Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа
Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.
Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87
1) проявление доброты, внимания, заботы;
2) просьба;
3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).
Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
Компоненты педагогической работы с подростками:
1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, классные часы различной тематики, индивидуальные беседы т.д.).
2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
3. Оптимальное соотношение
форм практической
Рекомендации родителям подростка
- чаще хвалить за любые достижения и успехи;
- поощряет тот положительный поступок, который является нерядовым для ребенка или в данных условиях;
- любое поощрение должно
вызывать у ребенка
- форма и цена поощрения
должны компенсировать те
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- подчеркивать достоинства его внешности;
- подчеркивать его
- помогайте подростку выглядеть современно (покупать по мере возможности модную одежду);
- поручать сложные и ответственные дела;
-доверять;
- помогите наладить общение со сверстниками (приглашайте друзей в дом и т.п.).
Рекомендации подросткам
Рекомендации очень просты, и ты с легкостью их запомнишь. Но это далеко не все способы. Ты должен сам(а) на основе этих рекомендаций изобретать свои или, интерпретируя, применять данные, но обязательно проанализировать, будут ли они эффективны в сложившейся ситуации.
Заключение
Подростковый возраст - это период, в который ребёнок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет нравственное развитие, формируются убеждения. Чаще всего, убеждения подростка не совпадают с общественным мнением, вследствие чего и возникают проблемы подростка в обществе. Многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитие подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями, семейные ценности и уже сложившиеся традиции.
Главной возрастной задачей развития подростка является формирование самосознания, развитие устойчивого ощущения собственного «Я», развитие самоопределения и идентичности.
Целью данной работы является исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Гипотеза исследования: целенаправленная реализация системы профилактических мероприятий с семьей, способствует минимизации негативных проявлений подросткового возраста, тем самым обеспечивая гармонизацию отношений в семье.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
В соответствии с поставленными задачами в теоретической части были рассмотрены особенности подросткового возраста, которые заключаются в развитии автономии и индивидуализации. Рассмотрена типология и структура семейных взаимоотношений. Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительское отношение, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О. Смирнова и М.В. Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств).
Влияние взаимоотношений родителей и отношений в семье на развитие личности ребенка неоспоримы. В понятие отношений входят многие аспекты, которые между собой находятся в тесной взаимосвязи. Так как семья является первым институтом социализации ребенка, то навыки взаимоотношения в семье и отношения к членам семьи находят отражение, как в характере ребенка, так и в повседневной жизни.
В практической части дипломной работы был проведен эксперимент. Эксперимент состоял из 2 частей. На первым этапе была проведена диагностика исследуемых. Диагностика осуществлялась следующими методами:
Полученные данные были представлены в таблицах и рисунках. На основе полученных результатов была составлена коррекционная программа. Анализ результатов повторной диагностики показал наличие положительной динамики по выделенным раннее критериям.
Можно сделать вывод о том, что основными причинами нарушения семейных взаимоотношений являются:
После проведения программы были составлены следующие рекомендации:
Для учителей: существуют следующие группы педагогических приемов, которые содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению контакта:
1) проявление доброты, внимания, заботы;
2) просьба;
3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).
Компоненты педагогической работы с подростками:
1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, классные часы различной тематики, индивидуальные беседы т.д.).
2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
3. Оптимальное соотношение
форм практической
Для родителей: учитывая особенности подросткового возраста, беседовать с детьми о возможных возникающих ситуациях и способов их разрешения; интересоваться окружением своего ребенка для своевременной поддержки при выборе референтной группы.
Для подростков: своевременное обращение к школьному психологу, при возникновении конфликтных ситуаций или сложностей во взаимодействии, как с родителями, так и со сверстниками; получение знаний об имеющихся типах личности и способах взаимодействия с ними. Получение знаний ооб особенностях своего типа личности, способах поведения в конфликтных ситуациях. Анализ своих чувств, эмоций и поступков.
Проведенное исследование не претендует на полное раскрытие причин дисгармонии во взаимодействии внутри семьи, а полученный результат не является стабильным в силу особенностей подросткового возраста.
Список использованной литературы
Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье