Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа
Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.
Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87
Приложение А. Методика определения акцентуации характера
Г.Шмишека – К.Леонгарда
Г. Шмишек разработал данный тест характера в 1970 году на основе теоретической концепции Карла Леонгарда акцентуированных характеров.
Являясь тестом характера, тест Шмишека изучает типы акцентуации характера человека, но именно как тест характера, тест Шмишека должен использоваться квалифицированным психологом для получения достоверных результатов и их интерпретации.
Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических — в них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Тест Шмишека исследует типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам, описанным далее.
1. Гипертимический тип. Характеризуется
хорошим, слегка повышенным настроением,
контактностью, словоохотливостью, оптимизмом.
У него высокий тонус, он энергичен,
активен и проявляет
Однако он неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах, плохо переносит одиночество, не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу, часто переоценивает свои возможности, может являться инициатором конфликтов, бурно реагируя на события, отличается повышенной раздражительностью.
2. Тревожно-боязливый тип.
Нерешителен, мало контактен, робок,
неуверен в себе, склонен к
минорному настроению. Он редко
вступает в конфликты с
3. Дистимический тип. Мало контактен, немногословен, с доминирующим пессимистическим настроением. Он обычно домосед, тяготится шумным обществом, редко вступает в конфликты с окружающими, ведет замкнутый образ жизни. Люди с такой акцентуацией характера высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Черты личности, привлекательные для партнеров по общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
4. Педантичный тип. В конфликты
вступает редко, выступая в них
скорее пассивной, чем активной
стороной. На службе — бюрократ,
предъявляет окружающим много
формальных требований, но охотно
уступает лидерство другим
5. Возбудимый тип. Данному
типу присуща низкая
6. Эмотивный тип. Имея
выраженную акцентуацию
Привлекательные черты: доброта, сострадательность, радуются чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отрицательные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
7. "Застревающий" тип. Его
характеризует умеренная
8. Демонстративный тип. Этому
типу акцентуации характера
9. Циклотимический тип. Склонен
к частой смене настроения, перемене
манеры общения с окружающими
людьми. У него периодически падает
работоспособность, утрачивается интерес
к работе и к окружающим
людям. Более того, люди циклотимического
типа акцентуации характера, тяжело
переживают неудачи, часто думают
о собственных недостатках, ненужности,
испытывают чувство
10. Аффективно-экзальтированный
тип. Человека данного типа
Работа опросника Шмишека
Опросник состоит из 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности).(вставить)
Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.
Сумма "сырых" баллов умноженная на соответствующий коэффициент дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера).
Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.
Приложение Б. Диагностика межличностных отношений, или конфликтный ли вы человек?
Методика Т.Лири
Инструкция: "Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком "+" те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво".
Какой вы человек?
32.Бескорыстный.Способен вызывать восхищение.
Приложение В. Методика тест описания поведения К.Томаса
С помощью данного теста оказывается возможным определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Всего таковых стилей пять: сотрудничество — оптимально почти всегда; компромисс — вполне приемлемо в ряде случаев; избегание (уход) — рекомендовано в случае не спровоцированных партнером “пожаров”; приспособление — возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав, соперничество — наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.
Для того чтобы определить,
к какому способу склоняется
человек, нужно, внимательно прочитав
каждое из двойных
Высказывания
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье