятий составляет - 29. Частота встреч с участниками программы – 2-3 раза в неделю.

Каждое тренинговое занятие состояло из трех основных частей: вводной (разогревающей) части, длительностью 5-10 минут, основной части, длительностью 20-30 минут и рефлексии. В целом продолжительность одного занятия составляет 40-90 минут.

В разогревающей части занятия проходил настрой на работу, мотивирование на выполнение упражнений. В основной части, которая включала 2-3 упражнения, происходила основная работ по развитию определенных тренингом качеств. На этапе рефлексии участники делились впечатлениями, задавали ведущему вопросы.

На начальном этапе коррекционной программы было проведено вводное занятие в виде семинара тренинга для родителей с целью знакомства и определения семейных отношений в семьях участников. В ходе занятия были раскрыты понятия: «счастливая семья», «проблемная семья», определены основные составляющие отношений «Ребенок – Родитель». Для реализации цели занятия были использованы следующие упражнения: «Знакомство», «Построение семейных отношений», «Кто строит мир в семье?», «Построение коммуникативной карты семьи».

Так же в качестве примера работы с родителями может служить занятие «Ваш беспокойный подросток». Цель занятия: определение особенностей подросткового возраста, причин негативного поведения, способов эффективного взаимодействия с ребенком. Рефлексия: ведущий, совместно с родителями, выделил особенности подросткового возраста, которые определяют развитие личности ребенка.

Примером тренинговых занятий в диадах родитель-ребенок может служить занятие, на котором родители совместно с детьми заняты совместной деятельностью. Например, упражнение «Семейное путешествие», которое способствует сближению членов семьи в совместном решении значимой задачи, дает возможность потренироваться в выработке совместной стратегии и тактики совместной деятельности. Размер групп 8 человек или 4 команды, где каждая команда является диадой родитель-ребенок. Ресурсы: бумага для записи, доска, мел, ручки. Время проведения 90 минут. Ход упражнения: ведущий предлагает участникам составить подробный план проведения выходных, решить, чем они будут заниматься, как отдыхать и т.п. Этот этап работы длится 15-20 мину. Далее ведущий сообщает, сто отдых должен удовлетворять интересы всех. Через 30 минут ведущий просит предоставить ему план, с которым согласны родители и дети. Завершение упражнения ведущий задает вопросы о трудностях, которые возникли при разработке программы, кто занимал главенствующее место, что каждый понял о себе, приняв участие в игре.

Следующим примером может служить упражнение 12. Цели: научить справляться с тяжелыми чувствами и умению найти способ примирения с противоположной стороной в конфликте;представить проблему как амбивалентное явление: с одной стороны - осложняющее жизнь, с другой - подталкивающее к поиску эффективных решений.Размер группы: нет ограничений. Ресурсы: не требуются. Время: до 30 минут.Ход упражнения Группа разбивается на пары или тройки. Задание: придумать и через 5—7 минут разыграть перед товарищами миниатюру, в которой один или несколько участников воспринимают некое явление (информацию, событие) сначала как катастрофическое, а затем - как ничего не значащую ерунду. Или наоборот: ерунда приобретает внезапно катастрофические последствия и размах. После краткой репетиции происходит показ сцен и обсуждение. Рефлексия: что представлялось сложным в выполнении заданий, что было новым в поведении.

Примером тренинговой работы с подростками может служить занятие, целью которого является развитие у участников группы навыков вербального и невербального общения, снятья барьера при вступления во взаимодействие с взрослыми и сверстниками, развитие эмпатийности и умения слушать. Ряд упражнений был направлен на знакомство, разминку, эмоциональное сплочение. Каждое занятие и некоторые упражнения заканчивались обратной связью. Примером может служить занятие № 2 (Приложение Ж). В качестве дополнительных примеров могут служить:

Занятие № 4 Тема: «Я и другие»

Цели: повысить непринужденность поведения членов группы; сократить дистанцию в общении; создать ситуацию поиска средств эффективной передачи информации; сформулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения.

Рефлексия: участники делятся своими ощущениями после проведения каждого упражнения. Что взяли для себя нового.

Занятие № 5 «Я» и «Мы»

Цели: помочь участникам группы наладить контакт, сократить дистанцию в общении; ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах; интегрировать группу за счет осознания необходимости постоянной включенности в совместную деятельность и чувства взаимной ответственности членов команды; обратить внимание участников группы друг на друга, объединить их для решения совместной задачи в условиях взаимопомощи и партнерства.

По мере прохождения участниками группы различных упражнений, занятия усложнялись и постепенно несли более глубокий характер.

За время проведения развивающей программы трудности, с которыми столкнулись, заключались в следующем: участники группы первые занятия с большим интересом выполняли упражнения разминочного характера, во время обратной связи делали акцент на желании выполнять как можно больше таких упражнений, в то время как более сложные и глубокие упражнения делали с наименьшим интересом и желанием.

Положительным моментом можно считать считаем последующую заинтересованность и большую осознанность участниками группы более сложных и плодотворных занятий.

 

2.3 Анализ результатов  исследования

На завершающем этапе исследования была проведена повторная диагностика. При повторной диагностике не применялась методика определения акцентуации характера Г.Шмишека-К.Леонгарда, так как данная методика является клинической и ее использование не допустимо на одной и той же группе чаще 1 раза в год (Ю.В. Кортнева).

После проведения развивающей программы был осуществлен повторный диагностический замер. Результаты замера выявили наличие динамики по всем проводимым методикам. Данные испытуемых были сравнены и отражены в количественном и процентном соотношениях «до» и «после» проведения коррекционной программы.

По методике Т.Лири повторный замер показал, что 19 (91%) человек из 21 (100%) испытуемых являются не конгруэнтной личностью и лишь данные двух испытуемых возможно охарактеризовать как показатели конгруэнтной личности. Также по диагностическим данным у 9 (43%) испытуемых были выявлены показатели, которые свидетельствуют о доминировании во взаимоотношениях; у 12 (57%) испытуемых преобладает дружелюбие. Данные в процентном соотношении отображены на рисунке 8.

Рисунок 8. Стили взаимоотношений по методике Т.Лири

 

 

Следовательно, по показателям начального замера доминирование было отмечено у 12 человек, что составило 57 % от общего числа испытуемых, повторный замер, т.е. после проведения развивающей программы, показал наличие доминирования в стиле взаимоотношений у 9 человек, что составило 43% человек. Можно отметить положительную динамику и снижение показателя на 14 % по шкале доминирование. Дружелюбие, как ведущий стиль взаимоотношений, при первичном замере было отмечено у 9 человек, что равно 43%, а при повторном замере было обнаружено у 12 человек, т.е. 43%. Данные результаты также имеют динамику в 14%, что считается положительным результатом.

 

 

На рисунке 9 отражены сравнительные данные в процентном соотношении по первичному и повторному замерам.

 

 

Рисунок 9. Сравнительные показатели стилей взаимодействия по методики Т.Лири до и после проведения коррекционной программы

 

По методике описания поведения К.Томаса повторная диагностика показала, что доминирующим стилем поведения в конфликтной ситуации у 9 (43%) исследуемых является соперничество, у 5 (21%) исследуемых является сотрудничество, у 4 (19%) исследуемых – компромисс, у 3 (14%) исследуемых – избегание. Приспособление как доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации повторный замер не выявлял. Процентное соотношение результатов представлено на рисунке 10.

Рисунок 10.Процентное соотношение результатов диагностики

На рисунке 11 отражены сравнительные данные в процентном соотношении по первичному и повторному замерам.

Рисунок 11. Сравнительные показатели доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации методика К.Томас до и после проведения коррекционной программы

 

Анализ результатов показывает, что наблюдается снижение на 9% по шкале соперничество, на 5,4% по шкале избегание. Эта динамика обусловлена появлением новых способов поведения в конфликтной ситуации, которые были приобретены в рамках проведения тренинговой программы.

Повторная диагностика методикой «Опросник родительского отношения» показала, что эмоциональное принятие ребенка присутствует у 15 (71%) родителей, отвержение – у 6 (29%) родителей. При анализе результатов теста социальную желательность показали 21 (100%) родителей. Отсутствие эмоциональной дистанции присутствует у 20 (95,2%) родителей, межличностная дистанция присутствует у 1 (4,8%) родителя. Авторитаризм по отношению к ребенку проявляют 15 (71%) родителей. Инфантилизация ребенка проявилась у 10 (48%) родителей. Результаты диагностики показали наличие положительной динамики в родительском отношении (рис.12).

Последней методикой при повторном замере была методика «Рисунок семьи». Обработка результатов показала, что наличие эмоционального контакта с родителями имеют 81% учащихся (17 человек). Отсутствие эмоциональной дистанции с родителями имеют 19% учащихся (4 человек).

 

Рисунок 12. Сравнительные показатели по методике «Опросник родительского отношения»

Положительное эмоциональное самочувствие в семье имеют 76% учащихся (16 человек). Отрицательное эмоциональное самочувствие в семье имеют 24% учащихся (5 человек). Можно отметить наличие положительной динамики в отношениях ребенка в семье. Результаты представлены на рисунках 13 и 14.

 

Рисунок 13. Результаты повторной диагностики тест «Рисунок семьи»

По завершению коррекционной программы была проведена, совместная встреча с родителями и детьми, на которой подводились итоги тренинговой работы и повторного замера. В ходе встречи совместно с психологом были выработаны рекомендации для подростков, родителей и учителя.

Таким образом, решающее значение в детско-родительских отношениях приобретает образ партнера и отношений с ним, выполняющий ориентирующую функцию в построении этих отношений каждым из участников.

 

Рисунок 14. Результаты повторной диагностики тест «Рисунок семьи»

Неадекватность восприятия родителем потребностей и мотивов ребенка приводит к мистификации и искажению детско-родительских отношений. В детско-родительских отношениях особое место занимает недооценка родителями потребности ребенка в эмоциональном тепле и привязанности, эмоциональной поддержке со стороны родителей. Другой, не менее тревожной с точки зрения интересов развития ребенка, тенденцией поведения родителей является недооценка значения содержательного общения ребенка со сверстниками. Неадекватность установок родителей в отношении общения ребенка со сверстниками выступает в явлениях тревоги и настороженности в отношении круга общения ребенка, в попытках «навязчивого вмешательства» в выбор друзей, регламентации интенсивности и частоты общения со сверстниками. Неадекватный образ возрастно-психологического статуса ребенка приводит к искажению системы требований и ожиданий, презентируемых родителем как представителем общества ребенку, и, соответственно, к искажению границ зоны его ближайшего развития.

Искаженный образ возрастно-психологического статуса ребенка у родителя приводит к нарушению семейной системы воспитания, общения и сотрудничества родителей и ребенка, ограничивая возможности развития ребенка в пределах потенциала зоны ближайшего развития.

В проведенном исследовании были получены результаты диагностики детско-родительских отношений, как глазами ребенка, так и глазами родителей. По тесту Т.Лири после проведения коррекционной работы наблюдается снижение показателя по шкале доминирования на 14%. По шкале дружелюбие наблюдается увеличение на 14%. По методике К.Томаса у исследуемых наблюдается снижение на 9% по шкале соперничество и на 5,4% по шкале избегание. По методике «Опросник родительского отношения» наблюдается снижение результатов по шкалам:

  • Отвержение на 9%;
  • Авторитаризм на 10%;
  • Инфантилизация на 76,2%.

По шкале принятие наблюдается увеличение показателя на 9%. По методике «Рисунок семьи» число исследуемых с эмоциональным контактом увеличилось на 22%, число исследуемых с отсутствием эмоционального контакта снизилось на 22%.

Анализ полученных результатов повторной диагностики показал наличие положительной динамики.

Рекомендации учителю по работе с подростками

Существуют следующие группы педагогических приемов, которые содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению контакта:

Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье