Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 12:33, дипломная работа
Цель: изучить психологическое влияние рекламы на изменение ценностных ориентаций молодежи.
Исходя из поставленной цели решались следующие задачи:
1.Проанализировать теоретические данные о проблеме воздействия рекламы на ценностные ориентации молодежи;
2. Организовать и провести исследование по изучению данной проблемы;
Введение..............................................................................................................................3
1. Психологические основы целостности и единства личности человека…………………………………………………………………………………...6
1.1. Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности в психологии……..................................................................................................................6
1.2. Роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и их развитие.............................................................................................................................10
1.3. Типология системы ценностных ориентаций личности…………………………14
1.4. Менталитет как один из источников ценностных ориентаций человека……………………………………………………………………………….…18
2. Психологические аспекты рекламы как средства социальной коммуникации и воздействия........................................................................................................................23
2.1. Психологические подходы к организации рекламной деятельности……….......23
2.2. Формально-динамические характеристики рекламы и некоторые методы ее воздействия……………………………………………………………………………....27
2.3. Реклама в социокультурном пространстве……………………………………..…31
3. Исследование психологических аспектов влияния рекламы на изменение ценностных ориентаций молодежи …………...………………………………..……..35
3.1. Организация и методы исследования......................................................................35
3.2. Результаты исследования и их обработка...............................................................40
3.4. Интерпретация. Выводы и рекомендации………………………………………...48
Заключение........................................................................................................................53
Библиографический список.............................................................................................55
Исходя из этого можно сделать вывод, что национальный характер, понимаемый как специфическое сочетание устойчивых личностных черт представителей конкретного этноса или как доминирующие в данном обществе ценности и установки, является, по существу, лишь частью менталитета как интегральной характеристики психологических особенностей людей, принадлежащих к изучаемой культуре.
Приоритетной
основой формирования русского национального
характера всегда был примат коллективистских
(патриархально-общинных) ценностей, что
обусловило приоритет коллективных
прав и интересов над
В настоящее время анализ главных черт традиционного российского менталитета многими авторами выявил ряд таких его особенностей, как стремление переложить ответственность за свою судьбу на общество или государство; утопичность в поисках "лучшей жизни" в сочетании с верой в ее непременное достижение; своеобразная абсолютизация независимости, в которую российский менталитет преобразил свободу — ключевое понятие европейского менталитета; растворенность личности в общине, в результате чего потребность в самоуважении удовлетворялась причислением себя к какой-либо общности; возвышение государства над законом, фетишизация власти; тенденция ориентации на авторитет, наделяемый чертами харизматического лидера; сложившееся восприятие труда как повинности в результате длительного господства неэкономических форм принуждения. Исследователями специфики российского менталитета отмечаются и такие его черты, как собственный культуроцентризм, пограничность, изначальная бинарность, амбивалентность, дихотомичность. С точки зрения К. А. Абульхановой, главной характеристикой российского менталитета является преобладание моральных представлений- чувство ответственности и совесть.
Исследования, посвященные проблемам российского менталитета, позволяют выделить не только его традиционные, устоявшиеся черты, которые могут быть отнесены к составляющим его "ядра", но и проследить изменения, выявить вновь формирующиеся компоненты и тем самым создать основу для прогнозов и ожиданий, для успешного осуществления социальной практики.
В 90-е гг. динамика ценностных
ориентации россиян имела
Согласно результатам эмпирических исследований ценностных ориентации россиян в наши дни, некоторые из указанных черт и сейчас присущи массовому сознанию, хотя в результате рыночных реформ последнего десятилетия можно было ожидать быстрых кардинальных изменений в системе ценностей и жизненной стратегии значительной части населения. Распространенным явлением стало экстенсивное увеличение рабочего времени и сокращение потребления, являющиеся, безусловно, примером адаптации путем приспособления индивида к изменившимся условиям окружающей среды. Однако такая реакция по сути своей противоречит установкам рыночной системы, нацеленной на увеличение социальной активности и рост социальных связей, т.е. предполагает скорее изменение окружающей среды применительно к изменившимся запросам индивида.
Также необходимо заметить, что в советском обществе удовлетворялась одна из базовых человеческих потребностей в «принадлежности» - то есть потребности быть частью чего-то, сознавать себя как слагаемое целого. Сама по себе принадлежность уже дает ощущение некоторой внутренней стабильности. Но когда пропадает это ощущение, появляется тревога, страх. И, как следствие, возникает отчужденность, недоверие не только к другим (на поведенческом уровне), но и недоверие к самому себе (во внутреннем плане человека). Сейчас перед молодежью остро встала проблема выбора, при этом не только выбора кем быть (к вопросу о проблеме неработающих по специальности и гонки за высшим образованием), но и выбора каким быть в этом «мире возможностей» и многих реальностей. С психологической точки зрения известно, что любой кризисный период, связанный с ломкой старых ценностей и обретением новых приводит часто к экзистенциальному кризису. Советские люди, привыкли жить в одномерном мире. В постсоветском случае экзистенциальный кризис, по Франклу «экзистенциальный вакуум» усиливается многовариантностью и многовыборностью, а это может привести к страхам, фобиям и неврозам [40].
Многовыборность
Таким
образом, менталитет
Сравнивая данные черты с
Необходимо заметить, что современные
глобальные изменения,
2. Психологические
аспекты рекламы как средства
социальной коммуникации и
2.1. Психологические
подходы к организации
Как самостоятельная отрасль прикладной науки психология рекламы возникла более ста лет назад. Например, американцы считают ее основателем Уолтера Дилла Скотта. В 1903 году он опубликовал работу под названием «Теория и практика рекламы», в которой рассматривались вопросы ее воздействия на потребителей.
Психологические исследования в рекламе имеют свою специфику. Во-первых, тот или иной психический процесс изучается не сам по себе, а в связи с конкретными процессами и продуктами рекламной деятельности. Во-вторых, сегодня все чаще они исследуются в условиях коммуникации, общения, взаимодействия рекламиста и потребителя. В-третьих, в связи с изучением воздействия определенных рекламных сообщений и рекламных кампаний исследуются не отдельные психические процессы, а система процессов.
А.Н. Лебедев выделяет две методологические традиции в организации научно-практических исследований и прикладных разработок в области рекламной деятельности, которые условно называет «немецкой» и «американской» [24].
«Немецкая методологическая традиция». В соответствии с этой традицией реклама рассматривалась главным образом как суггестия - способ психологического воздействия на волю человека с целью создания у него потребности в рекламируемом товаре. Предполагалось, что потребности можно создавать в известном смысле искусственно, например, путем внушения. В качестве основного исследовательского метода, на основе которого собиралась информация для принятия управленческих решений в рекламном бизнесе, рассматривался эксперимент.
Американские психологи проводили исследования в рекламе и формулировали практические рекомендации в полном методологическом соответствии с принципами, которыми руководствовались немецкие ученые Фехнер, Вундт, Эббингауз и другие.
«Американская
Следует отметить, что наличие двух обсуждаемых традиций и соответствующих им методологических подходов в психологии рекламы определяется реальными объективными условиями. Современные производство и торговля могут осуществляться по двум направлениям: в первом случае — с целью извлечь быструю прибыль, когда производится и реализуется товар, как правило, невысокого качества, и производитель ориентируется лишь на его однократное приобретение покупателем. Во втором случае это производство высококачественного, конкурентоспособного, но более дорогого товара. Здесь критерии производства и торговли приводят к необходимости сохранить потребителя, сделать его приверженцем широко рекламируемой торговой марки (брэнда), для чего предпринимателю приходится поддерживать характеристики товара на самом высоком уровне.
Мы рассмотрели
две основные методологические традиции
в области рекламной
В основе теории бихевиоризма лежит концепция классического обусловливания И.И.Павлова. Основная идея концепции сводится к возникновению у человека ответной реакции на индифферентный раздражитель (который раньше такой реакции не вызывал), основанной на выработке у человека условного рефлекса. Характерно, что большая часть потребительской рекламы базируется на формировании связей между условными и безусловными стимулами. В этом случае задача рекламы — связать рекламируемый товар (условный стимул) с конкретным образом (безусловный стимул), обладающим привлекательностью для потенциального потребителя [24], [36].
Изучение рекламы
входит в сферу научных интересов гешт
Информация о работе Влияние рекламы на ценностные ориентации молодежи