Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 12:33, дипломная работа
Цель: изучить психологическое влияние рекламы на изменение ценностных ориентаций молодежи.
Исходя из поставленной цели решались следующие задачи:
1.Проанализировать теоретические данные о проблеме воздействия рекламы на ценностные ориентации молодежи;
2. Организовать и провести исследование по изучению данной проблемы;
Введение..............................................................................................................................3
1. Психологические основы целостности и единства личности человека…………………………………………………………………………………...6
1.1. Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности в психологии……..................................................................................................................6
1.2. Роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и их развитие.............................................................................................................................10
1.3. Типология системы ценностных ориентаций личности…………………………14
1.4. Менталитет как один из источников ценностных ориентаций человека……………………………………………………………………………….…18
2. Психологические аспекты рекламы как средства социальной коммуникации и воздействия........................................................................................................................23
2.1. Психологические подходы к организации рекламной деятельности……….......23
2.2. Формально-динамические характеристики рекламы и некоторые методы ее воздействия……………………………………………………………………………....27
2.3. Реклама в социокультурном пространстве……………………………………..…31
3. Исследование психологических аспектов влияния рекламы на изменение ценностных ориентаций молодежи …………...………………………………..……..35
3.1. Организация и методы исследования......................................................................35
3.2. Результаты исследования и их обработка...............................................................40
3.4. Интерпретация. Выводы и рекомендации………………………………………...48
Заключение........................................................................................................................53
Библиографический список.............................................................................................55
Рис.2.Уровни нормативных идеалов по методике Шварца
Рис.3. Уровни индивидуальных приоритетов по методике Шварца
Сравнение структуры ценностей данных групп по опроснику Ш.Шварца с помощью Т - критерия Стьюдента значимых различий не выявило. Однако у студентов, которые обычно смотрят рекламу, в уровнях нормативных идеалов наблюдается тенденция к доминированию гедонизма, а в уровнях индивидуальных приоритетов – тенденция к доминированию и стимуляции, и гедонизма.
Это можно объяснить тем, что возможно данные студенты находят в просмотре современной рекламы удовлетворение своей потребности в новизне, глубоких переживаниях; видят в ней некий образ чувственного удовольствия. Но здесь кроется опасность, что молодые люди подменяют реальность яркими вымышленными образами рекламы, что может существенно влиять на трансформацию их ценностных ориентаций. С другой стороны, гедонизм- стремление к получению чувственного удовольствия- близко к ценности «развлечения» по Рокичу, которая является одной из доминирующих ценностей современной рекламы и коррелирует с ценностями обобщенного образа западного человека. Отсюда можно предположить, что телевизионная реклама оказывает воздействие на ценностную ориентацию студентов из первой группы, «навязывая» тем самым «свои» ценности. Таким образом мы выявили, что в системе ценностных ориентаций студентов, которые при просмотре телевизионных передач чаще всего смотрят рекламу, доминируют ценности западной культуры, чем у студентов, которые стараются не смотреть рекламу. Следовательно, гипотеза № 2 подтверждается.
Как выше было сказано, нами использовался метод семантического дифференциала, целью которого являлось выявить субъективное отношение студентов к представленной телевизионной рекламе. В результате обработки и анализа данных мы получили, что в среднем респонденты обоих групп оценивают предложенные рекламные ролики положительно. Сравнение результатов оценки рекламы по трем шкалам с помощью Т - критерия Стьюдента показало, что студенты, которые обычно смотрят телевизионную рекламу, оценивают предложенные ролики более положительно, чем студенты второй группы, а именно считают их более привлекательными (р= 0,02) и интересными. Это может быть вызвано тем, что, во-первых, данные студенты находят в просмотре современной рекламы удовлетворение своей потребности в новизне, глубоких переживаниях; а во-вторых, возможно эти студенты более восприимчивы к воздействию рекламы, которая «завлекает» их благодаря своим механизмам влияния (язык визуальных образов, повторяемость информации, подражание, идентификация, метод заражения). Следовательно, гипотеза № 3 подтверждается.
Выводы
Теоретическая гипотеза, поставленная в начале курсовой работы, подтвердилась. Реклама может воздействовать на ценностные ориентации молодежи.
экспериментальные гипотезы:
Заключение
Итак, мы познакомились с феноменом психологического влияния рекламы на изменение ценностных ориентаций молодежи, прослеженным в научной литературе; провели исследование по изучению данной проблемы. Исследованию факторов, определяющих формирование ценностных ориентаций молодежи через призму социокультурного пространства, посвящены работы отечественных социологов и психологов: Н. Н. Волковой, Н. А. Журавлевой, А. Г. Здравомыслова, Н. И. Лапина, В. С. Лисовского, Н. Е. Покровского, И. А. Суриной, Е. С. Топилиной, В. В. Ученовой, В. Я. Ядова. Несмотря на определенный объем научных трудов, посвященных рекламе, системных психологических исследований ее роли в формировании ценностных приоритетов конкретных социальных групп, особенно студенческой молодежи, пока еще недостаточно.
Далее на основе
литературных источников
В последней основной главе мы описали проведенное исследование по изучению влияния рекламы на изменение ценностных ориентаций молодежи; обработали полученные данные и проверили выдвинутые гипотезы; написали выводы, рекомендации. В результате работы теоретическая гипотеза, поставленная в начале дипломной работы, подтвердилась. Существует влияние рекламы изменение ценностных ориентаций молодежи. Экспериментальная гипотеза №1 подтвердилась: современная телевизионная реклама в сознании молодежи чаще всего транслирует западные ценности. Экспериментальная гипотеза №2 подтвердилась частично, т.к. по второй методике значимых различий не выявлено, однако наблюдается тенденция к доминированию в системе ценностных ориентаций студентов, которые при просмотре телевизионных передач чаще всего смотрят рекламу, ценностей западной культуры, чем у студентов, которые стараются не смотреть рекламу. Экспериментальная гипотеза № 3 подтвердилась. Студенты первой группы положительно оценивают современную рекламу, чем студенты второй группы.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что необходимо продолжать изучение влияния рекламы на как в теоретической, так и в практической части, особенно с точки зрения социально - этических проблем. И мы надеемся, что наше исследование в этой сфере будет способствовать реализации новых идей, которые будут направлены на обеспечение информационной и психологической безопасности в СМИ.
Библиографический список
32. Малкина- Пых И.Г. Возрастные кризисы. М.: Эксмо, 2005. 402с.
Информация о работе Влияние рекламы на ценностные ориентации молодежи