Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа
Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.
Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87
Наимен шкалы/ испытуемый |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
Гипертимность |
18 |
6 |
3 |
9 |
15 |
18 |
21 |
12 |
15 |
21 |
12 |
12 |
18 |
15 |
18 |
10 |
15 |
12 |
9 |
15 |
6 |
Дистимность |
12 |
18 |
18 |
12 |
3 |
12 |
3 |
12 |
3 |
6 |
9 |
6 |
15 |
12 |
15 |
10 |
18 |
21 |
6 |
9 |
12 |
Циклотимичность |
15 |
6 |
6 |
3 |
18 |
15 |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
9 |
9 |
10 |
9 |
7 |
12 |
12 |
3 |
10 |
10 |
Неуравновешенность |
12 |
12 |
10 |
6 |
18 |
21 |
15 |
12 |
15 |
18 |
12 |
14 |
12 |
3 |
6 |
15 |
18 |
15 |
15 |
18 |
18 |
Застревание |
15 |
3 |
12 |
15 |
0 |
15 |
12 |
8 |
18 |
10 |
6 |
3 |
12 |
15 |
12 |
12 |
21 |
6 |
13 |
6 |
23 |
Эмотивность |
12 |
6 |
15 |
15 |
13 |
18 |
3 |
12 |
9 |
12 |
15 |
12 |
15 |
18 |
13 |
9 |
10 |
9 |
12 |
9 |
15 |
Экзальтированность |
6 |
15 |
12 |
6 |
9 |
6 |
6 |
18 |
3 |
12 |
12 |
9 |
9 |
10 |
12 |
18 |
12 |
3 |
21 |
10 |
10 |
Тревожность |
12 |
0 |
6 |
12 |
3 |
18 |
9 |
6 |
21 |
19 |
9 |
12 |
10 |
12 |
15 |
15 |
15 |
10 |
18 |
18 |
21 |
Педантичность |
12 |
3 |
9 |
15 |
12 |
10 |
10 |
18 |
9 |
4 |
4 |
15 |
3 |
17 |
3 |
9 |
9 |
15 |
20 |
21 |
9 |
Демонстративность |
10 |
3 |
15 |
21 |
18 |
12 |
19 |
10 |
12 |
15 |
10 |
18 |
15 |
21 |
0 |
21 |
13 |
13 |
17 |
23 |
15 |
Обработка результатов диагностики показала, что у большинства исследуемых 81% (17 человек) присутствует явная акцентуация характера по шкале неуравновешенность, у 71% исследуемых (15 человек) присутствует явная акцентуация характера по шкалам гипретимность и демонстративность, у 67% исследуемых присутствует явный уровень акцентуации характера по шкале эмотивность. По шкалам застревание и тревожность у 62% исследуемых присутствует явная акцентуация характера. У 57% исследуемых по результатам исследования присутствует явная акцентуация характера по шкале дистимносить. По шкалам экзальтированность и дистимность у 42% исследуемых присутствует явная акцентуация характера. По шкале циклотимичность у 33% исследуемых присутствует явная акцентуация характера. Результаты диагностики не выявили наличие пограничных состояний у исследуемых. Анализ полученных данных по результатам проведенной методики представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты диагностики по методике тест-опросник определения акцентуации характера Г.Шмишека-К.Леонгарда
Полученные результаты позволят подобрать адекватные методы работы с родителями и подростками.
Следующей методикой при диагностике был опросник Т.Лири на определение особенностей межличностных отношений. Цель: определение степени выраженности свойств личности, которые могут быть сгруппированы в восемь психологических тенденций, определяющих различные личностные черты. Обработка данных позволяет подробно изучить личностные особенности, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, конгруэнтность личности, стили взаимодействия. На основании данных возможно составление профилей личности, по которым более отчетливо возможно отследить моменты, вызывающие затруднения, проявляющиеся в межличностном общении. В зависимости от суммы баллов, набранных по каждой из шкал восьми тенденций, определяют диапазон проявления свойств личности:
Диагностические данные показали, что 19 человек (91%) из 21 (100%) испытуемых являются неконгруэнтной личностью и лишь данные двух исследуемых возможно охарактеризовать как показатели конгруэнтной личности. Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Большой показатель доминирования во взаимоотношениях, выстраиваемых испытуемыми, свидетельствует о несформированности навыков эффективного взаимодействия, что отрицательно влияет на построение взаимоотношений в семье.
Также по результатам диагностических данных у 12 (57%) испытуемых были выявлены показатели, которые свидетельствуют о доминировании во взаимоотношениях; у 9 (43%) испытуемых преобладает дружелюбие. Данные в процентном соотношении отображены на рисунке 3.
Таблица 2
Результаты диагностики тест-опросника Т.Лири на определение особенностей межличностного отношения
Авторитарный |
Независимый-доминирующий |
Агрессивный |
Недоверчевый-скептический |
Покорно-застенчевый |
Зависимый |
Сотрудничающий |
Альтруистический | ||||
1 |
5 |
8 |
8 |
5 |
9 |
7 |
11 |
12 |
1,6 |
5,1 |
- |
2 |
4 |
6 |
5 |
5 |
7 |
4 |
5 |
6 |
-0,9 |
-0,7 |
+ |
3 |
11 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
10 |
13 |
2,9 |
12,7 |
- |
4 |
4 |
11 |
9 |
5 |
9 |
15 |
11 |
9 |
-5 |
7,6 |
- |
5 |
8 |
9 |
8 |
13 |
12 |
6 |
10 |
10 |
4,4 |
-4 |
- |
6 |
7 |
9 |
7 |
6 |
9 |
11 |
14 |
13 |
1,5 |
13,3 |
- |
7 |
10 |
13 |
7 |
8 |
8 |
11 |
10 |
14 |
7,6 |
5,8 |
- |
8 |
9 |
9 |
5 |
5 |
2 |
5 |
8 |
9 |
5,6 |
3 |
- |
9 |
11 |
6 |
7 |
6 |
7 |
11 |
13 |
13 |
5,4 |
14,4 |
- |
10 |
14 |
8 |
8 |
7 |
3 |
6 |
9 |
8 |
13,1 |
0,3 |
- |
11 |
10 |
9 |
14 |
15 |
14 |
14 |
16 |
13 |
-8,2 |
4,1 |
- |
12 |
5 |
7 |
6 |
3 |
3 |
5 |
10 |
12 |
9,7 |
8,9 |
- |
13 |
14 |
12 |
11 |
13 |
8 |
8 |
8 |
7 |
6,4 |
-10 |
- |
14 |
14 |
8 |
9 |
6 |
7 |
10 |
13 |
13 |
10,5 |
10,3 |
- |
15 |
8 |
12 |
9 |
8 |
8 |
10 |
12 |
10 |
2,8 |
2,3 |
- |
16 |
8 |
4 |
5 |
2 |
2 |
0 |
8 |
1 |
10,9 |
-0,5 |
+ |
17 |
11 |
12 |
11 |
8 |
14 |
9 |
7 |
11 |
1,2 |
-4 |
- |
18 |
10 |
7 |
3 |
7 |
3 |
4 |
7 |
6 |
8,4 |
1,2 |
- |
19 |
12 |
10 |
10 |
8 |
13 |
11 |
12 |
12 |
-0,3 |
5,5 |
- |
20 |
13 |
4 |
4 |
8 |
7 |
12 |
8 |
11 |
4,6 |
9,6 |
- |
21 |
12 |
10 |
8 |
9 |
7 |
12 |
10 |
14 |
7,1 |
6,9 |
- |
Результаты диагностики показали, что доминирующим стилем поведения в конфликтной ситуации у 52% исследуемых (11 человек) является соперничество, у 14,3% исследуемых (3 человека) является сотрудничество, у 14,3% исследуемых (3 человека) является компромисс, у 19,4% (4 человека) исследуемых – избегание. Приспособление как доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации не выявлен.
Рисунок 3. Стили взаимоотношений по методике Т.Лири
Методика описания поведения К.Томаса.
Цель: тест позволяет определить стиль поведения в ситуации разногласий. Всего таковых стилей пять: сотрудничество, компромисс, избегание (уход), приспособление, соперничество.
Процентное соотношение результатов представлено на рисунке 4.
Рисунок 4.Процентное соотношение результатов диагностики
Следующий диагностический замер был проведен методикой «Опросник родительского отношения».
Цель: исследование родительского отношения. Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Тест разработан А.Я. Варга, В.В. Столин. Опросник прошел стандартную психометрическую проверку (Приложение В).
Обработка результатов показала, что эмоциональное принятие ребенка присутствует у 13 (62%) родителей, отвержение – у 8 (38%) родителей. При анализе результатов теста социальную желательность показали 21 (100%) родителей. Отсутствие эмоциональной дистанции присутствует у 20 (95,2%) родителей, межличностная дистанция присутствует у 1 (4,8%) родителя. Авторитаризм по отношению к ребенку проявляют 17 (81%) родителей. Инфантилизация ребенка проявилась у 17 (81%) родителей (табл. 3).
Таблица 3.
Результаты диагностики детско родительских отношений методика «Опросник родителького отношения»
Ребенок |
1.Принятие /Отвержение |
2.Социальная желательность |
3. Симбиоз |
4.Авторитарная |
5. «Маленький неудачник» |
1 |
14/88,60 |
7/31,19 |
4/74,97 |
6/95,76 |
2/70,25 |
2 |
9/31,0 |
7/31,19 |
7/96,65 |
4/69,30 |
2/70,25 |
3 |
10/53,79 |
8/48,82 |
5/86,63 |
4/69,30 |
3/84,19 |
4 |
9/31,0 |
7/31,19 |
5/86,63 |
6/95,76 |
2/70,25 |
5 |
9/31,0 |
7/31,19 |
6/92,93 |
4/69,30 |
1/45,57 |
6 |
8/12,02 |
7/31,19 |
4/74,97 |
6/95,76 |
2/70,25 |
7 |
15/90,50 |
7/31,19 |
2/39,06 |
6/95,76 |
6/99,37 |
8 |
9/31,0 |
8/48,82 |
5/86,63 |
4/69,30 |
1/45,57 |
9 |
12/77,21 |
8/48,82 |
3/57,96 |
6/95,76 |
2/70,25 |
10 |
9/31,0 |
8/48,82 |
5/86,63 |
7/100 |
2/70,25 |
11 |
9/31,0 |
8/48,82 |
4/74,97 |
2/32,13 |
1/45,57 |
12 |
9/31,0 |
8/48,82 |
5/86,63 |
2/32,13 |
2/70,25 |
13 |
9/31,0 |
8/48,82 |
4/74,97 |
5/83,79 |
3/84,19 |
14 |
13/84,17 |
8/48,82 |
5/86,63 |
7/100 |
2/70,25 |
15 |
10/53,79 |
7/31,19 |
4/74,97 |
6/95,76 |
3/84,19 |
16 |
9/31,0 |
7/31,19 |
7/96,65 |
4/69,30 |
2/70,25 |
17 |
16/92,40 |
7/31,19 |
7/96,65 |
7/100 |
3/84,19 |
18 |
9/31,0 |
7/31,19 |
4/74,97 |
6/95,76 |
3/84,19 |
19 |
9/31,0 |
8/48,82 |
5/86,63 |
2/32,13 |
2/70,25 |
20 |
9/31,0 |
8/48,82 |
4/74,97 |
2/32,13 |
1/45,57 |
21 |
10/53,79 |
8/48,82 |
5/86,63 |
4/69,30 |
3/84,19 |
Процентное соотношение полученных результатов по методике «Опросник родительского отношения» представлено на рисунке 5.
Рисунок 5.Процентное соотношение результатов диагностики
Следующий диагностический замер - проективная методика «Рисунок семьи».
Цель: оценка внутрисемейных отношений. Методика «Рисунок семьи» впервые была предложена В. Вульфом в 1947 году. Методика прошла стандартную психометрическую проверку (Приложение Д).
Результаты диагностики позволили выявить детско-родительские отношения глазами детей. Основными критериями для выделения результатов данной методики являются:
Обработка результатов показала, что наличие эмоционального контакта с родителями имеют 59% учащихся (12 человек). Отсутствие эмоциональной дистанции с родителями имеют 41% учащихся (9 человек) (рис. 6).
Рисунок 6. Результаты диагностики методика «Рисунок семьи»
Положительное эмоциональное самочувствие в семье имеют 53% учащихся (11 человек). Отрицательное эмоциональное самочувствие в семье имеют 47% учащихся (10 человек) (рис. 7).
Рисунок 7. Результаты диагностики методика «Рисунок семьи»
Таким образом, психологические групповые исследования и индивидуальная психодиагностика направленная на выявление эмоциональных состояний и тех индивидуально-психологических особенностей, которые могут провоцировать определенные сложности в развитии подростка. Результаты психологической диагностики необходимы для определения программы последующей коррекционной работы психолога с ребенком/родителем, группой родителей/детей и в целом семьей, выбора направления консультативного процесса.
2.2 Коррекционная работа
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была разработана программа развития детско-родительских отношений, которая включает в себя отдельную работу с родителями, совместные занятия в диадах родитель-ребенок и детьми (Приложение Е, Ж).
Работа с родителями включала в себя занятия в форме беседы, тренинговых упражнений, семинаров-тренингов, индивидуальных консультаций. Работа с детьми проходила в виде тренинговых упражнений.
Психологическая коррекция как комплекс психолого-педагогических воздействий направлена, с одной стороны на устранение имеющихся у детей и родителей внутриличностных и межличностных конфликтов, отрицательных эмоциональных состояний и отклонений личностных свойств, а с другой на оптимизацию развития психологических процессов и гармонизацию личности ребенка и родителя, семьи в целом. Использование методов психокоррекции помогает детям и родителям, с теми или иными особенностями равномерно адаптироваться к изменяющимся семейным условиям.
Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье