Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.

Содержание работы

Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87

Файлы: 1 файл

Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье.docx

— 498.92 Кб (Скачать файл)

Приложение  Д. Методика «Рисунок семьи»

Учащимся предлагалось нарисовать семью. Целью применения данного теста является выявление особенностей внутрисемейных отношений глазами ребенка. Учащимся раздается чистый лист бумаги формата А4. Предполагается рисование цветными или простым карандашами.

Инструкция методики: «Нарисуй свою семью».  На рисование отводится 25-30 минут. После чего необходимо собрать рисунки и провести беседу в ходе, которой ребенок рассказывает о том, кто изображен на рисунке.

Задаются следующие вопросы:

    1. Скажи, кто тут нарисован?
    2. Где они находятся?
    3. Что они делают?
    4. Им весело или скучно? и т.п.

Обработка теста прводится в соответствии с анализом Л.Кормана: Графическое качество; Формальная структура.

На основании особенностей изображения можно определить: 1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

  1. особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;
  2. особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

 

Приложение  Е. Коррекционная программа

Занятие 1 представляет собой семинар тренинг в 2 частях для родителей.

Цель: Анализ семейных отношений в семьях участников.

Задачи:

  • Познакомить участников группы между собой.
  • Совместно с участниками группы раскрыть понятия «Счастливая семья», «проблемная семья».
  • Раскрыть суть отношений «Ребенок – Родитель».
  • Помочь родителям осознать коммуникативные связи в семье.

Ресурсы: Клубок пряжи, пластилин, бумага писчая, бумага для рисования, фломастеры и карандаши.

Упражнение 1. «Знакомство»

Участники располагаются по кругу, ведущий тренинга начинает со слов: «Каждый из Вас, получит клубок, назовет свое имя и ассоциативное имя, которое будет начинаться с первой буквы вашего имени. Постарайтесь, в своем ассоциативном имени отразить суть своей личности, чтобы мы получили представление друг о друге». Перебрасывая клубок пряжи, участники группы разматывают его. Затем, необходимо смотать пряжу: отдавая клубок тому, от кого его получил, со словами: «Я получил клубок от…».

Упражнение 2. Построение семейных отношений.

Участники располагаются по кругу. Вам необходимо ответить на вопросы, но не в слух, а записать ответы на листах.

Вопросы к группе:

  • Вам нравиться жить в семье в настоящее время?
  • Как вы считаете, вы проживаете с друзьями, людьми которые вам нравятся, которым вы доверяете?
  • С радостью ли вы возвращаетесь после работы домой? Интересно ли быть членом вашей семьи?

Если вы на все вопросы ответили «Да», то можно утверждать, что вы живете в счастливой семье. Если ответили «Нет» на один или несколько вопросов, то скорее всего у вас в семье бывают проблемы.

Далее следует обсуждение возможных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в семье с различного рода проблемами.

Занятие 2.

 Упражнение 3. Кто строит  мир в семье?

Участникам необходимо аргументировано ответить на вопрос кто ответственен за мир в семье и по средствам чего этого можно добиться. Далее каждый родитель высказывает свое мнение. После обсуждения тренер зачитывает: Мудрые родители знают, что … !

Упражнение 4. Самооценка и ее значение.

Вспомните из своей жизни момент, когда вы были в хорошем настроении, когда все получалось. Поймите, что такое высокая самооценка. А теперь вспомните ситуацию, когда вы совершили промах или ошибку, потерпели поражение. Вспомните, что вы чувствовали в тот момент. Поймите, что такое низкая самооценка.

Самооценка не передается по наследству, она приобретается в течение жизни. Ее формируют взрослые, которые не всегда принимают детей такими, какие они есть. К счастью самооценку можно изменить в любом возрасте.

Упражнение 5.

Участники в парах говорят друг другу обычные фразы, выражая при этом различные эмоции: любовь, любопытство, раздражение, внимание, усталость, ненависть. Ребенок чувствует родителей по малейшим изменениям в тоне, в выражении лица, жестах.

Занятие 3. «Построение коммуникативной карты семьи»

Цель: исследование сложностей семейных связей и взаимоотношений.

Упражнение 6.

На листе бумаги кружечками изобразите членов вашей семьи. Каждого члена обозначьте тем цветом, который по вашему, ему подходит. Расположите кружки по своему усмотрению. В центре каждого кружка напишите имя члена семьи, его возраст и семейную роль. Обозначьте стрелками взаимоотношения внутри семьи.

Посмотрите, получилось ли у вас пары.  Обсуждение карты семьи и причины нарушений во взаимоотношениях с детьми.

Заключение: участники по кругу делятся своими мыслями и чувствами по поводу прошедшего семинара-тренинга. Что нового узнали о себе, о других. Полезны ли эти занятия?

Занятие 4.

Упражнение 7 «Родительский форум»

Это прекрасное задание для начала встречи группы, знакомства тренера с участниками и их самих - между собой.

  1. Свободная  ходьба по комнате. Посмотреть на окружающих, вглядеться в лица товарищей по группе, почувствовать атмосферу комнаты, рассмотреть ее.
  2. Разбиться по группам: минимум - 4, максимум -- 5 человек в каждой. Сделать это без слов, просто присоединиться к людям, с которыми хотели бы создать одну мини-группу.В течение 15 минут каждая группа занимается поиском ответа на вопросы: Почему мы оказались вместе? По каким законам, каким образом возникла наша подгруппа?
  3. Еще 5 минут для того, чтобы определить единый вектор группы, т.е. то, что ее объединяет. Дать этому название, а группе — имя.
  4. Представитель каждой группы рассказывает о том, как прошли предыдущие этапы групповой работы, какое имя носит группа, вкратце рассказывает о ее участниках.
  5. Тренер обращается к группе:

Как вы думаете, в какой из возникших здесь групп вы могли бы оказаться? почему?

Всмотритесь в лица участников других групп! Кто из них похож / непохож на вас (внешне, предполагаемыми качествами, стилем одежды, профессиональной деятельностью)?

Каждые 3-5 человек, ответившие на этот вопрос, составляют цепочку - новую группу. Эта группа отсаживается от остальных (так разойдутся по углам все участники тренинга), и еще в течение 15-20 минут разговаривают о том, что их привело на тренинг. Знакомятся.

Упражнение 8 «Десять заповедей»

К встрече по следующим темам: «Семейные ценности», «Традиции семьи», «Нормы и правила: есть ли они в семейной жизни?»

Библейские заповеди веками считаются одним из важнейших нравственных кодексов человека, две из них касаются самым непосредственным образом семьи, супружества, родительства: "Чти отца своего и мать свою" и запрет на прелюбодеяние. А какие заповеди определяют образ жизни вашей семьи? В чем заключается кодекс отношений, какие ценности являются в доме непреходящими?Каждый из участников тренинга получает лист бумаги и ручку, с тем чтобы через 15-20 минут ознакомить присутствующих с заповедями собственной семьи.

Обсудив подготовленный материал в группе, можно раздать каждому листок с заповедями, которые составил для родителей великий педагог-гуманист, теоретик и практик воспитания Януш Корчак.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

  1. Не  требуй  от  ребенка платы  за  все, что ты для него сделал.

Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему,  и это необратимый закон благодарности.

  1. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  2. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  3. Не унижай!
  4. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  5. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Ребенок - это не тиран, которыйзавладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти  и  крови. Это  та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и  отца,  у  которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
  6. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10.Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь  с ним, радуйся, потому что ребенок -это праздник, который пока с тобой.

Занятие 5

Упражнение 9.

Цели:

  • рассмотреть модель стилей родительства и понять, какому стилю отдается предпочтение;
  • проверить эффективность  привычной  модели в воспитании детей, общении с ними;
  • осознать плюсы и минусы существующего типа поведения и быть готовыми к его коррекции в случае необходимости.

Размер группы: нет ограничений. Ресурсы: листы с описанием типов родительства для каждого участника, ручки, цветные фломастеры. Время: 30-60 минут.Ход упражнения:

Профессор Я.М. Ньюбергер (США) предложила классификацию, в которой представлены уровни родительских реакций, родительского восприятия, выстраивания отношений с ребенком.Задание:

Разбиться на подгруппы по 3-5 человек.

Познакомиться с описанием типов родительства.

Попытаться ответить на вопрос, какой из них вы предпочитаете, в каком чаще находитесь в семейной жизни.

Проиллюстрировать каждый тип небольшой инсценировкой, в которой одна и та же проблема восстания подается через иной тип родительского восприятия.Проанализировать импровизации и обсудить эффективность каждого типа в каждом представленном сценическом отрывке.

Занятие 6

Упражнение 10 «Никогда, изредка, часто».

Цели:

  • проанализировать семейные отношения и отобразить их в визуальной форме;
  • ответить на вопросы: Доволен ли я полученным результатом? Какова цена, которую я и мой ребенок платим за существующее положение вещей?
  • решить, в чем каждая из сторон может измениться, чтобы чувствовать себя комфортнее в детско-родительских отношениях.

Размер группы: нет ограничений. Ресурсы: листы бумаги для каждого участника, ручки.Время: 20-30 минут.Ход упражнения

Каждый из участников тренинга получает бланк-опросник с графами «Никогда», «Изредка», «Часто» и работает по инструкции, находящейся на листе.Перед вами - несколько вопросов. Внимательно прочтите каждый из них и отметьте плюсом ваш выбор в соответствующей графе.

1. Разговариваете  ли Вы или Ваш супруг/супруга  с вашим ребенком:

  • о достижениях в жизни,
  • религии,
  • семейных традициях,
  • шутках, анекдотах,
  • актуальной политике,
  • сексе.

Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье