Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ 1 Введение Конвенция Эспо

ЛЕКЦИЯ 2 Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012). Общие подходы к оценке системы ОВОС

Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане

Статья 7. Закон РТ «Об экологической экспертизе» Объекты экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 3. Порядок оценки воздействия на окружающую среду
- ОВОС
ЛЕКЦИЯ 4 - Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Статья 17. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Статья 15. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

ЛЕКЦИЯ 5 . Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном
Контексте
Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»
Полномочия Правительства Республики Таджикистан

ЛЕКЦИЯ 6 Общие положения Порядка оценки воздействия
на окружающую среду
Орхусская конвенция


ЛЕКЦИЯ 7 Национальная система ОВОС
Выводы и рекомендации
ЛЕКЦИЯ 8 Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление

ЛЕКЦИЯ 9 Положение о порядке оценки воздействия на окружающую среду

Файлы: 1 файл

Обзорная лекция.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

(Статья 26. Планирование новых объектов и видов деятельности   Планирование новых объектов и видов деятельности, которые могут оказать влияние на окружающую среду, осуществляется на основе документации по оценке воздействия на окружающую среду, подвергаемой в обязательном порядке государственной экологической экспертизе. )                   

 

2.Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане

 

Нормативно-правовое регулирование порядка проведения ОВОС и ГЭЭ

 

Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими порядок проведения ОВОС и ГЭЭ, являются Закон РТ «Об охране природы» (1993), Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012), Порядок оценки воздействия на окружающую среду (утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.10.2006 года №464). Также с целью реализации положений указанных нормативно-правовых актов принят ряд подзаконных актов, регулирующих вопросы компетенции и полномочий уполномоченных органов, оплату проведения государственно экологической экспертизы, требования к проектной документации.

 

Закон РТ «Об  экологической экспертизе» определяет основные цели, задачи, принципы, объекты экологической экспертизы, виды экологической экспертизы (государственную и общественную) и порядок их организации и проведения, а также полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти на местах, права общественных объединений и граждан в области экологической экспертизы, их обязанности, а также права и обязанности заказчиков и других субъектов экологической экспертизы. Отдельная глава посвящена оценке воздействию на окружающую среду новых объектов и намечаемых видов деятельности.

 

Следует отметить, что Закон определяет широкий  спектр объектов экологической экспертизы, который включает не только новые планируемые объекты и виды деятельности, которые могут оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду, но и материалы обследования действующих предприятий, территорий экологического бедствия или чрезвычайных экологических ситуаций, материалы по созданию особо охраняемых природных территорий.

 

К объектам, которые подлежат обязательной экологической  экспертизе, Закон относит:

(Статья 7. Объекты экологической  экспертизы)

 

1) проекты нормативно-технических, инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов;

 

2) материалы,  предшествующие разработке прогнозов  развития и размещения производительных сил на территории Республики Таджикистан, в том числе:

 

• проекты государственных  комплексных и целевых социально-экономических, научно- технических и иных программ;

• проекты генеральных  планов развития территорий свободных  экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной

деятельности;

• проекты схем развития отраслей народного хозяйства, в том числе отраслей промышленности;

• проекты инвестиционных программ, затрагивающих вопросы  природопользования;

• проекты государственных комплексных схем охраны природы;

 

3) все виды  градостроительной документации, в  том числе:

 

• проекты генеральных  схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил;

• проекты территориальных  комплексных схем охраны природы и природопользования;

• схемы и  проекты районной планировки административно  территориальных образований;

• генеральные  планы городов и других поселений;

• проекты городской  и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

• генеральные планы территорий, подведомственных органов исполнительной власти на местах, а также селитебных, промышленных, рекреационных и др. функциональных зон;

• проекты детальной  планировки общественного центра, жилых  районов, магистралей городов;

• проекты застройки кварталов, участков городов и других поселений;

• проекты рекультивации  земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;

 

4) технико-экономические  обоснования и проекты строительства,  реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов, предприятий и другие проекты, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую среду, в том числе материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий;

 

5) технико-экономические  обоснования и проекты хозяйственной  деятельности, которые могут оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которые затрагивают интересы сопредельных государств, определенные международными правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан;

 

6) материалы по созданию предприятий нефтедобывающей, нефтегазоперерабатывающей, угледобывающей и горнорудной отраслей, а также крупных предприятий других отраслей промышленности с иностранными инвестициями, независимо от величины их уставного капитала;

 

7) материалы обследований действующих экологически опасных предприятий, объектов, техники, технологий, материалов и веществ, выполненных в установленном порядке, в случае принятия Правительством Республики Таджикистан соответствующих решений о проведении государственной экологической экспертизы по инициативе  уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды;

8) проекты международных  договоров, контрактов и соглашений, включая проекты соглашений о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие, предусматривающие использование природных ресурсов и отходов объектов с иностранными инвестициями;

9) техническая  документация на новую технику,  технологии, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, в том числе закупаемые за рубежом;

10) материалы  комплексного экологического обследования  территорий, обосновывающие

придание им правового статуса особо охраняемых природных территорий, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной ситуации;

 

11) проекты схем  охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении государства;

 

12) материалы  по видам деятельности, представляющим  экологическую опасность;

 

13) иные виды  документов, которые приняты в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

 

 

Объекты и виды деятельности, подлежащие процедуре  ОВОС

(согласно  Порядку оценки воздействия на  окружающую среду ).

 

1. Гидроэлектростанции,  теплоэлектростанции и другие  установки для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт

2. Установки  для извлечения асбеста и переработки  и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов:

- в отношении  асбестоцементных продуктов- с  годовым производством более 20000 тонн готовой продукции;

- в отношении фрикционных материалов- с годовым производством более 50 тонн готовой продукции; и

- в отношении  других видов применения асбеста-  с использованием более 200 тонн в год.

3. Химические  комбинаты

4. Строительство  автомагистралей, скоростных дорог,  железнодорожных трасс дальнего сообщения, аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 2100 м и более.

5. Нефте- и  газопроводы с трубами большого  диаметра.

6. Нефтеочистительные  заводы (за исключением предприятий,  производящих только смазочные материалы из сырой нефти) и установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев производительностью 500 тонн или более в день.

7. Крупные плотины  и водохранилища.

8. Вырубка лесов  на больших площадях.

9. Установки  по удалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсичных и опасных отходов.

10. Крупные склады  для хранения нефтяных, нефтехимических  и химических продуктов

11. Крупные установки  для доменного и мартеновского  производства и предприятия цветной металлургии.

12. Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или более.

13. Крупномасштабная  добыча, извлечение и обогащение  на месте металлических руд и угля.

14. Производство  целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или более метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку.

 

 

 

Справка: Экспертиза проектов,  подлежащие процедуре ОВОС

 

Вопрос о том, подлежит ли проект процедуре ОВОС согласно Закону об экологической экспертизы и порядка об ОВОС определяется на основании размера проекта. Однако, размер проекта не является единственным фактором, определяющимстепень воздействия проекта на окружающую среду.

 Так, например, ТЭС  вне зависимости от своего  размера будет оказывать серьезное  воздействие на окружающую среду, если она работает на топливе, использование которого сопровождается выбросом веществ. 

 

По  этой причине в отношении проектов 2-ой категории, размер которых меньше норматива для отнесения к  проектам 1-ой категории (что является условием для автоматического выполнения ОВОС), вопрос о необходимости проведения процедуры решается индивидуально по каждому отдельному проекту.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 3  Порядок оценки воздействия на окружающую среду

 

В рамках данного цикла лекций рассматриваются вопросы, связанные с планируемой деятельностью, которая может оказывать воздействие на окружающую среду, и оценкой этого воздействия.

 

ОВОС

 

Законом РТ «Об  экологической экспертизе» определено, что планирование новых объектов и видов деятельности, которые могут оказать влияние на окружающую среду, осуществляется на основе документации по оценке воздействия на окружающую среду, подвергаемой в обязательном порядке государственной экологической экспертизе.

Перечень объектов и видов деятельности, для которых  обязательна разработка документации по оценке воздействия на окружающую среду, определяется Правительством Республики Таджикистан (Статья 10. Полномочия Правительства Республики Таджикистан в области экологической экспертизы Правительство Республики Таджикистан:

-организует разработку и исполнение государственных программ экологической экспертизы).

 

Организация и  проведение оценки воздействия на окружающую среду на всех этапах планирования и проектирования объектов, финансирование разработки документации по

оценке воздействия на окружающую среду, организация общественных обсуждений намечаемой деятельности, представление документации по оценке воздействия на окружающую среду необходимых для государственной экологической экспертизы осуществляются заказчиком.

 

Требования к процедуре проведения, оценки воздействия на окружающую среду, а также к документации по оценке воздействия на окружающую среду должны быть перечислены в Положении об оценке воздействия на окружающую среду, утверждаемом Правительством Республики Таджикистан

 

Постановлением Правительства  Республики Таджикистан от 03.10.2006 года №464 был утверждён «Порядок оценки воздействия на окружающую среду» (далее - Порядок)4, в котором определены:

 

• общие положения, включая основные понятия (Раздел I);

• цели и принципы ОВОС (Раздел II);

• правовая база и основные процедурные аспекты  ОВОС (Раздел III);

• статус ОВОС в системе принятия решений (Раздел IV);

• участники  ОВОС (Раздел V);

• основные функции  Заказчика (Исполнителя) работ по проведению ОВОС (Раздел VI);

• основные функции органов власти и управления (Раздел VII);

• эколого-экономическая  оценка планируемой деятельности при  проведении ОВОС (Раздел VIII);

• участие общественности в процедуре ОВОС (Раздел IX).

 

В Порядке в также определены :

 

  • Перечень объектов и видов деятельности, для которых обязательна разработка документации ОВОС (Приложение 1;
  • типовое содержание материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в инвестиционном проектировании  (Приложение 2),
  • содержание материалов ОВОС при организации особо охраняемых природных территорий (Приложение 3),
  • а также общая схема процесса ОВОС (Приложение 4,).

Информация о работе Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"