Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.

Содержание работы

Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87

Файлы: 1 файл

Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье.docx

— 498.92 Кб (Скачать файл)

 

Приложение А. Методика определения акцентуации характера

Г.Шмишека – К.Леонгарда

Г. Шмишек разработал данный тест характера в 1970 году на основе теоретической концепции Карла Леонгарда акцентуированных характеров.

Являясь тестом характера, тест Шмишека изучает типы акцентуации характера человека, но именно как тест характера, тест Шмишека должен использоваться квалифицированным психологом для получения достоверных результатов и их интерпретации.

Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических — в них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Тест Шмишека исследует типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам, описанным далее.

1. Гипертимический тип. Характеризуется  хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление  быть лидером, легко адаптируется  в незнакомой обстановке.

Однако он неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах, плохо переносит одиночество, не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу, часто переоценивает свои возможности, может являться инициатором конфликтов, бурно реагируя на события, отличается повышенной раздражительностью.

2. Тревожно-боязливый тип. Нерешителен, мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к  минорному настроению. Он редко  вступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную  роль, в конфликтных ситуациях  ищет поддержки и опоры. Склонен  к углубленному самоанализу и  появлению навязчивых состояний. Человек с этим типом акцентуации  характера, нередко располагает  привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности  нередко служит "козлом отпущения", мишенью для шуток.

3. Дистимический тип. Мало  контактен, немногословен, с доминирующим  пессимистическим настроением. Он  обычно домосед, тяготится шумным  обществом, редко вступает в конфликты  с окружающими, ведет замкнутый  образ жизни. Люди с такой акцентуацией  характера высоко ценят тех, кто  с ними дружит, и готовы им  подчиниться. Черты личности, привлекательные  для партнеров по общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

4. Педантичный тип. В конфликты  вступает редко, выступая в них  скорее пассивной, чем активной  стороной. На службе — бюрократ, предъявляет окружающим много  формальных требований, но охотно  уступает лидерство другим людям. Данному типу акцентуации характера  свойственно изводить домашних  чрезмерными претензиями на аккуратность. Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность  в делах. Отрицательные и способствующие  возникновению конфликтов черты  — формализм, занудливость, брюзжание.

5. Возбудимый тип. Данному  типу присуща низкая контактность  в общении, замедленность вербальных  и невербальных реакций. Люди  этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами  являются активной, провоцирующей  стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально  спокойном состоянии эти люди  с этим типом акцентуации характера, часто добросовестны, аккуратны, любят  животных и маленьких детей. Однако  в состоянии эмоционального возбуждения  они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

6. Эмотивный тип. Имея  выраженную акцентуацию характера  по данному типу, люди предпочитают  общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие  контакты, которых они понимают "с  полуслова". Редко сами вступают  в конфликты, играя в них пассивную  роль. Обиды носят в себе, "не  выплескивают" наружу.

Привлекательные черты: доброта, сострадательность, радуются чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отрицательные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

7. "Застревающий" тип. Его  характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость, В конфликтах  обычно выступает инициатором, активной  стороной. Стремится добиться высоких  показателей в любом деле, за  которое берется, предъявляет повышенные  требования к себе. Особо чувствителен  этот тип акцентуации характера  к социальной справедливости, вместе  с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные  требования к близким и к  подчиненным на работе.

8. Демонстративный тип. Этому  типу акцентуации характера присуща  легкость установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой  власти и похвалы. Он демонстрирует  высокую приспособляемость к  людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты для партнеров по общению: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Их отрицательные черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

9. Циклотимический тип. Склонен  к частой смене настроения, перемене  манеры общения с окружающими  людьми. У него периодически падает  работоспособность, утрачивается интерес  к работе и к окружающим  людям. Более того, люди циклотимического  типа акцентуации характера, тяжело  переживают неудачи, часто думают  о собственных недостатках, ненужности, испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми. В периоды  депрессии, поведение человека с  циклометрическим типом акцентуации  характера, сходно с дистимной  акцентуацией характера, которая  сменяется активностью, свойственной  гипертимическому типу.

10. Аффективно-экзальтированный  тип. Человека данного типа акцентуации  характера можно узнать по  свойственной ему высокой контактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие  люди часто спорят, но не доводят  дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они  бывают как активной, так и  пассивной стороной. Вместе с  тем привязаны и внимательны  к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший  вкус, проявляют яркость и искренность  чувств. Отрицательные черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Работа опросника Шмишека

Опросник состоит из 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности).(вставить)

Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.

Сумма "сырых" баллов умноженная на соответствующий коэффициент дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера).

Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б. Диагностика межличностных отношений, или конфликтный ли вы человек?

Методика Т.Лири

Инструкция: "Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком "+" те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво".

Какой вы человек?

  1. Другие думают о нем благосклонно.
  2. Производит впечатление на окружающих.
  3. Умеет распоряжаться, приказывать.
  4. Умеет настоять на своем.
  5. Обладает чувством достоинства.
  6. Независимый.
  7. Способен сам позаботиться о себе.
  8. Может проявить безразличие.
  9. Способен быть суровым.
  10. Строгий, но справедливый.
  11. Может быть искренним.
  12. Критичен к другим.
  13. Любит поплакаться.
  14. Часто печален.
  15. Способен проявить недоверие.
  16. Часто разочаровывается.
  17. Способен быть критичным к себе.
  18. Способен признать свою неправоту.
  19. Охотно подчиняется.
  20. Уступчивый.
  21. Благодарный.
  22. Восхищающийся, склонен к подражанию.
  23. Уважительный.
  24. Ищущий одобрения.
  25. Способен к сотрудничеству, взаимопомощи.
  26. Стремиться ужиться с другими.
  27. Дружелюбный, доброжелательный.
  28. Внимательный, ласковый.
  29. Деликатный.
  30. Одобряющий.
  31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32.Бескорыстный.Способен вызывать восхищение.

  1. Пользуется у других уважением.
  2. Обладает талантом руководителя.
  3. Любит ответственность.
  4. Уверен в себе.
  5. Самоуверен, напорист.
  6. Деловитый, практичный.
  7. Любит сомневаться.
  8. Стойкий и крутой где надо.
  9. Неумолимый и беспристрастный.
  10. Раздражительный.
  11. Открытый, прямолинейный.
  12. Не терпит, чтобы им командовали.
  13. Скептичен.
  14. На него трудно произвести впечатление.
  15. Обидчивый и щипитильный.
  16. Легко смущается.
  17. Не уверен в себе.
  18. Уступчивый.
  19. Скромный.
  20. Часто прибегает к помощи других.
  21. Очень почитает авторитеты.
  22. Охотно принимает советы.
  23. Доверчив и стремится радовать других.
  24. Всегда любезен в обхождении.
  25. Дорожит мнением окружающих.
  26. Общительный, уживчивый.
  27. Добросердечный.
  28. Добрый, вселяющий уверенность.
  29. Нежный, мягкосердечный.
  30. Любит заботиться о других.
  31. Бескорыстный, щедрый.
  32. Любит давать советы.
  33. Производит впечатление значительности.
  34. Начальственно – повелительный.
  35. Властный.
  36. Хвастливый.
  37. Надменно – самодовольный.
  38. Думает только о себе.
  39. Хитрый, расчетливый.
  40. Нетерпим к ошибкам других.
  41. Своекорыстный.
  42. Откровенный.
  43. Часто недружелюбен.
  44. Озлобленный.
  45. Жалобщик.
  46. Ревнивый.
  47. Долго помнит обиды.
  48. Самобичующий.
  49. Застенчивый.
  50. Безынициативный.
  51. Кроткий.
  52. Зависимый, несамостоятельный.
  53. Любит подчиняться.
  54. Предоставляет другим принимать решения.
  55. Легко попадает впросак.
  56. Легко поддается влиянию друзей.
  57. Готов довериться любому.
  58. Благорасположен ко всем без разбора.
  59. Всем симпатизирует.
  60. Прощает все.
  61. Переполнен чрезмерным сочувствием.
  62. Великодушен, терпим к недостаткам.
  63. Стремится покровительствовать.
  64. Стремящийся к успеху.
  65. Ожидает восхищение от каждого.
  66. Распоряжается другими.
  67. Деспотичный.
  68. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).
  69. Тщеславный.
  70. Эгоистичный.
  71. Холодный, черствый.
  72. Язвительный, насмешливый.
  73. Злой, жестокий.
  74. Часто гневлив.
  75. Бесчувственный, равнодушный.
  76. Злопамятный.
  77. Проникнут духом противоречий.
  78. Упрямый.
  79. Недоверчивый, подозрительный.
  80. Робкий.
  81. Стыдливый.
  82. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
  83. Мягкотелый.
  84. Почти никогда и не кому не возражает.
  85. Навязчивый.
  86. Любит, чтобы его опекали.
  87. Чрезмерно доверчив.
  88. Стремится снискать расположение каждого.
  89. Со всеми соглашается.
  90. Всегда дружелюбен.
  91. Всех любит.
  92. Слишком снисходителен к окружающим.
  93. Старается утешить каждого.
  94. Заботится о других в ущерб себе.
  95. Портит людей чрезмерной добротой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В. Методика тест описания поведения К.Томаса

С помощью данного теста оказывается возможным определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Всего таковых стилей пять: сотрудничество — оптимально почти всегда; компромисс — вполне приемлемо в ряде случаев; избегание (уход) — рекомендовано в случае не спровоцированных партнером “пожаров”; приспособление — возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав, соперничество — наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

 Для того чтобы определить, к какому способу склоняется  человек, нужно, внимательно прочитав  каждое из двойных высказываний  а) и б), выбрать то из них, которое  в большей степени соответствует  тому, как он обычно поступает  и действует.

Высказывания

1)

  1. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  2. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2)

  1. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  2. Я пытаюсь уладить дело оучетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3)

  1. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  2. Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

4)

  1. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  2. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5)

  1. Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
  2. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

6)

  1. Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
  2. Я стараюсь добиться своего.

7)

  1. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
  2. Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье