Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.

Содержание работы

Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87

Файлы: 1 файл

Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье.docx

— 498.92 Кб (Скачать файл)

Наимен шкалы/ испытуемый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Гипертимность

18

6

3

9

15

18

21

12

15

21

12

12

18

15

18

10

15

12

9

15

6

Дистимность

12

18

18

12

3

12

3

12

3

6

9

6

15

12

15

10

18

21

6

9

12

Циклотимичность

15

6

6

3

18

15

3

6

9

12

15

9

9

10

9

7

12

12

3

10

10

Неуравновешенность

12

12

10

6

18

21

15

12

15

18

12

14

12

3

6

15

18

15

15

18

18

Застревание

15

3

12

15

0

15

12

8

18

10

6

3

12

15

12

12

21

6

13

6

23

Эмотивность

12

6

15

15

13

18

3

12

9

12

15

12

15

18

13

9

10

9

12

9

15

Экзальтированность

6

15

12

6

9

6

6

18

3

12

12

9

9

10

12

18

12

3

21

10

10

Тревожность

12

0

6

12

3

18

9

6

21

19

9

12

10

12

15

15

15

10

18

18

21

Педантичность

12

3

9

15

12

10

10

18

9

4

4

15

3

17

3

9

9

15

20

21

9

Демонстративность

10

3

15

21

18

12

19

10

12

15

10

18

15

21

0

21

13

13

17

23

15


 

Обработка результатов диагностики показала, что у большинства исследуемых 81% (17 человек) присутствует явная акцентуация характера по шкале неуравновешенность, у 71% исследуемых (15 человек) присутствует явная акцентуация характера по шкалам гипретимность и демонстративность, у 67% исследуемых присутствует явный уровень акцентуации характера по шкале эмотивность. По шкалам застревание и тревожность у 62% исследуемых присутствует явная акцентуация характера. У 57% исследуемых по результатам исследования присутствует явная акцентуация характера по шкале дистимносить. По шкалам экзальтированность и дистимность у 42% исследуемых присутствует явная акцентуация характера. По шкале циклотимичность у 33% исследуемых присутствует явная акцентуация характера. Результаты диагностики не выявили наличие пограничных состояний у исследуемых. Анализ полученных данных по результатам проведенной методики представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Результаты диагностики по методике тест-опросник определения акцентуации характера Г.Шмишека-К.Леонгарда

 

Полученные результаты позволят подобрать адекватные методы работы с родителями и подростками.

Следующей методикой при диагностике был опросник Т.Лири на определение особенностей межличностных отношений. Цель: определение степени выраженности свойств личности, которые могут быть сгруппированы в восемь психологических тенденций, определяющих различные личностные черты. Обработка данных позволяет подробно изучить личностные особенности, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, конгруэнтность личности, стили взаимодействия. На основании данных возможно составление профилей личности, по которым более отчетливо возможно отследить моменты, вызывающие затруднения, проявляющиеся в межличностном общении. В зависимости от суммы баллов, набранных по каждой из шкал восьми тенденций, определяют диапазон проявления свойств личности:

  • характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям;
  • показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом;
  • баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о сложностях социальной адаптации.

Диагностические данные показали, что 19 человек (91%) из 21 (100%) испытуемых являются неконгруэнтной личностью и лишь данные двух исследуемых возможно охарактеризовать как показатели конгруэнтной личности. Результаты диагностики представлены в таблице 2.

Большой показатель доминирования во взаимоотношениях, выстраиваемых испытуемыми, свидетельствует о несформированности навыков эффективного взаимодействия, что отрицательно влияет на построение взаимоотношений в семье.

Также по результатам диагностических данных у 12 (57%) испытуемых были выявлены показатели, которые свидетельствуют о доминировании во взаимоотношениях; у 9 (43%) испытуемых преобладает дружелюбие. Данные в процентном соотношении отображены на рисунке 3.

 

Таблица 2

Результаты диагностики тест-опросника Т.Лири на определение особенностей межличностного отношения

         

Авторитарный

Независимый-доминирующий

Агрессивный

Недоверчевый-скептический

Покорно-застенчевый

Зависимый

Сотрудничающий

Альтруистический

1

5

8

8

5

9

7

11

12

1,6

5,1

-

2

4

6

5

5

7

4

5

6

-0,9

-0,7

+

3

11

4

5

5

6

7

10

13

2,9

12,7

-

4

4

11

9

5

9

15

11

9

-5

7,6

-

5

8

9

8

13

12

6

10

10

4,4

-4

-

6

7

9

7

6

9

11

14

13

1,5

13,3

-

7

10

13

7

8

8

11

10

14

7,6

5,8

-

8

9

9

5

5

2

5

8

9

5,6

3

-

9

11

6

7

6

7

11

13

13

5,4

14,4

-

10

14

8

8

7

3

6

9

8

13,1

0,3

-

11

10

9

14

15

14

14

16

13

-8,2

4,1

-

12

5

7

6

3

3

5

10

12

9,7

8,9

-

13

14

12

11

13

8

8

8

7

6,4

-10

-

14

14

8

9

6

7

10

13

13

10,5

10,3

-

15

8

12

9

8

8

10

12

10

2,8

2,3

-

16

8

4

5

2

2

0

8

1

10,9

-0,5

+

17

11

12

11

8

14

9

7

11

1,2

-4

-

18

10

7

3

7

3

4

7

6

8,4

1,2

-

19

12

10

10

8

13

11

12

12

-0,3

5,5

-

20

13

4

4

8

7

12

8

11

4,6

9,6

-

21

12

10

8

9

7

12

10

14

7,1

6,9

-



 

Результаты диагностики показали, что доминирующим стилем поведения в конфликтной ситуации у 52% исследуемых (11 человек) является соперничество, у 14,3% исследуемых (3 человека) является сотрудничество, у 14,3% исследуемых (3 человека) является компромисс, у 19,4% (4 человека) исследуемых – избегание. Приспособление как доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации не выявлен.

Рисунок 3. Стили взаимоотношений по методике Т.Лири

 

Методика описания поведения К.Томаса.

Цель: тест позволяет определить стиль поведения в ситуации разногласий. Всего таковых стилей пять: сотрудничество, компромисс, избегание (уход), приспособление, соперничество.

Процентное соотношение результатов представлено на рисунке 4.

Рисунок 4.Процентное соотношение результатов диагностики

Следующий диагностический замер был проведен методикой «Опросник родительского отношения».

Цель: исследование родительского отношения. Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Тест разработан А.Я. Варга, В.В. Столин. Опросник прошел стандартную психометрическую проверку (Приложение В).

Обработка результатов показала, что эмоциональное принятие ребенка присутствует у 13 (62%) родителей, отвержение – у 8 (38%) родителей. При анализе результатов теста социальную желательность показали 21 (100%) родителей. Отсутствие эмоциональной дистанции присутствует у 20 (95,2%) родителей, межличностная дистанция присутствует у 1 (4,8%) родителя. Авторитаризм по отношению к ребенку проявляют 17 (81%) родителей. Инфантилизация ребенка проявилась у 17 (81%) родителей (табл. 3).

Таблица 3.

Результаты диагностики детско родительских отношений методика «Опросник родителького отношения»

Ребенок

1.Принятие /Отвержение

2.Социальная желательность

3. Симбиоз

4.Авторитарная гиперсоциализация

5. «Маленький неудачник»

1

14/88,60

7/31,19

4/74,97

6/95,76

2/70,25

2

9/31,0

7/31,19

7/96,65

4/69,30

2/70,25

3

10/53,79

8/48,82

5/86,63

4/69,30

3/84,19

4

9/31,0

7/31,19

5/86,63

6/95,76

2/70,25

5

9/31,0

7/31,19

6/92,93

4/69,30

1/45,57

6

8/12,02

7/31,19

4/74,97

6/95,76

2/70,25

7

15/90,50

7/31,19

2/39,06

6/95,76

6/99,37

8

9/31,0

8/48,82

5/86,63

4/69,30

1/45,57

9

12/77,21

8/48,82

3/57,96

6/95,76

2/70,25

10

9/31,0

8/48,82

5/86,63

7/100

2/70,25

11

9/31,0

8/48,82

4/74,97

2/32,13

1/45,57

12

9/31,0

8/48,82

5/86,63

2/32,13

2/70,25

13

9/31,0

8/48,82

4/74,97

5/83,79

3/84,19

14

13/84,17

8/48,82

5/86,63

7/100

2/70,25

15

10/53,79

7/31,19

4/74,97

6/95,76

3/84,19

16

9/31,0

7/31,19

7/96,65

4/69,30

2/70,25

17

16/92,40

7/31,19

7/96,65

7/100

3/84,19

18

9/31,0

7/31,19

4/74,97

6/95,76

3/84,19

19

9/31,0

8/48,82

5/86,63

2/32,13

2/70,25

20

9/31,0

8/48,82

4/74,97

2/32,13

1/45,57

21

10/53,79

8/48,82

5/86,63

4/69,30

3/84,19


 

Процентное соотношение полученных результатов по методике «Опросник родительского отношения» представлено на рисунке 5.

Рисунок 5.Процентное соотношение результатов диагностики

Следующий диагностический замер - проективная методика «Рисунок семьи».

Цель: оценка внутрисемейных отношений. Методика «Рисунок семьи» впервые была предложена В. Вульфом в 1947 году. Методика прошла стандартную психометрическую проверку (Приложение Д).

Результаты диагностики позволили выявить детско-родительские отношения глазами детей. Основными критериями для выделения результатов данной методики являются:

  • наличие – отсутствие эмоциональной дистанции с родителями;
  • положительное – отрицательное самочувствие ребенка в семье.

Обработка результатов показала, что наличие эмоционального контакта с родителями имеют 59% учащихся (12 человек). Отсутствие эмоциональной дистанции с родителями имеют 41% учащихся (9 человек) (рис. 6).

Рисунок 6. Результаты диагностики методика «Рисунок семьи»

Положительное эмоциональное самочувствие в семье имеют 53% учащихся (11 человек). Отрицательное эмоциональное самочувствие в семье имеют 47% учащихся (10 человек) (рис. 7).

Рисунок 7. Результаты диагностики методика «Рисунок семьи»

Таким образом, психологические групповые исследования и индивидуальная психодиагностика направленная на выявление эмоциональных состояний и тех индивидуально-психологических особенностей, которые могут провоцировать определенные сложности в развитии подростка. Результаты психологической диагностики необходимы для определения программы последующей коррекционной работы психолога с ребенком/родителем, группой родителей/детей и в целом семьей, выбора направления консультативного процесса.

 

2.2 Коррекционная работа

 

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была разработана программа развития детско-родительских отношений, которая включает в себя отдельную работу с родителями, совместные занятия в диадах родитель-ребенок и детьми  (Приложение Е, Ж).

Работа с родителями включала в себя занятия в форме беседы, тренинговых упражнений, семинаров-тренингов, индивидуальных консультаций. Работа с детьми проходила в виде тренинговых упражнений.

Психологическая коррекция как комплекс психолого-педагогических воздействий направлена, с одной стороны на устранение имеющихся у детей и родителей внутриличностных и межличностных конфликтов, отрицательных эмоциональных состояний и отклонений личностных свойств, а с другой на оптимизацию развития психологических процессов и гармонизацию личности ребенка и родителя, семьи в целом. Использование методов психокоррекции помогает детям и родителям, с теми или иными особенностями равномерно адаптироваться к изменяющимся семейным условиям.

Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье