Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 12:33, дипломная работа
Цель: изучить психологическое влияние рекламы на изменение ценностных ориентаций молодежи.
Исходя из поставленной цели решались следующие задачи:
1.Проанализировать теоретические данные о проблеме воздействия рекламы на ценностные ориентации молодежи;
2. Организовать и провести исследование по изучению данной проблемы;
Введение..............................................................................................................................3
1. Психологические основы целостности и единства личности человека…………………………………………………………………………………...6
1.1. Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности в психологии……..................................................................................................................6
1.2. Роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и их развитие.............................................................................................................................10
1.3. Типология системы ценностных ориентаций личности…………………………14
1.4. Менталитет как один из источников ценностных ориентаций человека……………………………………………………………………………….…18
2. Психологические аспекты рекламы как средства социальной коммуникации и воздействия........................................................................................................................23
2.1. Психологические подходы к организации рекламной деятельности……….......23
2.2. Формально-динамические характеристики рекламы и некоторые методы ее воздействия……………………………………………………………………………....27
2.3. Реклама в социокультурном пространстве……………………………………..…31
3. Исследование психологических аспектов влияния рекламы на изменение ценностных ориентаций молодежи …………...………………………………..……..35
3.1. Организация и методы исследования......................................................................35
3.2. Результаты исследования и их обработка...............................................................40
3.4. Интерпретация. Выводы и рекомендации………………………………………...48
Заключение........................................................................................................................53
Библиографический список.............................................................................................55
Сила рекламного воздействия
зависит от повторяемости
Еще один метод рекламного
воздействия - метод заражения.
Многие психологи определяют
его как бессознательную,
Таким образом, важным
-язык визуальных образов (образы прямо адресованы чувствам человека)
-повторяемость информации
-подражание
-идентификация
-метод заражения.
2.3. Реклама в социокультурном пространстве
Традиционно рекламу принято рассматривать как вид или этап бизнеса, а также как составной элемент маркетинга. Однако сегодня постоянно возникает необходимость анализировать ее с точки зрения культуры. Культура понимается здесь как сложившаяся в обществе система ценностей и норм поведения, которые реклама поддерживает или отвергает. Создавая изменяющуюся моду, реклама тем самым участвует в постоянном обновлении культуры, в ее развитии.
В социокультурных исследованиях рекламная деятельность выступает как психологическая основа создания новых форм культурной среды, социального мифотворчества, формирования системы культурных норм и ценностей. Как массовое общественное явление рекламная деятельность несет в себе огромный культурный потенциал, способный при определенных условиях положительно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом. При этом она играет важную роль не только в плане развития так называемой массовой культуры, но и культуры традиционной, классической. Все зависит от позиции общества по отношению к рекламе [48].
Реклама -структурный компонент культуры и инструмент духовного производства. Обращаясь к повседневным сферам поведения, реклама утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя от человека усилий на преодоление самого себя, она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условие постоянного жизнеобеспечения. Как средство трансляции культурной информации, она выполняет проективную роль в усвоении личностью (обществом) ценностей культуры в культурном обмене. Реклама проектирует информацию, а опосредованно — человека и общество.
Однако, являясь интеграционным
компонентом культуры и одной
из составляющих
Специфика деятельности
плохо, что правильно и неправильно, что
благородно и низменно, что с чем и
каким образом взаимосвязано. Как следствие
реклама выступает как мощный источник
формирования социальных отношений в
современном социокультурном пространстве,
базирующийся на образовательных и воспитательных
функциях своего воздействия, способствующий
становлению новых массовых потребностей,
ценностей, норм, моделей поведения социальных
групп, влияющих на формирование культуры
личности[49].
А. Моль подразделяет культуру на «индивидуальную» и «социальную» и определяет ее как «интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни». Она есть, по А. Молю, абстрактный элемент окружающего человека мира.
По А. Молю, индивидуальная культура — это «экран знаний», сформированный в сознании человека; на этот экран проецируются получаемые из внешнего мира новые стимулы-сообщения, и на этой основе строятся восприятия, то есть формы, способные получить дальнейшее выражение в словах и знаках. Анализируя современное состояние культуры, А. Моль делает вывод о том, что сегодня под влиянием средств массовой коммуникации происходит процесс превращения традиционной «гуманитарной» культуры в культуру «мозаичную».
Суть доктрины «гуманитарной
культуры» состоит в
Процесс становления «
Следуя этой логике, А.Н.Лебедев-Любимов отмечает, что современная реклама способна создать условия, при которых ценность информации о важном научном открытии может оказаться для него равной ценности информации о выпуске новой электронной игрушки для развлечения и т. п. [25]. В эпоху классической («гуманитарной») культуры, характерной, например, для периода Возрождения в отличие от современности, люди понимали, что научные, философские или религиозные ценности выше, чем ценности быта или развлечений. Одним из средств формирования «мозаичной культуры», по А. Молю, является реклама.
По мнению О.П.Елисеева, цель и содержание социализации сводятся к субъективации, что, в свою очередь и является процессом аккультурации. Аккультурация определяется логикой и закономерностями развития личности человека в социуме и в культуре. Он пишет, что «это развитие есть образование целостной системы внутренних и внешних отношений человека как системы открытой, системы, имеющей уникальную и вместе с тем типическую и закономерно определенную структуру. В подобной структуре непрерывно происходят процессы интеграции и дифференциации, кристаллизации и диссоциации ее компонентов» [5, c.35]. Все элементы культуры «являются действенными в силу их активного приятия или пассивного признания» [5, c.46].
В отечественной социальной психологии было выработано представление об общении (коммуникации) как процессе, в котором может происходить не только обмен информацией, полезной для его субъектов, или воздействие одного субъекта на другого, но и процесс их взаимного развития и саморазвития. Именно этим отличается диалог как высшая форма общения (коммуникации) от обычных проявлений общения. Диалог — это этап и уровень развития рекламной коммуникации, характеризующийся возникновением условий, при которых субъекты рекламной деятельности способствуют развитию друг друга (интеллектуальному, этическому, эстетическому и пр.). То есть реклама, принимающая форму диалога, способна не только продавать, удовлетворяя потребности одних людей и обогащая других, но и вызывать социальные изменения, формировать ценности и социальные нормы. От того, каким будет это влияние, зависит будущее общества. Иными словами, проблемы этики и воспитания так же имеют прямое отношение к психологии рекламы, как отрасли психологического знания.
А.Н.Лебедев-Любимов отмечает в современном обществе следующее противоречие: человек с недоразвитым честолюбием, не стремящийся к социальным достижениям практически не развивается как личность. Будучи социально неактивным, он постепенно становится заурядным, неинтересным, непривлекательным для окружающих существом, лишенным внутренней и внешней индивидуальности. Потребности человека с минимальным честолюбием ограничены и однообразны. В свою очередь, бизнесу и рынку такой потребитель не нужен. Поэтому современная реклама формирует не только потребителя, но и личность, ориентированную на социальные достижения, на проявление честолюбивых мотивов, мотивов достижения успеха, престижа. Однако негативными последствиями, платой за успех здесь могут стать многочисленные психологические проблемы, огромное психическое напряжение, возникающее в погоне за социальными достижениями. Неудовлетворенное честолюбие, невозможность достижения идеала, необоснованно выдвинутой цели, невозможность быть первым, постоянные поражения в соревновании и т. д. нередко приводят к психическим нарушениям, потере здоровья и многочисленным человеческим трагедиям [25].
Особое значение при создании рекламных сообщений имеют культурно- национальные ценности, поскольку, с одной стороны, для адекватного восприятия реклама должна быть « вписана» в культурный « контекст» общества, а с другой, - реклама, не соответствующая культурно- обусловленным требованиям этики и морали, способна нанести серьезные психологические травмы членам социума. Рекламная продукция, особенно зарубежная, как правило, не только не считается с национальным менталитетом и не принимает в расчет ожидания российской аудитории, но и пытается навязать адресатам чуждый им стиль мышления. [43].
Таким образом, реклама- структурный компонент культуры и инструмент духовного производства. Как средство трансляции культурной информации, она выполняет проективную роль в усвоении личностью (обществом) ценностей культуры в культурном обмене. Реклама проектирует информацию, а опосредованно — человека и общество, в частности используя формально-динамические характеристики. Реклама выступает как мощный источник формирования социальных отношений в современном социокультурном пространстве, базирующийся на образовательных и воспитательных функциях своего воздействия, способствующий становлению новых массовых потребностей, ценностей, норм, моделей поведения социальных групп, влияющих на формирование культуры личности.
3.4. Исследование
психологического влияния
4.1. Организация и методы исследования
Задачами нашего исследования являются:
В ходе проведения исследования нами были использованы следующие методы:
Описание методик
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1.
Специально разработанная
2. Опросник Ш. Шварца, адаптированный и стандартизированный В.Н.Карандашевым, для изучения ценностной сферы личности [20]. Данный опросник состоит из двух частей, отличающихся диагностическими целями. Первая часть опросника («Обзор ценностей») предназначен для изучения нормативных идеалов, ценностей личности на уровне убеждений, а также для выявления структуры ценностей, оказывающей наибольшее влияние на личность в целом, но не всегда проявляющейся в реальном поведении. Придерживаясь мнения о том, что содержание ценностей отражает типы мотивационных целей, которые они выражают, Ш.Шварц группирует отдельные ценности в соответствии с общностью целей в ценностные типы. Всего десять мотивационных типов:
-Власть. Центральная цель данного типа, по мнению исследователя, заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами. Ценности власти фокусируются на социальном уважении, достижении доминантной позиции в рамках целой социальной системы.
Информация о работе Влияние рекламы на ценностные ориентации молодежи