Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.

Содержание работы

Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87

Файлы: 1 файл

Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье.docx

— 498.92 Кб (Скачать файл)

8)

  1. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  2. Первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9)

  1. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
  2. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10)

  1. Я твердо стремлюсь добиться своего.
  2. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11)

  1. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чей состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  2. Я стараюсь успокоить другого и главный образом сохранять наши отношения.

12)

  1. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
  2. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13)

  1. Я предлагаю среднюю позицию.
  2. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14)

  1. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  2. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15)

  1. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
  2. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряжения.

16)

  1. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  2. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17)

  1. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  2. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезного напряжения.

18)

  1. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  2. Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19)

  1. Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  2. Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20)

  1. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  2. Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21)

  1. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
  2. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22)

  1. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.
  2. Я отстаиваю свою позицию.

23)

  1. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  2. Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24)

  1. Если позиция другого кажется ему важной, я стараюсь идти ему навстречу.
  2. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25)

  1. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
  2. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26)

  1. Я обычно предлагаю среднюю позицию.
  2. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27)

  1. Зачастую стремлюсь избежать споров.
  2. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28)

  1. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  2. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29)

  1. Я предлагаю среднюю позицию.
  2. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

30)

  1. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  2. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин

Инструкция: уважаемые родители выразите свое согласие или несогласие с приведенными  ниже утверждениями с помощью ответов «Да» или «Нет». Не задумывайтесь долго над ответами. Нет верных или неверных ответов.

1. Я всегда сочувствую  своему ребенку.

2.  Я считаю своим  долгом знать все, что думает  мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4.  Мне кажется, что  поведение моего ребенка значительно  отклоняется от нормы.

5. Нужно стараться держать  ребенка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они его  травмируют.

6.  Я испытываю к  ребенку чувство расположения.

7.  Хорошие родители  ограждают ребенка от трудностей  жизни.

8.  Мой ребенок часто  неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь  помочь своему ребенку.

10.  Бывают случаи, когда  издевательское отношение к ребенку  приносит ему большую пользу.

11.  Я испытываю досаду  по отношению к своему ребенку.

12.  Мой ребенок ничего  не добьется в жизни.

13.  Мне кажется, что  другие дети потешаются над  моим ребенком.

14.  Мой ребенок часто  совершает такие поступки, которые  достойны только презрения.

15. Для своего возраста  мой ребенок немножко незрелый.

16.  Мой ребенок специально  ведет себя плохо, чтобы досадить  мне.

17.  Мой ребенок впитывает  в себя все дурное, как губка.

18.  Моего ребенка трудно  научить хорошим манерам при  всем старании.

19.  Ребенка следует  держать в жестких рамках, тогда  из него вырастет порядочный  человек.

20.  Я люблю, когда друзья  моего ребенка приходят к нам  в дом.

21.  Я принимаю участие  в своем ребенке.

22.  К моему ребенку  «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успеха в жизни.

24. Когда в компании  знакомых говорят о детях, мне  немного стыдно, что мой ребенок  не такой умный и способный, как мне хотелось бы.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю  ребенка со сверстниками, они  кажутся мневзрослее и по поведению, и по суждениям.

27.  Я с удовольствием  провожу с ребенком все свое  свободное время

28. Я часто жалею о  том, что мой ребенок растет  и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29.  Я часто ловлю  себя на враждебном отношении  к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы  мой ребенок достиг всего того, что мненравится и кажется  необходимым.

31.  Родители должны  приспосабливаться к ребенку, а  не только требовать этого  от него.

32. Я стараюсь выполнять  все просьбы моего ребенка.

33.  Принимая семейные  решения, следует учитывать мнение  ребенка.

34. Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

35.  В конфликте с  ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.  Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь  со своим ребенком.

38.  Я испытываю к  ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов  моего ребенка — эгоизм, упрямство  и лень.

40.  Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск  с ребенком.

41. Самое главное —  чтобы у ребенка было спокойное  и беззаботное детство, все остальное  приложится.

42.  Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен  ни на что хорошее.

43.  Я разделяю увлечения  моего ребенка.

44.  Мой ребенок может  вывести из себя кого угодно.

45.  Я понимаю огорчения  своего ребенка.

46.  Мой ребенок часто  раздражает меня.

47.  Воспитание ребенка  — это сплошная нервотрепка.

48.  Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю своему  ребенку.

50.  За строгое воспитание  дети потом благодарят.

51.  Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52.  В моем ребенке  больше недостатков, чем достоинств.

53.  Я разделяю интересы  своего ребенка.

54. Мой ребенок не в  состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно  не так.

55.  Мой ребенок вырастет  не приспособленным к жизни.

56.  Мой ребенок нравится  мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу  за состоянием здоровья своего  ребенка.

58.  Нередко я восхищаюсь  своим ребенком.

59.  Ребенок не должен  иметь секретов от своих родителей.

60. Я невысокого мнения  о способностях моего ребенка  и не скрываю этого от него.

61.  Весьма желательно, чтобы ребенок дружил с теми  детьми, которые нравятся его родителям.

Бланк ответов

Фамилия, Имя………………………………………………………………………………..

высказывания

Ответ

высказывания

Ответ

высказывания

Ответ

высказывания

Ответ

1

 

16

 

31

 

46

 

2

 

17

 

32

 

47

 

3

 

18

 

33

 

48

 

4

 

19

 

34

 

49

 

5

 

20

 

35

 

50

 

6

 

21

 

36

 

51

 

7

 

22

 

37

 

52

 

8

 

23

 

38

 

53

 

9

 

24

 

39

 

54

 

10

 

25

 

40

 

55

 

11

 

26

 

41

 

56

 

12

 

27

 

42

 

57

 

13

 

28

 

43

 

58

 

14

 

29

 

44

 

59

 

15

 

30

 

45

 

60,6

 

Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье