Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.

Содержание работы

Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87

Файлы: 1 файл

Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье.docx

— 498.92 Кб (Скачать файл)

1) проявление доброты, внимания, заботы;

2) просьба;

3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных  интересов и потребностей, выражение  положительного отношения).

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

  • учащемуся необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений;
  • если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
  • всегда учитывайте состояние учащегося;
  • не унижайте учащегося;
  • соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
  • учебная деятельность должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков;
  • во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков;
  • способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений;
  • создавать условия, разрешающие ученикам двигаться, избегать долгих периодов монотонной работы;
  • проводить физические занятия и ежедневные упражнения для всех учащихся;
  • в повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

Компоненты педагогической работы с подростками:

1. Целенаправленная работа  по нравственному просвещению (уроки  этики, классные часы различной  тематики, индивидуальные беседы  т.д.).

2. Актуализация всех источников  нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная  работа, отношения между учащимися  в классе, отношения детей с  родителями, с учителями, учителей  с родителями детей, стиль работы  всего педколлектива школы).

3. Оптимальное соотношение  форм практической деятельности  и нравственного просвещения  на разных этапах с учетом  половозрастных особенностей учащихся.

Рекомендации родителям подростка

- чаще хвалить за любые  достижения и успехи;

- поощряет тот положительный  поступок, который является нерядовым  для ребенка или в данных  условиях;

- любое поощрение должно  вызывать у ребенка положительные  эмоции;

- форма и цена поощрения  должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив  данный положительный поступок, они должны быть значимы для  данной личности, поэтому надо  учитывать ее индивидуальные  особенности;

- награда должна быть  каждый раз, когда совершается  нерядовой поступок;

- поощряя ребенка, следует  указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

- помните: что бы ни  случилось, не лишайте ребенка  заслуженной похвалы и награды;

- подчеркивать достоинства  его внешности;

- подчеркивать его положительные  черты характера;

- помогайте подростку  выглядеть современно (покупать  по мере возможности модную  одежду);

- поручать сложные и  ответственные дела;

-доверять;

- помогите наладить общение  со сверстниками (приглашайте друзей  в дом и т.п.).

 

Рекомендации подросткам

Рекомендации очень просты, и ты с легкостью их запомнишь. Но это далеко не все способы. Ты должен сам(а) на основе этих рекомендаций изобретать свои или, интерпретируя, применять данные, но обязательно проанализировать, будут ли они эффективны в сложившейся ситуации.

  • Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
  • Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
  • Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочуствие при слушании.
  • Никогда не унижайте человека. Даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
  • Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, принимайте похвалу.
  • Начинайте с искреннего признания достоинства человека.
  • Обращайте внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
  • Прежде чем критиковать другого человека, скажите о своих собственных ошибках.
  • Задавайте вопросы, прежде чем отдавать приказания.
  • Давайте возможность человеку спасти свое лицо.
  • Спора лучше избегать, но если вы в него вовлечены, то придерживайтесь определенных правил.
  • Не прибегайте к силовому нажиму.
  • Не переходите, если нет деловых доводов, на личные оскорбления.
  • Сохраняйте деловой и доброжелательный тон.
  • Внимательно слушайте и анализируйте все доводы партнеров.
  • Забудьте личные предубеждения против партнера.
  • Не спешите с обобщениями и заключениями.
  • Проявляйте уважение к личности партнера.
  • Если вы не правы, признайте это сразу.
  • С самого начала покажите свои дружеские отношения.
  • Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей.
  • Вызывайте к благородным побуждениям.
  • Придавайте своим идеям наглядность.

 

 

 

Заключение

 

Подростковый возраст - это период, в который ребёнок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет нравственное развитие, формируются убеждения. Чаще всего, убеждения подростка не совпадают с общественным мнением, вследствие чего и возникают проблемы подростка в обществе. Многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитие подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями, семейные ценности и уже сложившиеся традиции.

Главной возрастной задачей развития подростка является формирование самосознания, развитие устойчивого ощущения собственного «Я», развитие самоопределения и идентичности.

Целью данной работы является исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.

Гипотеза исследования: целенаправленная реализация системы профилактических мероприятий с семьей, способствует минимизации негативных проявлений подросткового возраста, тем самым обеспечивая гармонизацию отношений в семье.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

  1. Определить проблему подросткового возраста в соответствии с изученными психологическими подходами в отечественной и зарубежной литературе.
  2. Ознакомиться с подходами, типологией, структурой семейных взаимоотношений.
  3. Оптимизация психокоррекционного воздействия на подростков, имеющих трудности в прохождении подросткового периода, которые приводят к нарушению семейных взаимоотношений.
  4. Определить методологические подходы и принципы переходного возраста.
  5. Разработать коррекционную программу, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.

В соответствии с поставленными задачами в теоретической части были рассмотрены особенности подросткового возраста, которые заключаются в развитии автономии и индивидуализации. Рассмотрена типология и структура семейных взаимоотношений. Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительское отношение, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О. Смирнова и М.В. Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств).

Влияние взаимоотношений родителей и отношений в семье на развитие личности ребенка неоспоримы. В понятие отношений входят многие аспекты, которые между собой находятся в тесной взаимосвязи. Так как семья является первым институтом социализации ребенка, то навыки взаимоотношения в семье и отношения к членам семьи находят отражение, как в характере ребенка, так и в повседневной жизни.

В практической части дипломной работы был проведен эксперимент. Эксперимент состоял из 2 частей. На первым этапе была проведена диагностика исследуемых. Диагностика осуществлялась следующими методами:

  • личностный тест-опросник определения акцентуации характера Г.Шмишека - К.Леонгарда
  • тест особенностей межличностных отношений Т.Лири
  • тест описания поведения К.Томаса
  • тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столин;
  • проективная методика тест «Рисунок семьи»;

Полученные данные были представлены в таблицах и рисунках. На основе полученных результатов была составлена коррекционная программа. Анализ результатов повторной диагностики показал наличие положительной динамики по выделенным раннее критериям.

Можно сделать вывод о том, что основными причинами нарушения семейных взаимоотношений являются:

  1. стили взаимоотношений подростков с окружающими,
  2. стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях,
  3. наличие определенных видов акцентуаций характера у подростков,
  4. искаженное восприятие ребенка родителями.

После проведения программы были составлены следующие рекомендации:

Для учителей: существуют следующие группы педагогических приемов, которые содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению контакта:

1) проявление доброты, внимания, заботы;

2) просьба;

3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных  интересов и потребностей, выражение  положительного отношения).

Компоненты педагогической работы с подростками:

1. Целенаправленная работа  по нравственному просвещению (уроки  этики, классные часы различной  тематики, индивидуальные беседы  т.д.).

2. Актуализация всех источников  нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная  работа, отношения между учащимися  в классе, отношения детей с  родителями, с учителями, учителей  с родителями детей, стиль работы  всего педколлектива школы).

3. Оптимальное соотношение  форм практической деятельности  и нравственного просвещения  на разных этапах с учетом  половозрастных особенностей учащихся.

Для родителей: учитывая особенности подросткового возраста, беседовать с детьми о возможных возникающих ситуациях и способов их разрешения; интересоваться окружением своего ребенка для своевременной поддержки при выборе референтной группы.

Для подростков: своевременное обращение к школьному психологу, при возникновении конфликтных ситуаций или сложностей во взаимодействии, как с родителями, так и со сверстниками; получение знаний об имеющихся типах личности и способах взаимодействия с ними. Получение знаний ооб особенностях своего типа личности, способах поведения в конфликтных ситуациях. Анализ своих чувств, эмоций и поступков.

Проведенное исследование не претендует на полное раскрытие причин дисгармонии во взаимодействии внутри семьи, а полученный результат не является стабильным в силу особенностей подросткового возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Akademia,- 2003.-385с.
  2. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, -1987.-356с.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, -1988.-426с.
  4. Психология. Социология. Дефектология. // Республиканский ежемесячный научный журнал. - Астана. № 7, -2006.- С.17-21.
  5. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, -1985.-432с.
  6. Столяренко Л.Д. Психология.- Учебник. – М.: Просвещение,- 2003.-463с.
  7. Матейчик З. Родители и дети.- М.: Просвещение,- 1992.-624с.
  8. Фурманов И.А. Детская агресивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Литера,-1996.-381с.
  9. Гарбузов В.И. Восприятие ребека. - СПб.: Дельта,- 1997.-512с.
  10. Личко А.Е. Подростковая психотерапия. – Л.: Медицина,- 1985.-428с.
  11. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи. – М.: МГУ, -1987.-267с.
  12. Эйдемиллер Э.Г. Психотерапия в семейном контексте. – М.: Класс, -2002.-674с.
  13. Малкина-Пых И.Г. Семейная психотерапия: Справочник практического психолога. -М.: Эксмо,- 2005.-992с.
  14. Дружинин В.И. Психологические типы семьи. - М.: Прсвещение,-1995.-158с.
  15. Спиваковская А.С. Психотерапия, игра, детство, семья. – М.: Апрель-Пресс, -2000.-608с.
  16. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика детей. – М.: Просвещение, -1988.-462с.
  17. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, -2001.-367с.
  18. Мягер В.К. Теоретические предпосылки семейноой психотерапии. – Л.:ЭКСМО,- 1987.-197с.
  19. Карабанова О.А. Семья. Психотерапия. – СПб.: Речь,- 2005.-659с.
  20. Соловьева Н.Я. Брак и семья. – Вильнюс: Минтис, -1997.-226с.
  21. Обухова Л.Ф. Детская психология.- М.: Российское педагогическое агентство, -1996.-286с.
  22. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение,- 1980.-297с.
  23. Хрипкова А.Г. Подросток. – М.: Педагогика,- 1982.-432с.
  24. Фельдштейн Д.И. психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. – М.: Просвещение, -1995.-294с.
  25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер,- 2000.-413с.
  26. Куб Н. Подросток. - М.: Прогресс, -1990.-318с.
  27. Эйдемиллер Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте. Л.ЮНИТО, -1976.-198с.
  28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях и акцентуациях характера. - Обнинск, -1992.-374с.
  29. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, -1992.-512с.
  30. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, -1990.-413с.
  31. Канищева Г.Н. Школа развития личности. Методическое пособие. – Шымкент, -2007.-119с.
  32. Коляева М.В., Канищева Г.Н., Куликова Л.Г. Методическое пособие Программа укрепления семьи - Шымкент, Кітап,- 2007.-340с.
  33. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М.: Медицина,-1990.-461с.
  34. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, -2004.-896с.
  35. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.-384с.
  36. Основы психологии: Практикум / ред.- сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, -2003.-468с.
  37. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо, -2000.-697с.
  38. Воловик В.М. Семейные исследования в психотерапии. – М.: Просвещение,-1980.-267с.
  39. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, -1986.-298с.
  40. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, -1988.-379с.
  41. Соловьева Н.Я. Брак и семья. – Вильнюс: Минтис,-1997.-226с.
  42. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, -1993.-318с.
  43. Детская практическая психология: Учебник / Под.ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, -2001.-274с.
  44. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб.пособие. - СПб.: Речь,- 2006.-176с.
  45. Гордон Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург: АРД ЛТД, -1997.-205с.
  46. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, -1997.-256с.
  47. Истратова О.Н. Психодиагностика. – Ростов н/Д: Феникс, -2007.-375с.
  48. Батаршев А.В. Тестирование. – М.: Дело,-2003.-240с.
  49. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. – М.: Эксмо,- 2000.-594с.
  50. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии, 1986, № 2.- С.56-87
  51. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. – М.: Эксмо, -2000.-594с.

Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье